Цели:
- Создать условия для повторения и закрепления написания приставок, оканчивающихся на з/с.
- Совершенствовать навыки каллиграфического, грамотного безошибочного письма.
- Содействовать развитию письменной речи; словесно-логического мышления, развитию слуховой, зрительной и образной памяти; повышать речевую культуру.
- Содействовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельность, аккуратность;
- Содействовать укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Тип учебного предмета: Закрепление знаний и способов деятельности.
Форма проведения: учебный урок.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 3 класс, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» №1;
- Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы для работы в парах, четверках;
- Материал для рефлексии;
- Девиз класса.
Ход урока
I. Мотивационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
– Наш урок необычен. У нас много гостей. Уделите свое внимание гостям, повернитесь, поздоровайтесь и поздоровайтесь.
– А теперь улыбнемся друг другу.
– Присаживайтесь.
Психологический настрой.
– Удобно сядьте. Прочитаем тексты на листах, чтобы настроиться на урок.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Учитель: как мы будем работать?
Дети: Дружно, терпеливо, внимательно, уважительно.
Назовите девиз: Мы сможем, мы сумеем, у нас получится.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся
Сегодня право писать в «Почетных тетрадях» предоставляется …
– Слово дежурным: (говорят и одновременно делают)
Откроем тетради,
Проверим посадку,
Запишем число, вид работы и день недели по середине листа, под диктовку:
15 октября
Классная работа
Пятница
1. Каллиграфическая минутка
Цель: Подготовка кисти руки к письму и формирование навыка красивого написания букв и сочетаний.
На доске написано ...
Прописать заглавную и строчную буквы.
Какое слова написано? ...
– Сформулируйте тему урока.
– Назовите цели урока.
2. Словарная работа
Коллективная работа в парах сменного состава «Ручеек»
(каждому ученику дается на листочке 2 словарных слова, которые записывает в тетрадь, а затем диктует соседу)
Малина, остров, интересный, октябрь, учитель, ученик, привет, расстояние, песок, гигант.
Взаимопроверка: меняются тетрадями и на полях выставляют друг другу оценку карандашом.
3. Орфографический тренинг
(устная работа по определению написания приставки)
Что такое приставка? (это часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов)
Вспомнить правило: Чтобы правильно написать приставку, нужно послушать, как звучит слово, и определить, с какого звука начинается корень: если с глухой согласной – с, если со звонкой – з.
Устный разбор
[Ис]купаться, [раз]бежаться, [без]ветренный, [ис]пугаться, [без]домный, [раз]дать, [ис]править, [рас]пустить, [ис]пользовать, [из]бавить.
Задание:
- Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на с – 1 вариант,
- Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на з – 2 вариант;
Вывод. Как нужно писать приставки, оканчивающиеся на з/с
III. Физминутка
(проводят дежурные, выходят к доске)
Мы устали не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Глазки дружно закрываем,
На природу попадаем.
Здесь вокруг такая тишь,
Лишь шумит в реке камыш. (покачивание)
Нежный теплый солнца луч.
Показал в траве нам ключ,
Наклоняемся, попьем, (наклон)
Дальше дружно мы идем. (шагаем)
Что за речь слышна вдали?
Улетают журавли. (показ)
Нам бросают клич прощальный:
До свидания, до свидания!
Им рукой помашем дружно, (показ)
Возвращаться в класс нам нужно.
IV. Закрепление
1. Работа в парах – советуемся
Дифференцированная работа:
1 группа работает по с. 55, упражнение 2.
Задание: Списать, вставить нужную букву в приставки.
Самопроверка( на экране)
Учитель спрашивает:
- Кто написал без ошибок?
- Кто допустил одну ошибку?
2 группа работает в печатных тетрадях с. 23, упр. 1
Задание: Вставить пропущенные буквы.( проверяет учитель)
Вывод: Как нужно правильно написать приставки?
V. Физминутка для глаз
- Работа по плакату. Глазами следим за листочком, прикрепленный на кончик указки.
- Смотрим на кончик носа, а затем вдаль на круги
- Кончиком носа пишем слово приставки
2 . Самостоятельная работа
Сейчас мы это проверим небольшим тестом ( каждому раздается лист с тестом)
Тест
- Что такое приставка?
- это слово,
- это часть предложения,
- это часть слова.
- Для чего служит приставка?
- для связи слов в предложении,
- для образования новых слов,
- Где находиться приставка?
- после корня,
- между корнем и окончанием,
- перед корнем.
- Найти ошибки:
- бесполезный,
- разкидать,
- изправить.
(я проверю – всем поставлю оценки)
VI. Физминутка
- Пальчиковая гимнастика.
- Письмо кулачками восьмерки.
VII. Творческая работа
Работа в парах.
На листочках написаны предложения.
Задание: записать предложение себе в тетрадь. Найти грамматическую основу предложения. Рассуждаем вслух, сосед слушает, а потом наоборот.
Коллективная работа в четверках (6 четверки)
Задание: Расставить предложения по порядку. У вас должен получиться связный мини-текст.
1 четверка:
- Вот и промчалось знойное лето.
- На землю пришла осень.
- Дни стоят холодные.
- Часто идут дожди.
2 четверка:
- Осенью деревья сбрасывают листву.
- Земля покрывается разноцветным ковром.
- Ветер срывает с деревьев последние листочки.
- Сухие листья шуршат под ногами.
3 четверка:
- Птицы готовятся к отлету.
- Они собираются в стаи.
- Уже улетели последние птицы.
- Смолкли птичьи голоса.
4 четверка:
- В лесу все стихло.
- Медведь все еще бродит по лесу.
- Животные меняют летнюю шубку на зимнюю.
- Для них наступает трудная пора.
5 четверка:
- По опушкам лесов растут грибы.
- На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
- Воздух стал чистым и прозрачным.
- Отчетливо разносятся голоса.
6 четверка:
- Широко раскинулось поле.
- Тихо ползут над черным полем облака.
- Стучат машины.
- Дружно трудятся люди.
Проверка. Зачитываются получившиеся мини- тексты.
Учитель: У нас получился большой рассказ об осени.
VIII. Физминутка
Массаж точек лица.
IX. Итог урок
Чему мы учились на уроке?
Вывод урока: Как правильно написать приставки?
(чтобы правильно написать приставки, оканчивающиеся на з/с нужно произнести слово, определить на какой звук начинается корень, если на глухой звук – с, если на звонкий звук – з)
Х. Рефлексия
Урок мы начинали с девиза. Скажите, кто что смог, сумел, у кого что получилось?
Возьмите листочки и украсьте наше дерево.
Если у вас все получилось, все понятно – наклейте желтый листок;
Если есть еще недочеты, сомнения – наклейте красный листок;
Посмотрите какое красивое осеннее дерево у нас получилось.
Я надеюсь, что этот урок помог вам подняться еще на одну ступеньку грамотности.
Спасибо всем за работу. Урок окончен.