Цели урока:
- повторить основные условия осложнения простого предложения;
- развивать и совершенствовать умение учащихся различать конкурирующие синтаксические конструкции при выполнении задания В-5 единого государственного экзамена по русскому языку;
- работать над формированием умения осознанно выполнять определенную последовательность действий при анализе синтаксической структуры простого осложненного предложения.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- раздаточный материал: блок-схема «Чем может быть осложнено простое предложение»; таблица – материал для наблюдений (Приложение 1); тестовые задания (Приложение 2)
При выполнении задания В-5 единого государственного экзамена учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями. Их причина заключается в плохо сформированном у многих наших учеников умении отличать друг от друга конкурирующие синтаксические конструкции, т.е. такие, которые внешне очень похожи друг на друга (например, придаточное определительное предложение и обособленное определение, сравнительный оборот и обособленное приложение и т.д.). Именно на этой похожести зачастую строится задание В-5, при выполнении которого наши ученики то и дело попадают в так называемые «ловушки», расставленные для них авторами экзаменационных тестов. Поэтому важнейшая цель данного урока – учить ребят видеть эти «ловушки» и не попадаться в них.
При подготовке к уроку ученики получают задание рассмотреть предложенную схему (Приложение 1), которая выдается каждому ученику. Ребята должны прочитать данные пары примеров и подумать над тем, что в них общего и в чем заключаются различия. Никаких записей до урока делать в схеме не надо.
Для практического применения полученных знаний выполняем тестовые задания (Приложение 2).
В зависимости от подготовленности учеников возможна организация работы с предлагаемым материалом на одном или на двух (лучше сдвоенных) уроках.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: обоснование актуальности темы урока (см. выше).
2. Повторение: чем может быть осложнено простое предложение. Работа со схемой (слайд 2)
Ученики отвечают на поставленный вопрос, предлагают свои варианты заполнения пустых окошек в схеме, в результате чего приходим к выводу: простое предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обособленными членами предложения (определениями, приложениями, дополнениями и обстоятельствами), уточняющими обособленными членами предложения, а также словами, не являющимися членами предложения, – вводными конструкциями и обращениями. В ходе обсуждения учитель выводит информацию на интерактивную доску (заполнение пустых окошек в блок-схеме), а каждый ученик делает записи в своей схеме, полученной до урока.
3. Наблюдение над примерами, формирование рекомендаций для работы с конкурирующими конструкциями; выполнение тестовых заданий.
Дальнейшая работа на уроке проводится по следующей схеме:
1) Анализ примеров. Ученики должны
обязательно ответить на вопросы: ЧТО с ЧЕМ можно
перепутать? ПОЧЕМУ это можно сделать? (Что
объединяет эти конструкции, чем они похожи).
Пары примеров записаны в таблицах – раздаточном
материале, а также ученики видят их на слайдах
презентации. Каждая пара примеров скомпонована
по принципу: ЧТО можно перепутать / С ЧЕМ можно
перепутать. Конкурирующие синтаксические
конструкции выделены зеленым цветом в
презентации и курсивом в таблице. Название этих
конструкций выводится на доску и записывается в
таблицы только ПОСЛЕ обсуждения в классе.
2) КАК избежать ошибки? (В чем различие между конструкциями, что надо сделать, чтобы выявить это различие). Вся информация, получаемая в ходе обсуждения примеров и составления алгоритма действий, выводится на интерактивную доску ПОСЛЕ обсуждения в классе, а ребята заносят ее в свои таблицы.
3) Выполнение тестовых заданий. Каждое задание ученики сначала выполняют самостоятельно, а затем обсуждаем результат с помощью интерактивной доски.
Все примеры, над которыми проводится
наблюдение, представлены на слайдах презентации
к уроку.
Графические комментарии, необходимые для
объяснения (выделение определяемого слова,
основы предложения, границ частей предложения и
т.д.), учитель может выполнить на интерактивной
доске с помощью стилуса, а ученики –
традиционным способом в своих таблицах, при
помощи простого карандаша или цветной пасты.
Итак, слайд 3.
Простое предложение с однородными членами
/ сложное предложение.
Общее: перечисление явлений, употребление
сочинительных союзов. Различия: структура
предложения. Рекомендации: найти основы в
предложении, выделить границы частей;
установить, что именно соединяют в
предложении сочинительные союзы.
Слайд 4
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест I).
Слайд 5
Обособленные определения / однородные определения.
Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми (или разделены, но запятые при этом могут стоять и до, и после определения – для однородных определений). Различия: позиция по отношению к определяемому слову, разный характер запятых в предложении (выделительные и разделительные знаки). Рекомендации: выяснить положение определений по отношению к определяемому слову, установить характер запятых.
Слайд 6
Обособленные определения /
придаточные определительные предложения.
Общее: отвечают на один и тот же вопрос, стоят
после определяемого слова. Различия: отсутствие /
наличие грамматической основы. Рекомендации:
найти основы в предложении, выделить границы
частей.
Слайд 7
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест II).
Слайд 8
Обособленные обстоятельства, выраженные
существительными с производными предлогами,
/ придаточные предложения, присоединенные
составными союзами.
Общее: присоединяются похожими словами, отвечают
на один и тот же вопрос. Различия: отсутствие /
наличие грамматической основы. Рекомендации:
найти основы в предложении, выделить границы
частей. Обращать внимание на морфологическую
принадлежность слов-присоединителей (предлоги –
союзы).
Слайд 9
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест III).
Слайд 10
Сравнительные обороты / придаточные
сравнительные предложения.
Общее: присоединяются похожими словами, отвечают
на один и тот же вопрос, в предложении имеется
сопоставление явлений. Различия: отсутствие /
наличие грамматической основы. Рекомендации:
найти основы в предложении, выделить границы
частей.
Слайд 11
Предложение со сравнительным оборотом,
присоединенным союзом как / предложение с
обособленным приложением, присоединенным союзом
как
Общее: конструкции присоединяются словом КАК,
выделяются запятыми. Различие: наличие /
отсутствие в предложении сопоставления явлений.
Рекомендации: обращать внимание на названный
фактор.
Слайд 12
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест IV).
Слайд 13
Уточняющие члены предложения / придаточные предложения места или времени.
Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей.
Слайд 14
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест V).
Слайд 15
Предложение с вводными словами /
предложение с обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом.
Общее: конструкция представляет собой
деепричастие с зависимым словом (зависимыми
словами). Различие: не является / является
членом предложения. Рекомендации: установить
связь / отсутствие связи конструкции с другими
членами предложения, для этого необходимо
помнить, что деепричастный оборот – это
дополнительное сказуемое (по смыслу); помнить,
что к деепричастному обороту можно задать вопрос
от сказуемого, а к вводным словам вопрос не
задается, т.к. они не являются членами
предложения.
Слайд 16
Предложение с вводной конструкцией / предложение с придаточным изъяснительным, сравнительным, образа действия или времени.
Общее: наличие основы предложения, могут присоединяться похожими словами (Союз / союзное слово как), выделяются запятыми. Различие: отсутствие / наличие грамматической связи со второй частью предложения. Рекомендации: помнить значение вводных конструкций (чувства говорящего, степень уверенности и т.д.); помнить, что к придаточному предложению можно задать вопрос от главного, а к вводному предложению вопрос не задается.
Слайд 17
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест VI).
Слайд 18
Предложение с обращением / односоставное назывное предложение.
Общее: обращение и подлежащее в назывном предложении, как правило, выражены существительным в именительном падеже (или существительным с зависимыми словами); обе конструкции могут выделяться восклицательным знаком. Различие: наличие / отсутствие звательной интонации, что может быть определено только в контексте. Рекомендации: обращать внимание на контекст; помнить, что называется обращением (слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью)
Слайд 19
Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест VII).
4. Подведение итогов урока
На сегодняшнем уроке мы еще раз убедились, что анализ структуры предложения требует внимательного, вдумчивого отношения. Увидели, как важно уметь правильно находить грамматическую основу, устанавливать границы частей предложения. Поняли, я надеюсь, что без систематических упражнений невозможно добиться успеха. Это, конечно, относится к любому делу, тем более к такому непростому, как выполнение задания В-5.
Литература:
- Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. М., «Просвещение», 2008.
- Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации. М., «Просвещение», 1982.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., «Просвещение», 2002.
- Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. М., «Экзамен», 2009.
- Львова С.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык. Сборник заданий. М., «Просвещение», «Эксмо», 2006.
- Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? М., «Первое сентября», 2010.
- Цыбулько И.П., Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. М., «Эксмо», 2010.
- Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ – 2006: русский язык. Репетитор. М., «Просвещение», «Эксмо», 2006.