На этапе самоопределения и выбора технологии интегрированного подхода, как дополнительной к общеобразовательной программе “Развитие” Л.А.Венгера для решения некоторых задач мы определили, в чем заключается актуальность использования интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. Мы рассматриваем актуальность интегрированных занятий с точки зрения существующих проблем в дошкольном образовании в целом и конкретно в нашем детском саду:
– предметная разобщенность, самостоятельность видов деятельности, их слабая связь друг с другом становятся одной из причин фрагментарности мировоззрения дошкольника, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира,
– перегрузка учебными занятиями, отсутствие баланса в образовательной и игровой деятельности, преобладание статических поз на занятиях с умственной нагрузкой ведут к несоблюдению принципов здоровьесберегающих технологий;
– на учебных занятиях для решения развивающих задач остается мало времени, так как приоритеты отдаются образовательным задачам; не всегда учение с интересом;
– формальное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (а именно детей, педагогов, специалистов родителей);
– основная обязательная деятельность – учебные занятия; не всегда используется все образовательное пространство ДОУ в целом
– не прослеживается преемственность задач каждого раздела в различных видах деятельности или режимных моментах;
– наблюдается появление детских садов разных категорий с различными приоритетными направлениями,
– в нашем детском саду в общеобразовательной программе “Развитие” отсутствуют или недостаточно разработаны некоторые разделы, которые необходимо решать для реализации государственного стандарта, а именно: физическое развитие, социально-личностное направление, знания по ОБЖ, знания по краеведению, недостаточно раскрыт раздел знакомства с декоративно-прикладным искусством, аппликацией, лепкой. В связи с этим необходимо дополнять данные разделы вариативными, парциальными программами и технологией интегрированных занятий.
Существует и ряд положительных моментов, которые мы и постарались учесть при выборе технологии интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
– эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего и обучающего направления.
– дифференциацию возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.
– интегрированный подход является одним из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивных видах деятельности.
– для педагогов и специалистов нашего ДОУ очевидно, что значительную часть знаний и умений ребенок будет осваивать без специально организованного обучения, т.е. в совместно организованных видах деятельности.
– будет происходить снижение статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности
– используется все образовательное пространство не только группы, но и детского сада: кабинеты, залы, группы, холл, территория детского сада.
– включение в общеобразовательную программу регионального компонента (знания по знакомству детей с родным городом, краем)
– проведение итоговых занятий с целью обобщения знаний
Также, с точки зрения старшего воспитателя, следует отметить, что интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка, средством повышения профессиональной компетентности педагогов. В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.
Воспитатели организуют, направляют деятельность, обучают детей, они выступают в роли ведущих, берут на себя сложные роли, активно включаются в подготовку развивающей среды (декорации, костюмы и др).
Формирование личности педагога и ребенка происходит в результате совместной творческой деятельности воспитателей и детей: сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует формированию содержательного творческого общения. И педагоги, и дети, при этом, приобретают опыт коллективной творческой деятельности и ее организации.
Такой творческой коллективной деятельностью в нашем детском саду явилось проведение педагогами интегрированных мероприятий с детьми.
На наш взгляд, очевидно, что использование данной технологии будет эффективно реализовываться в ДОУ, где имеется ряд специалистов: это и психолог, музыкальный руководитель, воспитатель театрализованной деятельности, воспитатель изобразительной деятельности, эколог, инструктор по физической культуре и др.
Немаловажным условием реализации данной технологии является образовательный статус педагогов, их квалификация, творческий потенциал, наличие коллектива единомышленников.
Несколько лет подряд в нашем детском саду разрабатывались и проводились интегрированные мероприятия с детьми на различные темы. Эти занятия позволили решить нам ряд возникших проблем, перечисленных выше.
На этапе планирования данной работы мы определили основные цели в использовании интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
– создание у детей целостной картины мира
– учет здоровьесберегающих технологий (Приложение № 9)
– повышение качества образовательного процесса (образования)
– формирование личности педагога и ребенка,
– повышение профессиональной компетентности педагогов
– освоение новой технологии интегрированного подхода.
Всю работу мы построили по определенным этапам. На 1 аналитико-диагностическом этапе мы проанализировали условия организации процесса интеграции, которые имеются в нашем детском саду:
– кадровые (подбор квалифицированных кадров, обеспечивающие индивидуально-дифференцированный подход к детям). В нашем детском саду имеется ряд специалистов, которые могут обеспечить реализацию интегрированного подхода. Это старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель театрализованной деятельности, воспитатель изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, учитель логопед, воспитатели с высшей категорией– 31%, с 1 квалификационной категорией – 23%, со 2 квалификационной категорией – 15%, без категории (молодые специалисты) – 31%
– организационно-педагогические (создание развивающей среды, позволяющей удовлетворять образовательные потребности детей за счет разных программ и технологий).
Для реализации государственного стандарта в детском саду имеется музыкальный, спортивный залы, кабинет логопеда, кабинет старшего воспитателя, заведующей, медицинский кабинет, изостудия, холл. Также на территории детского сада имеются 2 спортивные площадки, плескательные бассейны, прогулочные участки с просторными игровыми площадками и верандами.
Детский сад работает по образовательной программе “Развитие” Л.А.Венгера и дополнительным программам “Я, ты, мы” О.Л.Князевой, “Основы безопасности жизнедеятельности” Р.Б. Стеркиной, “Воспитание здорового дошкольника” М.Д.Маханевой, “Синтез искусств” О.А.Куревиной, “Гармония”, “Синтез” К.В.Тарасовой, “Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной и необходим региональный компонент по знакомству детей с родным городом, краем.
В детском саду имеется достаточное методическое и дидактическое обеспечение для реализации, как общеобразовательной программы, так и вариативных программ и дополнительных технологий.
Старший воспитатель составила анкеты для педагогов ДОУ, родителей воспитанников о заинтересованности данной темой.
Проведенное анкетирование педагогов ДОУ выявило их компетентность в вопросах интеграции дошкольного образования
Также необходимо было провести диагностику детей по разделу: краеведение, изобразительное искусство, музыкальное развитие.
– координационные (выявление потребностей родителей и интересов детей, определение соотношения программ: основной и дополнительной).
В результате проведенного анкетирования, опроса родителей было выявлено, что родители предпочитают разностороннее развитие ребенка, подготовку ребенка не только к школе, но и к дальнейшей жизни в социуме.
Мы считаем, что, без тесного сотрудничества педагогов по этому направлению и родителей воспитанников обучение дошкольников было бы недостаточно эффективным. Ребёнок, который сегодня возвращается из детского сада домой и с интересом рассказывает маме и папе о том, что он сегодня узнал нового и интересного в детском саду, и который не видит эмоционального отклика в глазах своих родителей, уже завтра не с таким воодушевлением пойдёт на занятие, которое ещё вчера было для него таким захватывающим.
Основными формами такого сотрудничества в нашем ДОУ являются:
1. Проведение индивидуальных
консультаций и бесед с родителями;
2. Организация и участие детей и родителей в
предварительной подготовке к интегрированным
занятиям;
3. Мониторинг знаний воспитанников.
4. Совместное проведение интегрированных
мероприятий
Проведенные нами исследования показали, что: (Приложение № 2, Приложение 3)
– многие родители не умеют подбирать
игры, занятия, задания для своего ребенка;
– часто родители не понимают важности
совместной деятельности взрослого и ребенка;
– под обучением и воспитанием ребенка
большинство семей понимает овладение им
определенных знаний, умений и навыков и
желательно в опережающем темпе;
– часто родители испытывают затруднения в том,
чем занять своего ребенка в домашних условиях;
– родители испытывают затруднения в
осуществлении подбора методов и приемов
воспитания.
Следовательно, перед педагогами стоит задача – обогатить педагогический воспитательный опыт родителей, совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
– материально-технические (создание и оснащение новых учебных и досуговых помещений, комнат, кабинетов для занятий). Педагоги видят оптимальные возможности в использовании всех помещений и территории ДОУ для реализации задач интеграции
На 2 этапе целеполагания и планирования творческой группой педагогов были поставлены цели и задачи в работе с детьми и родителями:
ЦЕЛЬ: Объединить усилия педагогов, родителей для формирования разносторонней личности ребенка-дошкольника.
Для реализации целей работы мы определили конкретные задачи в работе с детьми, родителями, педагогами:
Задачи в работе с детьми:
- Развивать индивидуальные творческие и познавательные способности детей.
- Дать детям представления о родном городе Сарапуле
- Систематизировать знания детей о временах года
- Систематизировать знания детей о значимых датах в истории развития родного города, республики, страны, мира.
- Воспитывать активную, деятельную, культурную личность ребенка, хорошо адаптирующуюся в окружающем мире предметов, природы, людей.
Задачи в работе воспитателя:
- Активно использовать развивающие технологии
- Создать условия для прочного усвоения знаний и их творческого использования в самостоятельной и совместной деятельности
- Создание условий для установления благоприятного психологического микроклимата в группе
- Создание методического и дидактического обеспечения для проведения интегрированных занятий
Задачи в работе с родителями:
- Совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
- Сформировать у родителей практические навыки взаимодействия с детьми.
Также на данном этапе необходимо было собрать коллектив единомышленников, спланировать цели и задачи в работе с детьми. При этом важно было разработать алгоритм подготовки к интегрированному занятию, тематические блоки, периодичность проведения интегрированных занятий и их подготовку.
Предполагаемый результат данного этапа работы:
- Создан коллектив единомышленников
- Определены тематические блоки
- Определено количество интегрированных занятий в год
- Поставлены цели и задачи в работе с детьми, родителями, педагогами
- Разработан алгоритм подготовки к интегрированному занятию
Содержание и тематику интегрированных занятий мы определили, исходя из потребности ДОУ. Эти потребности, на наш взгляд, заключаются, прежде всего, в выполнении государственного стандарта, подведении итогов в реализации годовых задач дошкольного образовательного учреждения, реализации регионального компонента, т.е. знакомства детей с обычаями, традициями своего народа, и какими-либо тематическими значимыми датами в истории государства.
Совместно с педагогами мы определили тематические блоки: Региональный компонент; Итоговые занятия; Праздничные, значимые даты в истории государства
Подготовка к интегрированным занятиям требует от педагога дополнительных усилий, большой эрудиции, высокого профессионализма. В своей работе мы опирались на определенный алгоритм подготовки к интегрированным занятиям: это изучение дополнительной как познавательную так и методической литературы; постановка цели интегрированного занятия (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях детей, перераспределение приоритетов, провести итоговое занятие и др.); подбор объектов или источников информации (они должны отвечать целям занятия); определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (идеи, явления, понятия или предмета); обсуждение плана мероприятий, распределение подготовки различного рода оборудования, костюмов, декораций, распределения ролей (происходит приобретение опыта коллективной творческой деятельности); создание новой структуры занятия, т.е. обеспечение чередования различных видов деятельности детей и логическое основание их последовательности; подбор содержания, то есть создание новых связей между отдельными элементами занятия и важным моментом в подготовке занятия является проживание эмоционального настроя всеми сотрудниками. (Приложение № 7)
На 3 этапе: реализация модели – реализация календарного, перспективного плана, который включает в себя интеграцию видов искусства, видов деятельности, форм работы с детьми, родителями, педагогами
Интеграция в работе с детьми охватила все разделы общеобразовательной программы.
Работа с педагогами включила в себя следующие методические мероприятия: (Приложение 5)
– самообразование (изучение методической, познавательной литературы по данной тематике);
– проведение консультаций,
– семинаров-практикумов по вопросам интеграции образовательной деятельности: “Интегрированный подход к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ”– 2007 год, семинар “Интегрированный подход к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ” – 2008 год; семинар “Технология интегрированных занятий в ДОУ” – 2009 год; (Приложение № 4)
Организовали творческую группу по разработке интегрированных занятий по данному направлению. Определили ответственного за реализацию программы – старшего воспитателя.
Затем составили перспективный план работы с детьми (Приложение № 1), куда включили различные виды детской деятельности. При разработке перспективного плана обязательно продумывали утверждение времени, места проведения занятия, обобщение, систематизация методического, познавательного материала по данной теме. Совместно со специалистами мы наметили для каждого интегрированного занятия различную интеграцию видов искусства и видов деятельности.
На 4 этапе: анализ реализации модели
ЦЕЛЬ: Осуществление анализа реализации цели и задач интеграции. На данном этапе мы провели анализ реализации этапов интеграции, выявили положительные и отрицательные моменты в нашей работе, в организации интегрированных занятий. Обсудили мероприятия, проведенные в детском саду.
Мы увидели, что интегрированные занятия– это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требует выполнение государственного стандарта, интегрированные занятия дали нам возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира о временах года, родном городе, крае, применять разнообразные приемы в работе с детьми, использовать индивидуально-дифференцированный подход к детям. Также мы увидели, что улучшилось качество знаний детей по определенным темам: краеведение, знакомство с национальными традициями, обычаями, праздниками.
Обобщили разработанные творческой группой материалы – конспекты занятий, планов, праздников, тематических экскурсий и др. В методическом кабинете имеются все конспекты проведенных мероприятий. В 2007 году опытом работы по данной теме мы делились на городском конкурсе инновационных проектов с инновационной технологией “Ребенок-творчество-искусство”
Провели анализ уровня развития дошкольников, который показал стабильные результаты и результаты улучшения по разделам: ознакомление с окружающим, музыкальное развитие, изобразительная деятельность, подготовка детей к школе, ознакомление с окружающим и развитие речи.
Проведенное итоговое интегрированное мероприятие совместно с родителями позволило выявить большую заинтересованность и активность родителей. Также проведенное повторное анкетирование родителей о значимости интегрированных занятий, выявило, что 79% из числа всех родителей считают данный вид занятий необходимым, эффективным и интересным, 17% отмечают, что такие занятия можно вести параллельно программным занятиям, и 4% еще не совсем осознали значимость данного вида занятий.
Родители являлись постоянными участниками данных мероприятий: они участвовали в организации совместных выставок рисунков, поделок, фотографий, стенгазет, сочинений и презентации проектов. Благодаря этому, в детском саду накоплен дидактический, наглядный и познавательный материал, который педагоги используют на различного рода занятиях, в оформлении интерьера детского сада, на различных городских и внутрисадиковских методических мероприятиях. (Приложение № 6)
Совместно со специалистами мы определили перспективу и прогноз дальнейшей работы по данному направлению:
Дальнейшую перспективу нашей работы мы видим в создании учебно-методического комплекта, способствующего личностному развитию ребенка средствами интегрированных занятий и включающий:
— методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий;
— подбор тематических интегрированных занятий по следующим направлениям: речевое и художественно-эстетическое развитие детей;
— игры и пособия для детей;
— подборка диагностических методик, помогающих управлять педагогическим процессом;
В результате проведенной работы педагоги ДОУ увидели, что интегрированные занятия объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.
Мы стремились, чтобы каждый цикл интегрированных занятий включал создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций. (Приложение № 8) Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствовал более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед и др).