Предмет: окружающий мир
Игру можно провести во время предметной недели для 1-х или 2-х классов. Участвуют несколько команд, по 4-6 человек. Формирование команд (жеребьёвку) лучше провести заранее в целях экономии времени, но вполне допустимо определять номер команды для каждого ученика при входе в зал (ученик вытаскивает жетон с номером из мешочка). Желательно, чтобы все дети были задействованы, а не оставались зрителями. В команде формируются коммуникативные, организационные, информационные навыки. При формировании команды жеребьёвкой возрастает возможность социализации учеников.
Оборудование:
Для команд:
- столы с указанием номера;
- конверты, в которых лежат бланки с заданиями и местом для ответов с указанием номера команды;
- карандаши;
Для ведущего:
- стол с игровым полем и волчок (аналогично игре “Что? Где? Когда?”);
- пронумерованные конверты с заданиями, разложенные на поле;
- песочные часы на 1 минуту;
- колокольчик для сигнала о времени начала и конца обсуждения;
- компьютер, проектор и экран для демонстрации слайдов с ответами и иллюстрациями;
- музыкальное сопровождение (“Что? Где? Когда?”)
Для жюри (один-два человека):
- таблица для внесения и учёта результатов каждой команды;
- вопросы и ответы к ним;
- призы для победителей (одинаковое количество баллов могут набрать несколько команд!);
- сувениры для всех участников.
Правила игры:
Участники игры сидят за столами. Звучит музыка начала игры, ведущий объясняет правила и даёт советы участникам, нацеливая их на дружную работу. Во время розыгрыша очередного тура представитель одной из команд раскручивает волчок, стрелка указывает на выпавший конверт с вопросом. Представитель команды объявляет номер и возвращается в команду. Ведущий зачитывает вопрос для всех. После этого участники команды за каждым столом достают из конверта соответствующий лист с заданием. В течение одной минуты команды обсуждают ответ. Ведущий сигнализирует об окончании времени, команды сдают ответы жюри. Не рекомендуется ставить целью сдать ответ первыми, так как часто в этом случае дети сдают неправильные ответы, не обсуждая практически вопрос. Ведущий демонстрирует слайд и объясняет правильный ответ. Если необходимо, обсуждает его с детьми. Затем жюри сообщает о результатах каждой команды в данном туре. Звучит музыка, разыгрывается следующий вопрос. По окончании игры жюри подводит итоги, награждает победителей и обязательно поощряет сувенирами всех участников игры.
Задания и ответы
1. Выберите названия стран из перечисленного:
- Италия
- Северная Америка
- Африка
- Франция
- Южная Америка
- Ответ: Италия, Франция
2. Назовите двух птиц, которые не летают и объясните, почему.
Ответ: пингвин и страус. Пингвин не летает, потому что живёт главным образом в воде, крылья больше напоминают ласты. Страус слишком большой и тяжёлый.
3. Отгадайте по описанию.
- Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь?
Ответ: это бобр.
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые "головки", а с "головок" слетают легкие пушинки.
Ответ: это одуванчики.
4. Все знают, что Земля – шарообразная. Почему мы никуда не падаем с Земли?
Ответ: из-за земного притяжения
5. Когда люди ссорятся, они иногда грозятся показать обидчику, “где раки зимуют”. А где раки зимуют?
Ответ: в норках под водой.
6. Многие из вас бывали на море и любовались отражением Луны в морской воде. А как Луна влияет на море?
Ответ: Луна притягивает воду, поднимая её уровень. Так получается прилив. Когда Луна заходит и притягивает воду с другой стороны Земли, возникает отлив.
7. Отгадайте по описанию.
- Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро "с жиров". Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза.
Ответ: это заяц.
- Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как-родная мать. Как называется этот цветок?
Ответ: это мать-и-мачеха
8. Только на одном материке Земли обитают млекопитающие, которые рождают недоразвитых детенышей, а затем детеныши завершают свое развитие в “кармане” на животе у матери. Как называется этот материк, и какое общее название есть у таких животных?
Ответ: это Австралия. Сумчатые.
9. Блиц
- Назовите самое глубокое озеро на Земле
Ответ: Байкал
- Назовите имя, отчество и фамилию первого космонавта
Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин
- Какое растение в России называют вторым хлебом?
Ответ: картофель
10. Блиц
- Сколько зубов у человека?
Ответ: 32
- Назовите самый большой и глубокий океан на Земле?
Ответ: Тихий
- Как называется место, где редкие животные не боятся охотников?
Ответ: заповедник или зоопарк
11. Всем известны названия весенних месяцев: март, апрель, май. Но у всех месяцев года есть много разных названий в народном календаре.
Вот некоторые из них: травник, зимобор, снегогон.
Определите, какому из весенних месяцев принадлежит каждое из этих названий и объясните свой ответ.
Ответ: март – зимобор. Борется с зимой, которая ещё сильна в марте.
Апрель – снегогон. В апреле активно идёт и заканчивается процесс таяния снега
Май – травник. В мае начинается рост травы.
12. У многих видов птиц в желудке находят округлые камешки – гастролиты. Как они попадают в желудок птиц и какую роль они выполняют?
Ответ: у птиц нет зубов. Эти камни птицы заглатывают для того, чтобы перетиралась грубая растительная пища.
13. Перечислите все планеты солнечной системы
Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран.
(Пояснение: Плутон исключён из списка планет из-за маленького размера и отсутствия твёрдого ядра, но многие источники по-прежнему включают его в перечень планет Солнечной системы)