Интегрированный урок (ИЗО + литературное чтение) по теме "Голубая Гжель". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 3


Цели и задачи урока.

Образовательная:

  1. Знать центры народных промыслов России.
  2. Закрепить знания о народных промыслах. Полученных на уроках чтения и ИЗО.

Развивающая: развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к Родине. Уважение к труду.
  2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Вид урока: коллективная работа в группах.

Материалы: гуашь, кисти, клей, эскизы росписи, ватман. Конверты с набором элементов сервиза для групповой работы по ИЗО.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель.

Что ж, давайте по порядку.
Лена, загадай загадку.
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему назовёт.

Ученица.

Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Каждый удивится
Увидев вас впервые
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.

Это называется просто “ Роспись (все вместе ответ) – Гжель”. (Слайд 3)

Ученик.

Снежно– белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Учитель. Поступил от Владика вопрос “Откуда пришла к нам гжельская посуда?”
Сейчас вы будете работать группами.
Каждая группа получила на дом свои вопросы и задания, на которые должна была приготовить ответ.

(Слайд 4 )

Итак, на вопрос Владика “Откуда пришла к нам гжельская посуда?” ответ дает

1-я группа.

Ученик.

Издавна селился славянский народ по берегам рек. Река была и кормилицей, и торговой дорогой. Так же человек использовал и природные богатства, которые залегали в недрах земли. (Слайд 5)

Ученик.

В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.

Учитель. Вопрос для 2 группы.: “Какие полезные ископаемые залегают в Раменском районе Подмосковья, если там живут гончары? “Кто такие гончары?”

Ученик.

Гончары – это люди, работающие с глиной. (Слайд 6 )

Ученик.

В Раменском районе Подмосковья залегает глина, это позволяет людям мастерить глиняную посуду. Это значит, что живут здесь ремесленники– гончары, которые эту посуду делают. А еще художники, которые посуду расписывают.

Учитель. 3 группе дано было задание: “Найти пословицы о труде”. (Слайд 7 )

Отвечает 3 группа.

– Труд человека кормит, а лень портит.
– Дело мастера боится.
– Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
– Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
– Ремесло – пить, есть не просит, а само кормит.
– Без дела жить – только небо коптить.
– Кто много лежит, у того бок болит.
– Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Учитель. Когда мы были на экскурсии в Гжели, то там нам рассказали, что глина Гжельская – волшебная. Залегает в природе обычная серая глина, а после обжига она становится белой.
Набрали глины, замесили её, наделали много разной посуды. А она глаз не радует.
Что делать?
Русский народ весёлый, смекалистый, задорный. Любит всё делать с размахом, чтобы душа пела и радовалась.
Собрались они на сход, стали думу думать. Телевизоров нет, радио нет, а жизнь кипит. Друг друга подбадривают, потешки сказывают, песни поют, мудрыми словами друг друга поучают и зарождается …(ответ учеников) устное народное творчество.
Перечислите малые жанры устного народного творчества (ответы).
А какой жанр фольклора мы любим больше других жанров? (Сказки.)
Недавно по литературному чтению мы составляли сказки.
А давайте сейчас представим себе, что мы собрались в русской избе много лет назад, и под лучиной, за работой придумаем сказку (быль) о Гжели.

Ученики по очереди рассказывают сказку:

– Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.
– Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. Издавна они делали посуду из белой глины.
– Даже название деревни связано было со словом “жечь”, ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
– И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Слепили они чайники, чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. (Слайд 8)
– Стали они думу – думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам.

Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь– синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

(Слайд8 )

Ученик.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова

Ученик.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье – прославилась теперь. (Слайд 9)
Известно всем в народе её названье – Гжель.
И. Кадухина

Учитель.

Спасибо, ребята, пока мы прервёмся на физ.минутку, а окончание сказки мы услышим позднее.

3. Физкультминутка.

4. Практическая самостоятельная работа в группах по 7–9 человек.

(Под народную музыку.)

Учитель ИЗО. (Слайд 10)

А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать посуду.
Представьте, что вы находитесь в гжельской мастерской, гончары уже создали посуду, вы мастера, должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор, для росписи, используя варианты, выполненные вами на прошлом уроке.
В конвертах, для каждой группы ребят, лежит фрагмент узора. Каждая группа создавая сервиз, должна учесть этот фрагмент и украсить его.
Но вспомните, что не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
– Раз вы работаете коллективно, должна ли роспись на ваших предметах быть одинакова? (Да.) А как будет называться посуда одинаковой формы и с одинаковой росписью? (Сервиз.)
А у каждого сервиза есть имя. Прошу и вас в конце работы – придумать имя своему сервизу.
– Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. (Советуются.)
– Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество. (Представляются.)
– Каждый в группе имеет право на совет, но окончательное решение принимает – мастер.
– А теперь скажите, с чего вы начнете работу, и на что надо будет обратить внимание при выполнении коллективной работы?

(ответы)

а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) создание композиции;

– Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие на столах, и посмотрите, какой основной элемент росписи вам достался. (Варианты ромашки.)


– Где его расположите на предметах? (В центре.) Не забудьте дополнить основной элемент росписи спирально закручивающимися травинками, листочками, усиками, сеточкой и т.д.
– А чем украсите края предметов? (Бордюром.) (Слайд 11, 12)

Давайте вспомним правила работы с кисточкой и можно приступить к выполнению работы.

  1. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
  2. Не оставляй кисточку в баночке с водой.
  3. Не забывай прополоскать кисточку.

Приступайте к работе.

Работаем быстро, качественно, аккуратно. Желаю вам успешно выполнить работу.

(Звуковой фон (народная музыка). Дети работают самостоятельно. Учитель помогает тем ученикам, которые испытывают затруднения.)

Учитель ИЗО.

Если сервиз ваш готов, прошу расставить эскизы предметов гармонично на условной скатерти (ватман тонирован ) и приклеить их, но сначала “поиграйте” ими, подвигайте, посмотрите что с чем лучше сочетается.

– Готовые сервизы прошу вынести, чтобы мы все ими полюбовались, а мастера объявят название сервизов.

Учитель.

А сейчас пришло время закончить сказку:

Ученик.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково “Нежно-голубое чудо – сказочная гжель” На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси.

Ученик.

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера,
И сине – белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера.
Куликова Л.

Ученик.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Ученик.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние-
И мастерство волшебное достойны восхищения.

6. Релаксация.

Учитель.

Вот и закончилась наша сказка. А как мы ее назовем?

(Ответ детей “Голубая Гжель”.) (Слайд 13 )

Учитель ИЗО.

Прошу мастеров оценить работу группы. Произнести название сервиза и обосновать его. Отметить, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность. Кого нужно похвалить.

(Оценка работ.)

– Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Работы получились яркими, красочными, выразительными.

Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.

– Давайте вспомним ещё раз:
– Из чего изготавливали посуду в Гжели для дальнейшей росписи? (Ответ.)
– О какой росписи говорили на уроке? (Ответ.)
– Что расписывали этой росписью? (Ответ.)
– Какие цвета применяли? (Ответ.)
– Какие элементы узора использовали? (Ответ.)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Ответ.)
– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.

Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте прополоскать кисть, поменять воду, вымыть руки.

Литература.

  1. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90.
  2. http://www.1-kvazar.ru/u-gzhel.htm
  3. http://www.gzhel.ru/index.php?language=ru
  4. Другие материалы, таблицы, репродукции гжельской посуды с разных сайтов.