Пояснительная записка
В данной работе я предлагаю презентацию, в
которой математические задания, решаемые в
рамках одного урока, объединены одной идеей. На
мой взгляд, именно такая презентация может
способствовать активизации познавательной и
мыслительной деятельности учащихся. Текстовые
задачи, предлагаемые в презентации, содержат
информацию об объектах, встречаемых в жизни.
Так же надо помнить, что ни одна презентация не
даст желаемого результата без личности учителя,
без его живого слова. Именно учитель создает
заинтересованность на уроке, постоянно
мотивируя и направляя учащихся перелистывать
страницы презентационных слайдов. Поэтому очень
важную роль я отвожу комментариям, которыми
учитель сопровождает показ каждого слайда и
тому, какими методическими приемами он
пользуется при решении каждой задачи.
Смена слайдов происходит по щелчку мыши, это
позволит учителю учитывать индивидуальные
особенности учащихся, уровень подготовленности
класса по данной теме.
Цели урока:
- Деятельностные:
- формировать способность к обобщению известных фактов, к выявлению соответствий между величинами;
- формировать способность к рефлексии собственной деятельности.
- Образовательные:
- закрепить знания и умения по темам:
- перевод обыкновенной дроби в проценты,
- решение задач на части и проценты,
- вычисление площади полной поверхности прямоугольного параллелепипеда,
- выполнить проверочную работу на нахождение значения части, целого или процентов.
- закрепить знания и умения по темам:
- Развивающие:
- развивать мышление, умение анализировать, сравнивать;
- расширить свои знания об экономном использовании электроэнергии;
- способствовоть развитию коммуникативных умений;
- повышать интерес к предмету за счет показа практической значимости математических знаний для решения задач из повседневной жизни.
- Воспитательные:
- воспитывать ответственность при работе в паре и в группе;
- экологическое воспитание; формирование бережного, экономного отношения к использованию электроэнергии.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения:фронтальная, индивидуальная, работа в паре и группе.
Оборудование: компьютер и проектор, коробки (упаковочный материал) в форме прямоугольного параллелепипеда.
Структура урока: с использованием презентации.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Слайд 1. Организационный момент (2 мин.) | |
Учитель приветствует класс, поясняет цели и задачи урока, объявляет ключевое слово урока (электричество). | Ученики записывают тему урока и
ключевое слово урока: электричество. (Слово надо записать обязательно, иначе выполнение следующего задания будет затруднено) |
Слайд 2. «Логическая цепочка» (2мин) | |
Учитель организует фронтальную работу
по решению логического задания: «Определи
лишнее слово так, чтобы из оставшихся слов можно
было составить логическую цепочку.» На экране
появляются слова: конфорт, темно, светло, свет.
Лишнее – темно. Электричество – свет – светло – комфорт Вопрос: «С помощью чего свет приходит в жилые помещения?» Слово «Лампочка» занимает место в составленной цепочке. Далее учитель с помощью учеников выясняет, что они знают о том, какие виды ламп существуют. |
Учащиеся высказывают свое мнение, доказывая свою точку зрения. |
Слайд 3. Математический диктант (5 мин.) | |
Одним из атрибутов праздника являются
гирлянды. Перед вами пять гирлянд. Все они разные
и по форме, и лампочки разного цвета, но у них
можно заметить, что то общее... (есть лампочки
голубого цвета) Задание №1. а) Какую часть от всех лампочек гирлянды составляют лампочки голубого цвета? Организуется проверка, на экране появляются ответы, ребята оценивают увиденное. в) Сократи дробь. Организуется проверка, на экране появляются ответ, ребята оценивают увиденное. с) Сколько это процентов? Организуется проверка, на экране появляются ответы, ребята оценивают увиденное. Внимание! Сознательно допущена ошибка. Это
заставляет учащихся быть внимательными. |
Учащиеся могут сами заметить сходство
между гирляндами. Учащиеся: – записывают дроби в столбик, каждую с новой
строки. (Слева от дроби пишут «+», если
совпал ответ; «–», если нет;
показывают эти знаки используя находящиеся
под рукой предметы, например шариковые ручки или
карандаши) |
Слайд 4. Задача на использование экономной лампочки в быту (5 мин.) | |
Учитель мотивирует учащихся на решение
данной задачи, выдавая эту проблему за свою. Задание
№2. «Экономную лампу какой мощности надо
купить, чтобы заменить 60 ваттовую лампу
накаливания?» Вопрос: «Как по-вашему, надо ли использовать эти лампы в быту?» |
Учащиеся осознают, что в задаче не
хватает данных. Анализ и обсуждение проводится
в паре. |
Слайд 5. Повторение
основных понятий связанных с прямоугольным параллелепипедом. (2 мин.) |
|
Перед тем как перейти к данному слайду,
учитель выясняет, как называется геометрическая
фигура, в форме которой изготавливают данные
коробки. Задание № 3. Какие геометрические понятия скрыты под цифрами. Оценивание можно провести в форме
физкультминутки. (К моменту проверки, все
учащиеся уже стоят около своих парт.) «Согласны»
– руки вперед, |
Устная работа в паре. Справились –
встают (следят за осанкой) 1. Вершина. |
Слайд 6. Развертка куба. (2мин) | |
Задание № 4 Игорь приготовил несколько разверток полной поверхности куба. Все ли они правильные? Свой ответ поясни. |
Фронтальная работа |
Слайд 7. Практическая работа (5 мин.) | |
Учитель раздает коробочки в форме
прямоугольного параллелепипеда. Озвучивает
проблему: «Как рассчитать, сколько картона (по
площади) необходимо потратить на изготовление
данной коробки?» Задание: «Составить план решения данной проблемы.» (3 мин.) |
Работа в группах. Группы создаются быстро и просто. Четверки (первая парта поворачивается ко второй, третья к четвертой, и т.д.). Учащиеся устно обсуждают проблему. Предложения выслушиваются, дополняются, итог подводится через слайд. |
Слайд 8. Домашнее задание (2 мин.) | |
1. На листе формата А4 изобразить
развертку коробки для хранения экономной лампы,
продумать ее дизайн. Используя результаты
практической работы, вычислить площадь ее полной
поверхности. Выясните, сколько процентов
площади от всего листа будет потрачено на
изготовление коробки. 2. Сравнить стоимости лампы накаливания и экономной лампы (на сколько; во сколько; отношение; на сколько %) |
Учащиеся получают листочки, где
подробно записано домашнее задание. Учитель заранее их готовит. (Это необходимо для того, чтобы сэкономить время на уроке, учащиеся этого возраста отличаюся медлительностью). |
Слайд 9. Самостоятельная работа (7 мин.) | |
Задание: «Вычисли неизвестное
число» Если есть необходимость, учитель напоминает как найти «х» в каждом случае.
25% от х =
20 3 к 6 = х Подводя итог самостоятельной работы, учитель просит поднять руки тех, кто: 1) не сделал ни одной ошибк; Учитель делает вывод: «Конечно, хорошо в быту иметь экономные лампы (вряд ли все себе это могут позволить из-за их стоимости), но можно существенно сэкономить электроэнергию если просто выключать свет, когда он вам не нужен.» |
Учащиеся записывают только ответы (в
три столбика по четыре ответа в каждом). Для тех,
кто справляется раньше, дается возможность
предварительной проверки (высвечивается таблица
с ответами) «отлично» – нет ошибок; |
Слайд 10. Рефлексия урока (2 мин.) | |
Определите истинность для себя одного
из следующих утверждений :
|
Поднимают руку. |
Используемая литература:
1) Грушевская Л.А., Кубышева М.А. и др.
Дидактические материалы для слушателей курсов
повышения квалификации.(Школа 2000...)
Москва,2003г.
2) Я. Менцис (старш.), Я.Менцис (млад.)
Математика 5.кл Звайгзне АВС, Рига, 2008 г.
3) http://www.google.ru/Atteli
4) http://cabel.uaprom.net/a11892-ekonomnaya-lampochka-pravda.html
5) http://www.tv100.ru/news/Stranu-zhdet-jekonomnaja-i-svetlaja-zhizn-14737/page/7/