Игра "Брейн-ринг". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 2


Предмет: окружающий мир

Игру можно провести во время предметной недели для 1-х или 2-х классов. Участвуют несколько команд, по 4-6 человек. Формирование команд (жеребьёвку) лучше провести заранее в целях экономии времени, но вполне допустимо определять номер команды для каждого ученика при входе в зал (ученик вытаскивает жетон с номером из мешочка). Желательно, чтобы все дети были задействованы, а не оставались зрителями. В команде формируются коммуникативные, организационные, информационные навыки. При формировании команды жеребьёвкой возрастает возможность социализации учеников.

Оборудование:

Для команд:

  • столы с указанием номера;
  • конверты, в которых лежат бланки с заданиями и местом для ответов с указанием номера команды;
  • карандаши;

Для ведущего:

  • стол с игровым полем и волчок (аналогично игре “Что? Где? Когда?”);
  • пронумерованные конверты с заданиями, разложенные на поле;
  • песочные часы на 1 минуту;
  • колокольчик для сигнала о времени начала и конца обсуждения;
  • компьютер, проектор и экран для демонстрации слайдов с ответами и иллюстрациями;
  • музыкальное сопровождение (“Что? Где? Когда?”)

Для жюри (один-два человека):

  • таблица для внесения и учёта результатов каждой команды;
  • вопросы и ответы к ним;
  • призы для победителей (одинаковое количество баллов могут набрать несколько команд!);
  • сувениры для всех участников.

Правила игры:

Участники игры сидят за столами. Звучит музыка начала игры, ведущий объясняет правила и даёт советы участникам, нацеливая их на дружную работу. Во время розыгрыша очередного тура представитель одной из команд раскручивает волчок, стрелка указывает на выпавший конверт с вопросом. Представитель команды объявляет номер и возвращается в команду. Ведущий зачитывает вопрос для всех. После этого участники команды за каждым столом достают из конверта соответствующий лист с заданием. В течение одной минуты команды обсуждают ответ. Ведущий сигнализирует об окончании времени, команды сдают ответы жюри. Не рекомендуется ставить целью сдать ответ первыми, так как часто в этом случае дети сдают неправильные ответы, не обсуждая практически вопрос. Ведущий демонстрирует слайд и объясняет правильный ответ. Если необходимо, обсуждает его с детьми. Затем жюри сообщает о результатах каждой команды в данном туре. Звучит музыка, разыгрывается следующий вопрос. По окончании игры жюри подводит итоги, награждает победителей и обязательно поощряет сувенирами всех участников игры.

Задания и ответы

1. Выберите названия стран из перечисленного:

  • Италия
  • Северная Америка
  • Африка
  • Франция
  • Южная Америка
  • Ответ: Италия, Франция

2. Назовите двух птиц, которые не летают и объясните, почему.

Ответ: пингвин и страус. Пингвин не летает, потому что живёт главным образом в воде, крылья больше напоминают ласты. Страус слишком большой и тяжёлый.

3. Отгадайте по описанию.

  • Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь?

Ответ: это бобр.

  • Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые "головки", а с "головок" слетают легкие пушинки.

Ответ: это одуванчики.

4. Все знают, что Земля – шарообразная. Почему мы никуда не падаем с Земли?

Ответ: из-за земного притяжения

5. Когда люди ссорятся, они иногда грозятся показать обидчику,  “где раки зимуют”. А где раки зимуют?

Ответ: в норках под водой.

6. Многие из вас бывали на море и любовались отражением Луны в морской воде. А как Луна влияет на море?

Ответ: Луна притягивает воду, поднимая её уровень. Так получается прилив. Когда Луна заходит и притягивает воду с другой стороны Земли, возникает отлив.

7. Отгадайте по описанию.

  • Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро "с жиров". Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза.

Ответ: это заяц.

  • Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как-родная мать. Как называется этот цветок?

Ответ: это мать-и-мачеха

8. Только на одном материке Земли обитают млекопитающие, которые рождают недоразвитых детенышей, а затем детеныши завершают свое развитие в “кармане” на животе у матери. Как называется этот материк, и какое общее название есть у таких животных?

Ответ: это Австралия. Сумчатые.

9. Блиц

  • Назовите самое глубокое озеро на Земле

Ответ: Байкал

  • Назовите имя, отчество и фамилию первого космонавта

Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин

  • Какое растение в России называют вторым хлебом?

Ответ: картофель

10. Блиц

  • Сколько зубов у человека?

Ответ: 32

  • Назовите самый большой и глубокий океан на Земле?

Ответ: Тихий

  • Как называется место, где редкие животные не боятся охотников?

Ответ: заповедник или зоопарк

11. Всем известны названия весенних месяцев: март, апрель, май. Но у всех месяцев года есть много разных названий в народном календаре.

Вот некоторые из них: травник, зимобор, снегогон.

Определите, какому из весенних месяцев принадлежит каждое из этих названий и объясните свой ответ.

Ответ: март – зимобор. Борется с зимой, которая ещё сильна в марте.

Апрель – снегогон. В апреле активно идёт и заканчивается процесс таяния снега

Май – травник. В мае начинается рост травы.

12. У многих видов птиц в желудке находят округлые камешки – гастролиты. Как они попадают в желудок птиц и какую роль они выполняют?

Ответ: у птиц нет зубов. Эти камни птицы заглатывают для того, чтобы перетиралась грубая растительная пища.

13. Перечислите все планеты солнечной системы

Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран.

(Пояснение: Плутон исключён из списка планет из-за маленького размера и отсутствия твёрдого ядра, но многие источники по-прежнему включают его в перечень планет Солнечной системы)

Презентация