Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.
В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивно-художественный труд в детском саду.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память.
Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В нашем дошкольном учреждении организован кружок «Фантазёры», который осуществляет свою деятельность в рамках программы по ручному труду.
Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом.
Основная цель деятельности кружка: научить детей с удовольствием изготовлять различные поделки с использованием бросового материала.
Деятельность кружка рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы).
Задачи кружка:
- Формировать представления детей об эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма), особенностях материала.
- Осваивать способы работы с различными материалами.
- Развивать умение планировать, создавать конструкции по условию по пооперационным картам, схемам.
- Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать эстетический вкус, творческое воображение.
Для реализации поставленных задач педагогу необходимо создать положительную мотивацию предстоящего труда.
Тематика занятий должна быть близка детям: игрушки, персонажи любимых сказок («Зайка беленький сидит», «Лисичка-сестричка», «Смелый петушок», «Утята», «Винни-Пух», «Лягушка-царевна» и др.), объекты живой и неживой природы («Солнышко-колоколнышко», «Новогодняя ёлочка», «Тучка-плакучка», «Цветущее дерево» и др.). Все занятия объединяются по общим темам: «Что нам осень принесла?», «Новогодние подарки», «Мои любимые игрушки», «Пришла весна – отворяй ворота», «Сказка в гостях у детей».
Также педагогу важно продумать развивающую среду, которая способствует развитию творчества. Для оснащения мастерской кружка собраны: разные виды бумаги, коллекции природного и бросового материала, изготовлены пооперационные карты (они привлекательны и эстетично оформлены), памятки – правила по работе с материалами, картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев).
Кружковая работа позволяет детям свободно экспериментировать с материалами. Каждый ребёнок по своей природе творец, попадая в его руки любая палочка, шишка, камушек превращается в забавную игрушку В ходе экспериментирования проводятся разные дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Найди самый мягкий, твёрдый материал», «Сортировка» (по цвету, форме, структуре), «Найди похожие предметы» и другие.
Играя с различными материалами, дети в увлекательной форме приобретают знания о физических свойствах материалов (гладкость, шероховатость, лёгкость и др.), цвете, форме, величине. У детей формируются обобщённые представления об общих свойствах сходных предметов. Всё это обеспечивает хорошую подготовку к последующему художественному конструированию.
Занятия кружка строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма, размер, цвет». Активно используется в обучении детей художественному труду метод проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, вопросы, развивающие логическое мышление, поисковую деятельность.
Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Приёмы создания проблемных ситуаций различны:
- предъявить детям противоречивые факты (Незнайка думает, что из пластикового стаканчика можно сделать медузу, а Буратино думает, что нельзя)
- столкнуть разные мнения детей (Как сделать открытку для мамы, если под рукой нет изобразительного материала? Дети высказывают свои предположения: купить открытку в магазине, попросить фломастеры в другой группе, послать маме открытку по электронной почте. В итоге дети изготавливают открытку с использованием скомканной бумаги.)
- дать похожие задания (Предложить сделать из бумаги астру и ромашку. Воспитатель выясняет, чем похожи и отличаются выполненные работы)
Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.
Большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:
- Введение в игровую ситуацию;
- Затруднения, проблема;
- Открытие нового способа действия;
- Воспроизведение в действие нового способа;
- Оценка, результат.
Занятия – открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности. Например, воспитатель предлагает найти самый подходящий материал для «шитья» шубки зайчика. Дети высказывают предположения: шарики из салфеток, картон, пластилин, белое тесто и др. В поиске выбрали новый материал – поролон.
Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребёнка, требует о него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребёнка.
Занимаясь в кружке, дети овладевают навыками художника, у них воспитывается упорство, фантазия, вкус.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Свои работы дети используют в украшении интерьера группы, с удовольствием дарят их родным и друзьям.
Итогом деятельности кружка стала организация выставок в детском саду «Приходи, сказка!», «В гостях у Лесовичка», «Моя улица», оформление альбомов «Разноцветный поролон», «Волшебные комочки».
Дети вместе с родителями принимают участие в ежегодном семейном фестивале «Семья – для ребёнка», во время которого проводится «Мастер-класс» по ручном труду. Воспитанники становятся участниками конкурсов «Листопад в ладошке», «Новогодняя открытка» мурманского журнала «Наше солнышко». Для родителей оформлены консультации «Умные поделки», «Играя – творим», «Фантазируйте вместе с детьми», фото-коллаж «Умные ручки».
В процессе творческой деятельности у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Наблюдается стремление доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь. Проявляется заинтересованность результатом общего дела. Всё это очень важно для успешного обучения в школе.