Цели урока:
Образовательные:
– обобщение знаний по теме,
– дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;
– развитие умения высказываться на лингвистическую тему;
– развитие навыков анализа текста;
– обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
– развитие умения монологического высказывания; работы в парах, где каждый ученик может проде- монстрировать свои возможности;
– развитие речи учащихся;
– развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
– приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);
– прививать коммуникативные навыки;
– развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;
– развивать уважение и любовь к родному языку.
Оборудование: карточки, учебник, печатные тексты, толковый словарь.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Посмотрите на тему урока и скажите о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Учитель зачитывает отрывки из домашних сочинений учеников о фонетике.
УЧИТЕЛЬ: Фонетика – это целое государство необъятного материка под названием “Русский язык”. Давайте посмотрим, кто больше подберёт слов с корнем – -фон-
Ответы: граммофон, патефон магнитофон, телефон и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Фон, фонема – это звук. Из фонем составляют слова. Слова состоят из букв. Сколько их в русском алфавите?
Ответ учеников.
УЧИТЕЛЬ: Как располагаются буквы?
Ответ учеников.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Посмотрите на доску. Там записаны названия стран (разделов
Русского языка). Расположите их в алфавитном порядке.
На доске: Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Пунктуация. Синтаксис. Морфемика. Лексика. Грамматика.
Устные ответы учеников.
ИГРА “Кто быстрее?” (Работа со словарём).
УЧИТЕЛЬ: Найдите в орфографическом словаре данные на доске слова и запишите их правильно. На какую орфограмму эти слова?
На доске: Кор…еспондент, д…журный, архит…ктор, г…олог, ин…циатива, к…манда, д…монстрация, г…нерал, р…портаж, впоследстви…, б…бл…отека, к…т…лог, с…наторий.
УЧИТЕЛЬ: Все звуки-фонемы делятся на две большие группы. Какие?
Сколько их?
Как вы думаете, если бы поспорили гласные и согласные о том, кто из них главнее, кто бы победил?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: Сколько в слове может быть слогов? Разделите следующие слова на слоги.
Работа проводится устно. Учитель диктует (читает) слова, вызванные ученики отвечают.
УЧИТЕЛЬ: Всплеск, стресс, мостик, вышка, осень, улей, закричал, пожелтевшая.
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: А теперь вспомним правила переноса. Исправьте ошибки. Какие правила нарушены?
На доске: По-ддержал, разъе– хаться, на-двязать, доп-латить, прос-ледить, перес-мотреть, сто-л, ла-йка, касс-ир.
Один ученик работает у доски, делит вертикальными линиями слова на слоги.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Запишите 3-4 слова с правильным делением на слоги.
Ученики выполняют задание.
УЧИТЕЛЬ: Вспомните, пожалуйста, по каким признакам характеризуются согласные звуки.
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: Дополните дроби.
На доске:
УЧИТЕЛЬ: Какими звуками различаются слова суд– суть, мол– мел? Что происходит с согласными в абсолютном конце слова? Назовите ещё позиции, в которых происходит то же самое (перед глухими озвончаются).
УЧИТЕЛЬ: Сейчас я вам буду читать слова, а вы слушайте внимательно и
Записывайте только те слова, в которых буквы не соответствуют произношению. Проверочные слова пишите рядом.
Выборочный диктант
Просьба, вагон, сдавать, отблеск, рыбка, норка, сад, дубка, оттепель, мороз, пруд, вал, ножка, отцепить, сбросить, сжечь.
После записи проверяем .
УЧИТЕЛЬ: На доске записано четверостишие, прочитайте его.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь?, и георгины
Дыханьем ночи обожгло…
УЧИТЕЛЬ : А теперь нужно выполнить некоторые задания по этому отрывку.
1.Охарактеризуйте звуки в слове
сентябрь, сделайте фонетический разбор.
2.Охарактеризуйте предложение “Осыпал лес…”
3. Какие поэтические образы создал А.Фет, какие
средства художественной выразительности
использовал?
(Лес осыпал, сад обнажил, дохнул сентябрь, обожгло дыханьем)
УЧИТЕЛЬ : Посмотрите ещё раз на стихотворение и скажите, какие знакомые орфограммы вы встретили, как обозначена мягкость согласных на письме?
(Ь, И, Е, Ё, Ю, Я)
УЧИТЕЛЬ: В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?
(СВОЁ, ДЫХАНЬЕМ)
УЧИТЕЛЬ: Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный облик. Запишите в тетрадях, следуя орфографическим правилам русского языка.
На доске: [ш т о] [ р? и б? и н ы] , [м ч а ц а] , [з ?и л ?о н ы й] ,
[Й? а б л а к а] , [й? о л к а] , [с? и й ?а й? а] , [т а в о] .
УЧИТЕЛЬ: Восстановите буквенный облик предложения.
На доске [Л ?о х к? и й? , л ?о х к? и й?, в? и т? и р ?о к , ш т о т а к с л ?а т к а,
т ?и х а в ?э и ш? ? ].
(Устно выполняется).
Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь?
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на звукопись [ш т о], какому слову оно соответствует? Как вы это объясните? (Орфоэпические нормы)
Какие слова вы ещё вспомните?
(Конечно, скучно, нарочно, яичница, чтобы…)
УЧИТЕЛЬ: Определите “Третье лишнее”. ( Запись на доске)
1. Конечно, нарочно, игрушечный.
2.Что, чтобы, нечто
3.Теннис, тема, текст
4.Чувство, баловство, да здравствует
УЧИТЕЛЬ: Итак, давайте подведём итоги. Какие орфограммы мы изучали в разделе “Фонетика”?
Ответы учеников
УЧИТЕЛЬ: Продолжим нашу работу . Подумайте, пожалуйста ребята, какой вы бы составили диктант, чтобы проверить у своих одноклассников знание орфограммы “Ь знак после шипящих”?
Один ученик диктует – все пишут. Например :
Врач, много дач, рощ, видишь, не плачь, скрипуч, настежь, рожь, замуж, луч, луж, воткнёшь, пляж, навзничь и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Смысл слов утрачен, но грамматика такая же, как и у нас, поставьте в незнакомые слова Ь знак там, где нужно. Что вам при этом нужно помнить? Прочтите то ,что у вас получилось.
На доске: Мелестная девеж… притясла комейный боромож… Лусый морош…
Утверждал чуленую велоч…
УЧИТЕЛЬ: Давайте, ребята, для разнообразия подключим в нашу работу цифры.
Цифровой диктант
Задание: Если в конце существительного после шипящего надо писать Ь знак, ставьте 1, если не надо – 0. Какое число получилось, прочтите его.
Дочь, врач. Молодёжь, плащ, помощь, сторож, лещ, мышь
(10.101.001)
УЧИТЕЛЬ: А теперь диктант на другую орфограмму.
1.Если после шипящего в корне слова пишется О , ставьте 5, если Ё, ставьте 4.
Шёпот, чёрточка, жёлтый , пчёлы, крыжовник, шоколад.
Получилось число 444455
УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод-правило. Когда пишется в корне после шипящих О, когда Ё ?
Ответы учеников
УЧИТЕЛЬ: Продолжим нашу работу. Прочитайте, пожалуйста, объявление, записанное на доске. Найдите в его тексте орфографические и пунктуационные ошибки. Что, по-вашему, перегружает объявление и не поможет узнать зайчонка?
Пропал зайчёнок.
На вид 6 месяцев. Цвет серый, жывотик белый. Под шорсткой
Беленький пух. Гласки крастные, касые.
Адрес улица Фасадная дом 4-5 кв 89 Просим званить по тел 7-65
Можно проанализировать ошибки
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Мы с вами вспомнили все орфограммы, выполнили различные упражнения. Теперь займёмся творческой работой.
По опорным словам, написанным на доске, предлагается написать сочинение-миниатюру (5-6 предл. Время работы 5-7 минут).
На доске: Вьюга, ненастье, лесная глушь, ель, шёпот ветвей, пушистые хлопья снега.
Дети пишут. Спустя время, зачитываются работы 3-4 учеников.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята, вы хорошо работаете. Давайте немного разнообразим нашу работу и поработаем в парах, выступим в роли практиков и теоретиков -экспертов. Запишем это слово (на доске и в тетрадях-словарях). Один из вас, сидящих за одной партой, выполняет задание, (практик), а другой (эксперт) проверят правильность выполнения . Карточки у вас на столах. Время для теоретиков 5-6 минут.
Задания в карточках.
№1 Выдели орфограммы в словах.
Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширь горело.
Крутая дорожка вела к морю.
№2. Разделите слова на слоги. Сделайте орфографический разбор. Придумайте предложение.
Появилось, уважение.
№3. Выпишите слова, в которых написание расходятся с произношением.
Подберите проверочные слова.
Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка и т.д.
№4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Ш…ют, в…юга, с…ехать, под…езжать, об…явление, сем…я, от…езд.
№5. Как произносятся звуки, обозначенные жирным шрифтом?
Запиши по образцу: фонетика н э
Бутерброд, музей нарочно, скучно, теннис, тире, термин, свитер
№6. Для каких слов проверочными будут данные слова? Какое правило при этом нужно вспомнить?
…– в избе; …– дубовый; …-тряпочка; …-лавочка.
№7. Подбери к словам однокоренные так, чтобы после шипящих звуков был гласный.
Чело-…, расчесать-…, шедший-…, решето-…, щетина-…, щека-… .
№8. Вставь пропущенные буквы, объясни написание. Сделай фонетический разбор.
Волки рыщ…т. В ж…вом уголке ж…ли уж… и ёж… Шапкой Маш… сбили?
Ш…шки. Тащ…, не дотащ…, боюсь, что выпущ….
№9. Вставь пропущенные буквы, разбери предложение.
Мы в…езжали в наше помест…е веч…ром.
№10. Объясните написание гласных после шипящих, выделите суффиксы и окон.
Мяч…м, больш…го, руч…нка, еж…вый, матч…м, рощ…й, рыж…го, руч…нки.
№11. Докажите к какой части речи относятся слова плачь-плач, ожег– ожог.
Составьте словосочетания, подтверждающие ваш ответ.
№12. Разделите слова в 3 столбика. Объясните свой выбор.
Обжеч(?), реч(?), богач(?), пугач(?), испеч(?), гореч(?), картеч(?), матч(?).
№13. Впишите, где нужно, пропущенные буквы.
- Еш…, пока живот свеж…
- Кто пахать не ленит(?)ся, у него хлеб р…дит(?)ся
№14, Приведите примеры, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
№15. Произведите фонетический разбор слова ладья
Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом.