Авторская программа обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии: "Талант – восьмое чудо света"

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.

Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.

Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача хореографа – создать условия для его раскрытия и развития.

Данная программа “Талант – восьмое чудо света” направлена на обучение хореографии детей от двух до семи лет и рассчитана на 5 лет обучения.

Цель программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.

Задачи программы.

• Создание условий для развития способностей детей.

• Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников.

• Выявление и развитие особо одаренных детей.

• Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.

• Привитие навыков здорового образа жизни.

Программа способствует обновлению содержания дошкольного образования. Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Структура программы.

1. Пояснительная записка.

2. Задачи программы по возрастным группам (в сравнении с базовой программой) (см. Приложение 1).

3. Учебно-тематический план по возрастным группам на год (см. Приложение 2).

4. Содержание программы по возрастным группам по разделам (см. Приложение 3):

- упражнения для развития техники танца (со средней группы - урок классического и народно-сценического танцев);

- упражнения на середине зала;

- коллективно-порядковые упражнения;

- ритмические упражнения;

- музыкально-танцевальные игры;

- танцевальные элементы и композиции.

5. Предварительные результаты по возрастным группам по разделам (см. Приложение 4):

- коллективно-порядковые навыки и умения;

- музыкально-ритмические навыки и умения;

- навыки и умения выразительного движения.

6. Реализация и выполнение программы (см. Приложение 5).

Новизна программы заключается в том, что обучение хореографии на подготовительном этапе начинается с двухлетнего возраста с постепенным усложнением содержания, значительно превышающим базовую программу. Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста.

Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

Этапы работы.

I этап – подготовительный (I и II младшая группы)

II этап – основной (средняя и старшая группы)

III этап – этап совершенствования (подготовительная группа)

Методические рекомендации к организации занятий

Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.

У детей от двух до трех лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.

Дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных движений, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.

На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.

Занятия хореографией проводятся, начиная с I младшей группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю, во второй половине дня, после дневного сна.

Длительность занятий составляет

- в I младшей группе - 10 минут,

- во II младшей группе - 15 минут,

- в средней группе - 20 минут,

- в старшей группе - 25 минут,

- в подготовительной группе - 30 минут.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

- пляски: парные народно-тематические;

- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

- хороводы;

- построения, перестроения;

- упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

- задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

В работе педагог использует различные методические приемы:

• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

• выразительное исполнение движения под музыку;

• словесное пояснение выполнения движения;

• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

• творческие задания.

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Программа апробирована в нашем детском саду (см. Приложение 6). Шестой год в нашем детском саду реализуется авторская программа дополнительного образования детей дошкольного возраста “Талант-восьмое чудо света”. 79 воспитанников всех возрастных групп (78%) занимаются в студии хореографического искусства “Родничок” (руководитель – Опришко М.В., см. Приложение 7). Воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые знания, навыки, овладевают танцевальной техникой (см. Приложение 8).

Дети разучивают элементы классических, народных, бальных, спортивных и эстрадных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.

Об успехах детей свидетельствуют годовые отчётные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, города, района, республики; призовые места в городских конкурсах и фестивалях:

- конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения М. Джалиля – 1 место;

- конкурс, посвящённый 120-летию со дня рождения Г. Тукая – 1 место;

- конкурс “Одарённый ребёнок” - 1 место;

- второй конкурс-фестиваль детского творчества “Родного края многоцветье” – 1 место;

- третий конкурс-фестиваль детского творчества “Родного края многоцветье” – 2 место;

- номинации “Артистичность” (Трушина Е.) и “Грация” (Илюшина В.) в конкурсе “Одарённый ребёнок”. Дети с успехом выступали на зональном семинаре специалистов по дошкольному образованию управлений образования, информационно-методических центров, городских конференциях дошкольных работников, на семинарах и городских методических объединениях музыкальных работников, преподавателей по обучению татарскому языку, на встречах для учителей будущих первоклассников – выпускников детского сада, для работников оздоровительного центра ДЭНАС, ГРОВД, на праздниках Двора, перед сотрудниками и родителями детского.

Детям очень нравятся занятия в хореографической студии. Они получают большое удовлетворение, радость, заряд бодрости и настроения, огромное наслаждение от своих выступлений.

100% детей успешно усваивают данную программу. Программа дала положительные результаты в укреплении физического, психического и психологического здоровья детей. Хореографическая деятельность улучшила состояние здоровья детей: на 32% снизилось количество заболеваний детей. Жизненная емкость легких соответствует норме у 95% детей. Дыхательная выносливость сформирована у 100% детей. У 85% детей сформирована адекватная самооценка, уверенность в своих силах и другие положительные личностные качества, высокий уровень познавательных процессов, нравственно-волевых качеств. У 91% детей подготовительной группы проявились предпосылки таланта в хореографической деятельности и им рекомендовано дальнейшее совершенствование мастерства в профессиональных кружках города.

Ежегодно 25% выпускников детского сада продолжают хореографическое обучение в городских студиях дополнительного образования; занимают призовые места в городских и республиканских конкурсах и фестивалях.

Программа была представлена на 1 Республиканский конкурс педагогических инноваций (2007), где была отмечена Свидетельством участника 1-го Республиканского конкурса педагогических инноваций. Она признана инновационной, отмечена соответствием требованиям высшей квалификационной категории, рекомендована к включению в Классификатор педагогических инноваций. Программа рекомендована к применению и распространению для использования в работе в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

Мы гордимся успехами наших воспитанников. И пусть их первые шаги в прекрасный мир танца будут удачными.

Литература

1. Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.

2. Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г.

3. Белая К. “Триста ответов на вопросы заведующей детским садом”, М., 2004 г.

4. Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев, 1998 г.

5. Костровицкая В. “Сто уроков классического танца”, С-Пб., 1999 г.

6. Конорова Е. “Хореографическая работа со школьниками”, С-Пб., 1998 г.

7. “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16

8. “Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.

9. Урунтаева Г. “Дошкольная психология”, М., 1996 г.

10. “Эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1985 г.

Приложение (видео)

(Приложения  большого объема находятся у автора)