Знаете ли вы, как встречали весну в старину? На ветвях деревьев развешивали сладкое печенье – «жаворонков». Зазывали весну песенками закличками. Устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Играли в горелки, салочки, «Гуси-лебеди», «Ручеёк», «Ворота» и другие игры. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорей растопить зимний снег. Этот праздник справляли 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Цель: Духовное обогащение личности ребенка через знакомства с историческими истоками культуры, в частности устного народного творчества русского народа, его традициями, обычаями.
Задачи:
- Познакомить и пополнить знания учащихся с традициями и праздниками русского народа.
- Воспитывать любовь к русской песне.
- Воспитывать любовь к творческому наследию, возрождению утерянных традиций русской культуры.
- Раскрывать творческие задатки ребенка.
Предварительная работа: изготовление фигурок из теста, глины или бумаги, изготовление костюмов для Зимы и Весны. Разучивание инсценировки, стихов и музыкальных номеров - песен, заклички, хороводов.
Действующие лица и участники: ведущий, Зима, Весна, дети-чтецы.
Ребята рассаживаются на свои места, держа в руках жаворонков. Звучит фонограмма песни «Как на тоненький ледок».
Ход мероприятия
Ведущий: Долго длится зимняя пора в России - пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание – вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота. Сегодня мы познакомимся с ним.
1-й ребенок:
Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
2-й ребенок:
Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила,
3-й ребенок:
Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
Ведущий: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ребенок:
Мороз – Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.
Ведущий. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальные края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки «Разговор Зимы и Весны». Входят две девочки – Зима и Весна. Зима одета старухой, Весна – красивой молодой девушкой.
Весна:
С Весной Зимушка повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Ой, здорова будь, Зима снежная
Зима:
Бью челом тебе,
Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна:
Потому что ты – больно лютая
И холодная и голодная.
Я же - теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
5-й ребенок:
Выгляни, солнышко из-за гор-горы,
Выгляни, красное, до вешней поры.
Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?
Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?
Как она, лютая, от весны ушла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла?
Ведущий: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее русскую народную песню «Весняночка».
Дети (поют):
-
Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда. -
Прилетели журавли
И соловушки мои.
Журавли, журавли
И соловушки мои. -
Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.
Мы поем, мы поем,
Весну красную зовем,
Ведущий: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой - помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.
Зима уходит. Весна занимает предложенное ей место.
6-й ребенок:
Зима недаром злится –
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Исполняется закличка:
Жучик крючик паучок
Прилети к нам куличок
Виту, виту, виту, вай
Принеси весну в наш край
Ведущий: С наступлением весны, ребята с удовольствием собирались на оттаявших пригорках поиграть. Какие народные игры вы, знаете? (Ответы детей). Сейчас мы с вами поиграем в русские народные игры: «Колечко» (приложение 1), «Просо» (приложение 2), «Птицелов» (приложение 3).
Ведущий: Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. На полянках появляются первые весенние цветы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери цветок». (Проводится игра).
Ведущий: А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Каких птиц - вестников весны вы знаете? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.
Весна.
-
Сбирались птицы, сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы, садились певчи
Рядами, рядами.
А ну, угадайте, что это за птицы были?
(Грачи) -
Черный,
проворный,
кричит «крак!»,
червякам враг.
(Грач) -
Спереди у птички шпильце,
позади у птички вильце.
Сама птичка мала,
а за морем была.
(Ласточка) -
Села птичка на суку
и поет: «Ку-ку, ку-ку».
(Кукушка). -
Не позавидуешь работе
Весь день стоять ногой в болоте
И ловить в нем наугад
Длинным клювом лягушат.
А вот ему работа эта
Сладка, как нам с тобой конфета.
(Аист) -
На ветке домик деревянный,
А в доме маленький певец.
Он улетал в чужие страны
И вот вернулся, наконец!
Кругом снежок порхает редкий,
В оврагах не растаял лед,
А он сидит на голой ветке
И громко, радостно поет.
(Скворец) -
В лужах – отраженье тучи,
Дни по-прежнему теплы.
На репейнике колючем
Ищут семечки
(Щеглы) -
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь). -
На верхушке калачи
День и ночь кричат …(Грачи).
Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.
Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песня жаворонка».
А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки- заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку- закличку.
Ребята берут в руки жаворонков и поют закличку.
Дети:
Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну-красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зеленый покос!
7-й ребенок:
Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
8-й ребенок:
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Ведущий: Во многих закличках- веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.
9-й ребенок:
Птичка-ключница,
Прилети к нам из-за моря,
Принеси нам два ключа,
Два ключа золотые.
Отомкни весну теплую,
Замкни зиму холодную.
Ведущий: И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества- солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.
Идет исполнение хороводной песни с движениями «Земелюшка-чернозем».
Дети (поют):
Земелюшка-чернозем, земелюшка-чернозем,
Чернозем, чернозем, земелюшка-чернозем.
Тут березка выросла, тут березка выросла.
Выросла, выросла, тут березка выросла.
Под березкой травушка, под березкой травушка.
Травушка, травушка, под березкой травушка.
На травушке цветики, на травушке цветики.
Цветики, цветики, на травушке цветики.
Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы.
Со травы, со травы, рвали цветы со травы.
Плели венки из цветов, плели венки из цветов.
Из цветов, из цветов, плели венки из цветов.
Ведущий. Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте все вместе произнесем последнюю закличку – возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной каждую строчку.
Приди, весна, приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
А теперь приглашаем всех ребят встать в дружный хоровод и исполнить «Весняночку».
Дети поют:
-
Пришла весна, ой, пришла ясна.
Погляди-ка, дружок, как цветет лужок.
Припев:
Ярче, солнышко сияй!
С нами праздник ты встречай! -
В садах звенят голоса ребят.
Хоровод заведем и плясать пойдем.
Припев. -
Весна кругом, про нее споем.
Расцветай, зелен май, весели наш край!
Припев.
Ведущий: Много нового мы вам сегодня рассказали, а теперь посмотрим, что вы сами знаете.
Проводится викторина «Вестники весны» (приложение 4).
Ведущий: Ну ребята, молодцы! Вижу, что много книг читаете, интересуетесь жизнью родной природы. Вот и встретили мы с вами Весну- красну. А теперь, люди добрые, гости дорогие, всех приглашаем к праздничному столу!
Праздник заканчивается общим чаепитием.
Литература:
- 500 стихов-загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. 2-е изд. испр.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Агапова И.А, Давыдова М.А. Веселые праздники в школе и дома.- М.:000 ИКТ «Лада», 2006.
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.\ Сост. М. Забылин. -М.: Автор, 1992.
- Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. «Родная земля» 1-2 классы. Книга для учителя. М.: «Дрофа», 1998.
- Соболева Э.В. Споем мы дружно песню: Пособие для воспитателей и музыкального руководителя. М.: Просвещение, 2005.