Повторение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфоэпия". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

– обобщение знаний по теме,

– дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;

– развитие умения высказываться на лингвистическую тему;

– развитие навыков анализа текста;

– обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

– развитие умения монологического высказывания; работы в парах, где каждый ученик может проде- монстрировать свои возможности;

– развитие речи учащихся;

– развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

– приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);

– прививать коммуникативные навыки;

– развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;

– развивать уважение и любовь к родному языку.

Оборудование: карточки, учебник, печатные тексты, толковый словарь.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Посмотрите на тему урока и скажите о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Учитель зачитывает отрывки из домашних сочинений учеников о фонетике.

УЧИТЕЛЬ: Фонетика – это целое государство необъятного материка под названием “Русский язык”. Давайте посмотрим, кто больше подберёт слов с корнем – -фон-

Ответы: граммофон, патефон магнитофон, телефон и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Фон, фонема – это звук. Из фонем составляют слова. Слова состоят из букв. Сколько их в русском алфавите?

Ответ учеников.

УЧИТЕЛЬ: Как располагаются буквы?

Ответ учеников.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Посмотрите на доску. Там записаны названия стран (разделов

Русского языка). Расположите их в алфавитном порядке.

На доске: Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Пунктуация. Синтаксис. Морфемика. Лексика. Грамматика.

Устные ответы учеников.

ИГРА “Кто быстрее?” (Работа со словарём).

УЧИТЕЛЬ: Найдите в орфографическом словаре данные на доске слова и запишите их правильно. На какую орфограмму эти слова?

На доске: Кор…еспондент, д…журный, архит…ктор, г…олог, ин…циатива, к…манда, д…монстрация, г…нерал, р…портаж, впоследстви…, б…бл…отека, к…т…лог, с…наторий.

УЧИТЕЛЬ: Все звуки-фонемы делятся на две большие группы. Какие?

Сколько их?

Как вы думаете, если бы поспорили гласные и согласные о том, кто из них главнее, кто бы победил?

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Сколько в слове может быть слогов? Разделите следующие слова на слоги.

Работа проводится устно. Учитель диктует (читает) слова, вызванные ученики отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Всплеск, стресс, мостик, вышка, осень, улей, закричал, пожелтевшая.

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: А теперь вспомним правила переноса. Исправьте ошибки. Какие правила нарушены?

На доске: По-ддержал, разъе– хаться, на-двязать, доп-латить, прос-ледить,   перес-мотреть, сто-л, ла-йка, касс-ир.

Один ученик работает у доски, делит вертикальными линиями слова на слоги.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Запишите 3-4 слова с правильным делением на слоги.

Ученики выполняют задание.

УЧИТЕЛЬ: Вспомните, пожалуйста, по каким признакам характеризуются согласные звуки.

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Дополните дроби.

На доске:

УЧИТЕЛЬ: Какими звуками различаются слова суд– суть, мол– мел? Что происходит с согласными в абсолютном конце слова? Назовите ещё позиции, в которых происходит то же самое (перед глухими озвончаются).

УЧИТЕЛЬ: Сейчас я вам буду читать слова, а вы слушайте внимательно и

Записывайте только те слова, в которых буквы не соответствуют произношению. Проверочные слова пишите рядом.

Выборочный диктант

Просьба, вагон, сдавать, отблеск, рыбка, норка, сад, дубка, оттепель, мороз, пруд, вал, ножка, отцепить, сбросить, сжечь.

После записи проверяем .

УЧИТЕЛЬ: На доске записано четверостишие, прочитайте его.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь?, и георгины
Дыханьем ночи обожгло…

УЧИТЕЛЬ : А теперь нужно выполнить некоторые задания по этому отрывку.

1.Охарактеризуйте звуки в слове сентябрь, сделайте фонетический  разбор.
2.Охарактеризуйте предложение “Осыпал лес…”
3. Какие поэтические образы создал А.Фет, какие средства художественной выразительности использовал?

(Лес осыпал, сад обнажил, дохнул сентябрь, обожгло дыханьем)

УЧИТЕЛЬ : Посмотрите ещё раз на стихотворение и скажите, какие знакомые орфограммы вы встретили, как обозначена мягкость согласных на письме?

(Ь, И, Е, Ё, Ю, Я)

УЧИТЕЛЬ: В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

(СВОЁ, ДЫХАНЬЕМ)

УЧИТЕЛЬ: Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный   облик. Запишите в тетрадях, следуя орфографическим правилам  русского языка.

На доске: [ш т о] [ р? и б? и н ы] , [м ч а ц а] , [з ?и л ?о н ы й] ,

[Й? а б л а к а] , [й? о л к а] , [с? и й ?а й? а] , [т а в о] .

УЧИТЕЛЬ: Восстановите буквенный облик предложения.

На доске [Л ?о х к? и й? , л ?о х к? и й?, в? и т? и р ?о к , ш т о т а к с л ?а т к а,

т ?и х а в ?э и ш? ? ].

(Устно выполняется).

Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь?

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на звукопись [ш т о], какому слову оно соответствует? Как вы это объясните? (Орфоэпические нормы)

Какие слова вы ещё вспомните?

(Конечно, скучно, нарочно, яичница, чтобы…)

УЧИТЕЛЬ: Определите “Третье лишнее”. ( Запись на доске)

1. Конечно, нарочно, игрушечный.
2.Что, чтобы, нечто
3.Теннис, тема, текст
4.Чувство, баловство, да здравствует

УЧИТЕЛЬ: Итак, давайте подведём итоги. Какие орфограммы мы изучали в  разделе “Фонетика”?

Ответы учеников

УЧИТЕЛЬ: Продолжим нашу работу . Подумайте, пожалуйста ребята, какой вы бы составили диктант, чтобы проверить у своих одноклассников знание орфограммы “Ь знак после шипящих”?

Один ученик диктует – все пишут. Например :

Врач, много дач, рощ, видишь, не плачь, скрипуч, настежь, рожь, замуж, луч, луж, воткнёшь, пляж, навзничь и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Смысл слов утрачен, но грамматика такая же, как и у нас, поставьте в незнакомые слова Ь знак там, где нужно. Что вам при  этом нужно помнить? Прочтите то ,что у вас получилось.

На доске: Мелестная девеж… притясла комейный боромож… Лусый морош…

Утверждал чуленую велоч…

УЧИТЕЛЬ: Давайте, ребята, для разнообразия подключим в нашу работу цифры.

Цифровой диктант

Задание: Если в конце существительного после шипящего надо писать Ь знак, ставьте 1, если не надо – 0. Какое число получилось, прочтите его.

Дочь, врач. Молодёжь, плащ, помощь, сторож, лещ, мышь

(10.101.001)

УЧИТЕЛЬ: А теперь диктант на другую орфограмму.

1.Если после шипящего в корне слова пишется О , ставьте 5, если Ё, ставьте 4.

Шёпот, чёрточка, жёлтый , пчёлы, крыжовник, шоколад.

Получилось число 444455

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод-правило. Когда пишется в корне после шипящих О, когда Ё ?

Ответы учеников

УЧИТЕЛЬ: Продолжим нашу работу. Прочитайте, пожалуйста, объявление, записанное на доске. Найдите в его тексте орфографические и пунктуационные ошибки. Что, по-вашему, перегружает объявление и не поможет узнать зайчонка?

Пропал зайчёнок.

На вид 6 месяцев. Цвет серый, жывотик белый. Под шорсткой

Беленький пух. Гласки крастные, касые.

Адрес улица Фасадная дом 4-5 кв 89 Просим званить по тел 7-65

Можно проанализировать ошибки

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Мы с вами вспомнили все орфограммы, выполнили различные упражнения. Теперь займёмся творческой работой.

По опорным словам, написанным на доске, предлагается написать сочинение-миниатюру (5-6 предл. Время работы 5-7 минут).

На доске: Вьюга, ненастье, лесная глушь, ель, шёпот ветвей, пушистые хлопья снега.

Дети пишут. Спустя время, зачитываются работы 3-4 учеников.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята, вы хорошо работаете. Давайте немного разнообразим нашу работу и поработаем в парах, выступим в роли практиков  и теоретиков -экспертов. Запишем это слово (на доске и в тетрадях-словарях). Один из вас, сидящих за одной партой, выполняет задание, (практик), а другой (эксперт) проверят правильность выполнения .  Карточки у вас на столах. Время для теоретиков 5-6 минут.

Задания в карточках.

№1 Выдели орфограммы в словах.

Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширь горело.

Крутая дорожка вела к морю.

№2. Разделите слова на слоги. Сделайте орфографический разбор. Придумайте предложение.

Появилось, уважение.

№3. Выпишите слова, в которых написание расходятся с произношением.

Подберите проверочные слова.

Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка и т.д.

№4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Ш…ют, в…юга, с…ехать, под…езжать, об…явление, сем…я, от…езд.

№5. Как произносятся звуки, обозначенные жирным шрифтом?

Запиши по образцу: фонетика н э

Бутерброд, музей нарочно, скучно, теннис, тире, термин, свитер

№6. Для каких слов проверочными будут данные слова? Какое правило при этом нужно вспомнить?

…– в избе; …– дубовый; …-тряпочка; …-лавочка.

№7. Подбери к словам однокоренные так, чтобы после шипящих звуков был гласный.

Чело-…, расчесать-…, шедший-…, решето-…, щетина-…, щека-… .

№8. Вставь пропущенные буквы, объясни написание. Сделай фонетический разбор.

Волки рыщ…т. В ж…вом уголке ж…ли уж… и ёж… Шапкой Маш… сбили?

Ш…шки. Тащ…, не дотащ…, боюсь, что выпущ….

№9. Вставь пропущенные буквы, разбери предложение.

Мы в…езжали в наше помест…е веч…ром.

№10. Объясните написание гласных после шипящих, выделите суффиксы и окон.

Мяч…м, больш…го, руч…нка, еж…вый, матч…м, рощ…й, рыж…го, руч…нки.

№11. Докажите к какой части речи относятся слова плачь-плач, ожег– ожог.

Составьте словосочетания, подтверждающие ваш ответ.

№12. Разделите слова в 3 столбика. Объясните свой выбор.

Обжеч(?), реч(?), богач(?), пугач(?), испеч(?), гореч(?), картеч(?), матч(?).

№13. Впишите, где нужно, пропущенные буквы.

  1. Еш…, пока живот свеж…
  2. Кто пахать не ленит(?)ся, у него хлеб р…дит(?)ся

№14, Приведите примеры, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

№15. Произведите фонетический разбор слова ладья

Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом.