Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенности природных зон Кемеровской области, показать их значение в жизни человека. Познакомить со старинными традициями, одеждой, истоками их зарождения.
Оборудование: Журналы “Воспитание школьников”, 1988,№4, “Начальная школа”, 1986,№6, 1991, “Школьникам о лесе”, В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”, Л.И. Соловьев “Краеведческие игры”, поделки из природного материала, карта природных зон России и Кемеровской области, лотки коробейников, записи русских народных песен.
Подготовительная работа: каждый ряд готовил описание природных зон, рекламу товара, продукцию зон, костюмы.
В классе парты поставлены буквой “П”. На столе слева представлены смешанные леса Мариинского района. На столе туески, берестяные изделия, муляжи грибов, варенье, лекарственные травы, деревянная ложка, картинки с изображением пушных зверей.
Стол посередине – степная и лесостепная зона Беловского района. На столе: мука, пшеница, овес, печенье, булочки, самовар с чаем.
Справа стол представляет тайгу Таштагольского района. На столе: дощечки, кедровые орехи, лесные ягоды, рисунки или слайды с изображением животных.
Перед уроком звучат русские народные песни: “Золотое кольцо”, звучит гармонь.
Ход ярмарки
Первая ведущая: Добрый день, гости званные и желанные! Вы, купцы, люди торговые! Собрались мы на ярмарку, веселую, на старинную. (Запевает песню Н. Чудиновой “Еду да я на ярмарку”). Во время песни коробейники, которые с лотками вместе с ведущей, проходят вдоль столов, предлагая товар: бусы, ленты, шкатулки, платки.
Коробейник: Давай подходи и других приводи! Хоть я сам не пригож, товар привез хорош.
Первая ведущая: Пролегли от городов пути – дороженьки по всей земле Кузнецкой, да по всему белому свету. Как по этим путям- дорожкам идет славушка великая про нашу землю.
Вторая ведущая: А ты думаешь, что сидя здесь, во многих городах побывать можно?
Первая ведущая: На ярмарке все возможно. Покупайте, продавайте и жетоны набирайте.
Вторая ведущая: Тогда с ярмарки начнем. Всем кто подходит, и всем, кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из таежной Горной Шории Таштагольской губернии.
- Рассказ о тайге (Приложение № 1).
- Реклама товара. (Привезли мы товару разного: ягоды, орехи, меха.
А послушайте, люди добрые, о нашем товаре, может, и купите. Загадывают загадки кто ответил получает товар. Кто больше всех наберет товару или жетоны тот получает оценку)
Первая ведущая: Ярмарка, ярмарка! Веселись народ. Ну-ка, красавица, выходи вперед. (Выходит кто желает танцевать русский народный танец).
Вторая ведущая: Глядите не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, быстрее раскупайте. Ну что за товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай который хочешь.
Первая ведущая: Мариинские купцы, что вы нам привезли?
- Рассказ о смешанном лесе (Приложение №2).
- Реклама продукции: ложки, грибы, травы, берестяные изделия.
Первая ведущая: Балалайка звонкая, тульский самовар. Праздник на ярмарке, праздничный базар. (Игра на балалайке или баяне, ложках, можно исполнить частушки)
Вторая ведущая: А это откуда к нам пожаловали купцы?
- Рассказ о степи и лесостепи Беловского района.
- Реклама муки, гречки и т.д.
Первая ведущая: Тары-бары, растабары. Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, забирайте на расхват. (Звучит песня “Валенки”)
В это время учащиеся подходят к центру, где стоит коробейник с палкой (шестом), на котором ленты. Берут по одной ленте, натягивают, получается карусель и, вращаясь вокруг коробейника, подходят к купцам делая вид, что покупают товар, и отдают за каждый купленный товар жетон. Как музыка заканчивается, все садятся на свои места.
Вторая ведущая: Кто больше продал товар? Какой купец самый ловкий, быстрый, удачливый? Что продали Маринские купцы? Сколько продали Таштагольские купцы? А какая выручка у Беловских купцов? Лучшими оказались… Они продали весь товар.
Первая ведущая: Объявляется конкурс потешек, загадок, пословиц, а учащиеся в это время могут попить чай и поучаствовать в конкурсах.
Вторая ведущая: Подходи честной народ! Стою на краю, чуть недаром отдаю: за загадки, шутки, за песни, прибаутки.
Загадки
1. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
2. Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза)
3. Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)
4. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)
6. Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещу,
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, запищу. (Иволга)
7. Маленький рост, длинный хвост. (Мышь)
8. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
9. Стоит мальчонка - замаслена шапчонка
10. Есть один цветок такой,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
Закончите пословицу…
- Дверь запри… … … (потом спать укладывайся).
- В разбитой посуде… … … (воды не удержишь).
- Лошадь не купил … … … (конюшню строит).
- Когда лошадь украли … … … (начал конюшню запирать).
- Помни ото рта до уха … … … (всего четыре пальца).
- У всех разное горе, а у мельника … … … (одно - воды нет).
- Не любит змея мяту … … … (всегда у ее норы растет).
Учащиеся (купцы) соревнуются в пляске, песне на приз.
Первая ведущая: Спасибо вам, гости дорогие, за ваш товар.
Вторая ведущая: Приезжайте к нам еще.
Вместе: До свидания!