Цели урока: закрепить знания о народной и литературной сказке; выработать умение видеть их отличие; предоставить возможность для сформирования речи, творческой способности ученика; развивать умении работать в парах и группах; способствовать развитию памяти, мышления; воспитывать чувство любви к народному творчеству, любви к родному языку.
Ход урока
Создание эмоционального настроя.
(Звучит музыка: В. Дашкевич Ю.Ким «Приходи, сказка».)
Вслушайтесь в эту музыку, вдумайтесь в слова песни.
Индукция.
– А теперь, посмотрите на запись на доске:
«Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания, они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности.»
Н.А. Некрасов
– Прочитайте эти строки, вспомните звучавшую песню и запишите в своих тетрадях слово или несколько слов, отражающих то, о чём идёт здесь речь. (Сказка, Русские сказки)
Самоконструкция.
– Прочитайте эти строки ещё раз и запишите вопросы, которые у вас возникли при чтении высказывания.
Социализация.
– Зачитайте свои вопросы и дополните их вопросами одноклассников.
– Как вы понимаете слова Николая Алексеевича?
– Почему сказки – это хранилище русской народности?
– Что значит: сказки – память нашего давно минувшего?
– Почему русские сказки заслуживают большого внимания?
(Ребята в парах отвечают на эти вопросы.)
Демонстрация.
(Идёт работа с выставкой книг. Сначала основное внимание сосредотачивается на книгах, в которых помещены русские народные сказки.)
– Почему эти сказки называются народными?
– А какие сказки мы называем авторскими или литературными?
– Приведи примеры литературных сказок. Из каких народных сказок взят их сюжет? (Ершов «Конёк –горбунок», Одоевский «Мороз Иванович»).
– Как вы поняли из уроков чтения, чем похожи и чем отличаются авторские сказки от народных?
Реконструкция.
– Обратите внимание на титульные данные сказок и скажите, как они оказались на одной полке? (Все эти сказки обработал А.Н. Толстой – выдающийся писатель)
– Назовите его сборники сказок. («Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», «Сказки и рассказы для детей».)
– Расскажите некоторые из них. (Дети рассказывают «Кот Васька», «Жар-птица», «Кикимора» и др.)
Физкультминутка.
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
нужно на носочки встать.
Самоконструкция.
Учитель читает стихотворение:
Далеко, далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене.
Но, где отыскать этот ключик
Никто не рассказывал мне.
– Составьте вопросы по тексту и запишите их в тетрадь.
Разрыв.
– У меня появились вопросы. Ответьте на них.
– О какой книге идёт речь?
Эта книга занимает на выставке почётное место. (Золотой ключик или Приключения Буратино)
– А по какой книге А.Н. Толстой написал её? Кто автор? («Приключения Пиннокио», К. Коллоди)
– «Приключения Буратино» вы все читали дома. Давайте поработаем над этим произведением.
Социоконструкция.
– Прочитайте отрывок из сказки, где описывается главный герой.
– Попробуйте нарисовать его портрет и составить синквейн.
(Работа ведётся в группах по 4 человека.)
Афиширование.
Учащиеся вывешивают свои работы на доске. Озвучивают их, зачитывают составленный синквейн.
Рефлексия.
– Вспомните, о чем мы сегодня разговаривали на уроке?
– Какие бывают сказки?
– Чему они нас учат?
– По цепочке у доски, на этом золотом ключике запишите те качества героев, которыми хотели бы обладать вы сами.
(Учащиеся на большом листе бумаги в форме ключа записываю качества человека, которыми хотели бы обладать сами)