Программное содержание.
Материалы:
Большой лист бумаги, фломастер, 4 стрелки указывающие направление движения; набор овощей: морковка, репка, огурчик, помидор (по два предмета на каждого ребёнка); листы картона, разделённые на 4 части (по одному на каждого ребёнка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приглашаю детей собраться вокруг стола, на котором лежит лист бумаги. С помощью детей рисую план групповой комнаты, обозначая самые главные ориентиры - дверь, окна, кукольный уголок и т.д. объясняю то, что изображено на листе. Когда план готов, говорю детям:
- Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончики, а я - паровоз.
Поезд будет ездить туда, куда показывает стрелка.
Прочерчиваю на плане путь поезда.
Дети встают друг за другом. Указываю на стрелку и объясняю:
- Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали. Веду поезд в одном направлении. Доезжаем до стрелки, указывающей поворот движения. Говорю детям:
- Стрелка показывает, что надо поворачивать сюда.
Провожу рукой вдоль стрелки, продлевая её направление. Поезд поворачивает и идёт до следующего указателя. Около указателя остановка — лесная поляна - дети собирают цветы. Говорю детям:
- Сейчас паровозиком будет Паша. Он повезёт весь поезд. Смотри.
Куда стрелка указывает, туда и надо ехать.
Поезд едет до последней стрелки. Остановка. Деревня (воспитатель надевает расписной платок). Поворачиваюсь к детям.
- Здравствуйте ребятки. Я бабушка Матрёна. Как хорошо, что вы ко мне приехали. У меня очень большой огород, поэтому я не знаю какие овощи и на какой грядке посадить. Приезжала ко мне внучка Настенька - нарисовала рисунок. А я бабушка старенькая, ничего не понимаю. Помогите мне, пожалуйста. Нужно посадить овощи так, как показано на рисунке.
Дети выполняют задание (при затруднении объясняю им принцип замещения по цвету: жёлтый кружок обозначает репку, зелёный — огурчик и т.д.)
После выполнения расспрашиваю детей: “Что будет расти на этой грядке и т.д.”
Благодарю детей, прощаюсь с ними, снимаю платок. Предлагаю поехать на поезде в детский сад.
Введение регионального компонента
в раздел “Ознакомление с пространственными
отношениями”
(программа “Развитие” Л.А. Венгера)
Средняя группа
№ занятия | Программное содержание | Региональный компонент | Материал |
31 | Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства | Название улицы и № дома, где находится детский сад | Макет участка детского сада, табличка, № и название |
39 | Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства | Название улиц, прилегающих к детскому саду | Макет местности, планы местности |
Введение регионального компонента
в раздел “Ознакомление с пространственными
отношениями”
(программа “Развитие” Л.А. Венгера)
Старшая группа
№ занятия | Программное содержание | Региональный компонент | Материал |
1-4 | Развитие пространственных представлений в процессе изображения плана открытого пространства | Название улицы и номер дома, где находится детский сад | Экскурсия по участку, табличка № и название |
13-15 | Развитие пространственных представлений при прочтении плана другого открытого пространства | Название улиц, номера домов, прилегающих к детскому саду. Растения, произрастающие на территории (березы, рябины, осины, кусты малины). Объекты: центр детского творчества, городской музей прикладного искусства, стоматологическая поликлиника, школа № 1, управление предприятия “Ковдорслюда” | Фото, экскурсии |
17 | Развитие пространственных представлений при прочтении готового плана открытого пространства и изображение направлений н нем | Общественный транспорт города | Фото, наглядный показ |
18 | Прочтение карты | Достопримечательности
города: - действующие (ГДК, КГОК, центр семейного
отдыха, городской стадион, городской бассейн,
спортивные школы, школа искусств, дом быта,
магазины, аптеки, поликлиники, больница, рынок,
гостиница, банк, швейная фабрика, школы, детские
сады); |
Фото, экскурсии |
Введение регионального компонента в
раздел
“Ознакомление с пространственными
отношениями”
(программа “Развитие” Л.А.Венгера)
Подготовительная группа
№ занятия | Программное содержание | Региональный компонент | Материал |
20 | Развитие пространственных представлений при прочтении карты г. Москвы | Ориентирование с помощью компаса на карте родного города, рассматривание общепринятых условных обозначений | Карта г. Ковдора, компас |
21 | То же | Нахождение на карте г. Ковдора месторасположение парка, озера и пр., определение их координат. Показ на карте достопримечательностей города | Карта г. Ковдора, фото |
23-24 | Развитие пространственных представлений при составлении разных маршрутов по карте Г. Москвы | Самостоятельное составление детьми различных маршрутов по родному городу (через центр города, по маленьким улицам) | Карта Ковдора, маленькие игрушечные машинки, фото. Экскурсия по маршрутам, составленным детьми |
25 | Развитие пространственных представлений при сравнении карт Москвы и Московской области | Сопоставление карты Ковдора с картой Мурманска и с картой Мурманской области. Сравнение их по масштабу | Карты Ковдора, Мурманска, Мурманской обл. Фотоальбом г. Мурманска. Эмблемы городов Мурманской обл. |
“Ознакомление с пространственными отношениями”
Консультация для воспитателей ДОУ
Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Понимание и использование дошкольниками планов разных пространственных ситуаций приводит к формированию полноценной пространственной ориентировки.
С четырех лет дети начинают осваивать пространственные отношения между предметами. Это трудно, и, чтобы облегчить детям задачу, воспитатель знакомит их со средствами, выработанными в человеческой культуре, - элементарными планами для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.
Педагог подбирает эмоционально значимые, проблемно интересные ситуации, в которых умение пользоваться планом необходимо ребенку для какого-то увлекательного игрового действия. Например, в игре “Кукла Маша купила мебель” воспитатель рассказывает о том, как Маша купила мебель и расставила ее в своей комнате (рассказ сопровождается показом): “Посередине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном - диван”. Такая завязка занятия сразу обеспечивает живой интерес детей и тесный контакт с ними взрослого.
Далее идет рассказ о том, как медвежонок Мишка пришел к Маше в гости, увидел, как удобно Маша расставила мебель, и тоже захотел поставить в своей комнате стол, стул, диван на тех же местах.
Воспитатель берет лист бумаги (“это как - будто Мишина комната”), разъясняет, где расположена дверь, а где окна (они изображены на листе). Затем говорит, что вместо стула, стола и дивана у детей будут похожие на них фигуры: круг, квадрат, прямоугольник (“это как - будто мебель”), предлагает подумать и показать, какая фигура будет вместо стола, какая - вместо стула, какая - вместо дивана. Далее дети поочередно размещают свои фигуры (заместители реальных предметов) в соответствующих местах листа бумаги.
В этой игре при помощи наглядных моделей обозначаются пространственные отношения между предметами. Составление плана имеет важнейшее значение для понимания детьми посреднической функции модели, показывающей связь между реальными объектами.
Все это, а именно: что надо сделать на занятии и для чего, необходимо четко осознавать воспитателю. Очень важно решать эти сложные задачи в игровой форме, но еще важнее “не заиграться” и не упустить того стержня, ради которого проводится игра.
Игра может усложняться. Могут добавляться предметы в игрушечной комнате. Может быть предложено задание, обратное первоначальному - расстановка кукольной мебели по заранее вычерченному плану: например, Маша хочет сделать перестановку, а Миша, помогая ей, нарисовал на бумаге, как должна стоять мебель. То есть это игра, которая очень увлекает детей, может продолжаться от занятия к занятию. Макет кукольной комнаты привлекает детей. Они с удовольствием играют, все заинтересованы. Не нужны дополнительные усилия для организации внимания. Ребенок не ощущает, что его учат. Воспитатель - заинтересованный участник игры и в то же время старший товарищ, который приходит на помощь каждый раз, когда что-то не получается.
Ведя занятия, воспитатель фиксирует, как действует каждый из детей. Деление детей на подгруппы дает такую возможность.
Осуществляя индивидуальную работу с детьми, можно использовать различные приемы. Например, в работе с планами воспитатель может намеренно создать ситуацию, когда он “ошибается” (например, не может найти по плану спрятанную игрушку). Дети его поправляют, объясняя, как надо было, пользуясь планом, искать игрушку. Кому-то он может предложить искать игрушку вместе, кого-то взять проводником в путешествие за “кладом” (нахождение клада указано на плане) и т.п.
Работа в старших группах усложняется, прежде всего, за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве (сначала ограниченном, потом открытом).
Дети учатся ориентироваться в детском саду, на участке детского сада, а в дальнейшем и на незнакомой местности (улице, парке, микрорайоне и т.д.).
Программа предусматривает знакомство детей с назначением и устройством компаса, с системой координат, знакомство с различными схемами и картами.
Специальная организация работе по ориентировке в пространстве приводит к возникновению у детей таких форм пространственных представлений, которые при обычной системе дошкольного обучения вообще не возникает. Работа по программе дает существенные сдвиги в умственном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры.
“Квартирный вопрос в Солнечном городе”
Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 5-6 лет
Программное содержание:
- Развивать пространственные представления в процессе прочтения плана.
- Развивать умение решать логические задачи.
- Воспитывать желание оказывать помощь сказочному герою.
- Создать эмоционально-положительный настрой.
Материал:
- Конверт с письмом.
- Билетики (разноцветные геометрические фигурки).
- План части группы.
- Лабиринты по количеству детей.
- Планы группы с указателями по количеству детей.
- Игрушечная мебель.
- Макет игрушечной комнаты, план макета.
Ход занятия
Дети играют в группе.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель открывает конверт и читает письмо:
“Привет, девчонки и мальчишки. Меня зовут Незнайка, я живу в Солнечном городе. Недавно я построил новый домик и теперь мне нужна новая мебель. Мои друзья Шпунтик и Винтик изготовили ее. Помогите мне, пожалуйста, привезти новую мебель в мой домик. По билетикам вы попадете в мастерскую. Удачи вам, друзья.
Воспитатель раздает детям билетики (разноцветные геометрические фигурки) и показывает план части группы.
Дети садятся в соответствии со своими билетиками и планом группы.
Воспитатель: Ребята, есть много разных дорог, но в мастерскую ведет только одна.
Проведите машинку по лабиринту и в конце пути увидите - какую мебель надо привезти.
Дети проводят машинки по лабиринту, переворачивают листочек - там нарисована разная мебель (стулья, кресла, шкафы и т.д.)
Воспитатель раздает детям планы группы, где указаны места с мебелью (в планах указатели в разных местах).
Дети находят мебель и приносят ее воспитателю. Когда вся мебель найдена, раздается стук в дверь. Приходит Незнайка.
“Здравствуйте, ребята. Большое спасибо, что вы привезли всю мебель. Вы мне очень помогли. Я долго думал, как ее поставить в моей комнате и ничего не придумал. Тогда Знайка нарисовал мне план и я принес его сюда. Расставьте, пожалуйста, мебель, как показано на плане”.
Дети расставляют мебель в соответствии с планом. Незнайка благодарит детей и приглашает всех на новоселье.
“Гость из далекой Австралии”
Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 6-7 лет
Программное содержание:
- Развитие пространственных представлений в пределах групповой комнаты.
- Развитие образного и логического мышления, познавательного действия.
- Развитие умения называть координаты любой точки.
- Развитие пространственных представлений при прочтении карты Мурманской области, карты мира.
- Закрепление знаний детей о животном и растительном мире природных зон Земли, о родном крае.
- Создание эмоционального настроя детей.
- Воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.
Материал:
- Старая карта с указанием клада, письмо в конверте.
- Тетрадные листы в крупную клетку, карандаши по количеству детей.
- Плоскостные изображения видов транспорта (самолет, поезд, машина, корабль).
- Страусенок (картинка и игрушка)
- Демонстрационная игра “Морской бой” с корабликами.
- Карта Мурманской области, карта мира, фишки.
Ход занятия
Звучит музыка “Пение птиц в лесу”.
Воспитатель: “Весна идет, бегут ручьи и птицы весело щебечут”.
Ребята, интересно, о чем они щебечут. Давайте послушаем.
Я сейчас услышала разговор двух воробышков. Один воробей сказал другому: “Если дети этой группы повернут налево и дойдут до конца пути, не сворачивая, они узнают огромный секрет”. Отправляем одного мальчика в путь, он приносит запечатанный рулон, в нем старая карта (с указанием клада). Дети с помощью карты находят конверт с письмом. Зачитываем его: “Дорогие ребята, я очень много слышал о вас и о вашем детском саде, И мне очень хочется побывать у вас в гостях, но я живу в далекой стране Австралии и не знаю, как к вам приехать. Помогите мне, пожалуйста. У меня есть волшебный экран, в котором я увижу весь путь, что вы мне укажите. А если вы хотите узнать, кто я, нарисуйте мой портрет.
Проводится графический диктант. Дети рисуют страусенка.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карте, где живет страусенок и как ему попасть в наши края.
Дети показывают на карте Австралию и Кольский полуостров. Находят картинку страусенка.
Воспитатель: Ребята, что на карте обозначается голубым цветом - море, океан. Надо его переплыть. “Садись, страусенок, на корабль”.
Звучит музыка “Песня пиратов”. Ставится игровое поле “Морской бой”.
Воспитатель: Дети, морские разбойники окружили страусенка на своих кораблях и лодках. Надо потопить пиратские корабли, чтобы страусенок мог переплыть океан.
Дети называют координаты и топят кораблики.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Недаром говорится - друзья познаются в беде. Как дружно вы помогли страусенку избавиться от пиратов. А сейчас всех друзей приглашаю на веселый танец.
Физминутка “Песенка друзей”.
Воспитатель: Корабль пристал к берегу. Но предстоит еще очень долгий путь. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно быстрее всего добраться до нашего края? Страусенок сел в самолет и полетел. Выглянул страусенок в иллюминатор и увидел красивую землю и много разных животных и растений. И загрустил страусенок. Он впервые увидел столько новых и незнакомых животных и растений. Давайте познакомим его с ними.
Сейчас страусенок летит над пустыней. А кого он видит? А вот он уже пролетает над зоной лесов - тайгой. Кто здесь живет? А вот снежная тундра и Арктика. Кого он видит?
Самолет начал снижать скорость и приземлился в главном городе нашей области. Какой это город? А как же страусенку попасть в Ковдор. На чем он поедет? (Машина или поезд). Ребята, назовите страусенку города, мимо которых он будет проезжать (называют и показывают на карте).
Вот и приехал страусенок в Ковдор. Но у нас в городе много детских садов и других зданий. Чтобы страусенок не заблудился, найдите на макете города наш детский сад и прикрепите к нему красный флажок.
Звучит музыка “Пение птиц”.
Воспитатель: Ой, слышите, это птицы встречают страусенка. Посмотрите в окошко, а я его встречу в раздевалке.
Вносится игрушка - страусенок.
Страусенок: “Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо показали и рассказали, как к вам добраться и очень быстро избавили меня от пиратов. Большое спасибо. С вашей помощью я быстро нашел дорогу. Приехал я не просто так, а с секретом. Мы вместе с мамой - страусихой вылепили моих друзей. Если вы их назовете, я подарю вам жителей саванны.
Дети называют животных и растения саванны. Дарятся фигурки: слон, жираф, зебра, кенгуру, лев и т.д.