Урок-репортаж по теме "Живопись эпохи Возрождения". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Цель урока: раскрыть гуманистический идеал эпохи Возрождения на основе анализа выдающихся произведений итальянской живописи.

Задачи урока:

  • рассказать о жизни и творчестве великих итальянских мастеров Возрождения;
  • на основе анализа полотен этих мастеров охарактеризовать гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения:
  • формировать у школьников умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Список использованной литературы:

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс. – М., Владос, 2006.
  2. Хорошенкова А.В. МХК 10 класс. – Волгоград, Корифей, 2006.
  3. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Западная Европа и Древний Восток. – М., Айрис пресс, 2004.
  4. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия Западная Европа и Древний Восток. – М., Айрис пресс, 2004.
  5. Вачьянц А.М. Ренессанс «Вариации прекрасного». – М., Айрис пресс, 2004.

ХОД УРОКА

<слайд 1>

– Сегодня мы продолжаем разговор о культуре Ренессанса и о выдающихся деятелях этой эпохи. Нам предстоит встреча с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения. Эти полотна хранятся в коллекциях многих музеев мира. Наши корреспонденты представят свои репортажи из этих музеев. Итак, слово нашим корреспондентам в Италии.

Первый репортаж – из Капеллы дель Арена в Падуе <слайд 2>

В этом репортаже учащиеся рассказывают о Джотто ди Бондоне и его знаменитых фресках, посвящённых образам Священного писания.

Учащимся предлагается следующая задача:

Задание 1

Самым известным произведением Джотто ди Бондоне стал цикл фресок в Капелле дель Арена в Падуе (38 сцен из жизни Христа), которая принадлежала банкиру Энрико Скровеньи. Фрески, расположенные вдоль боковых стен, гармонично согласуются с архитектурным пространством капеллы. Фрески: «Оплакивание Христа», «Бегство в Египет» <слайд 3>, «Поцелуй Иуды», «Бичевание Христа» – полны драматического смысла и выразительности, что особенно ярко проявляется в изображениях лиц и жестов. Какова идея фресок Джото? Каково ваше восприятие этого произведения?

Основная идея фресок Джотто – «… это идея высокой значимости нравственных ценностей. Данное положение получает наиболее полное раскрытие в трактовке центрального образа всего цикла – Христа. Христос выступает как носитель высокой идеи нравственного совершенства. Подобно античному герою проходит он с высоко поднятой головой через все тяжелые испытания, со стоическим мужеством, а не с христианским смирением перенося ниспосланные на него несчастья». (В. Лазарев)

Второй репортаж – из самого старого художественного музея мира, знаменитой галереи Уффици в Италии <слайд 4>

В этом репортаже учащиеся рассказывают о творчестве Сандро Боттичелли.

Задание 2

Сандро Боттичелли – выдающийся живописец раннего Возрождения, работы которого снискали ему славу самого эмоционального и лиричного художника Возрождения. Его картины: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Весна» <слайд 5>, «Покинутая», «Рождение Венеры», «Мадонна во славе» – полны поэтичности и изысканности. Определите, в какой из вышеназванных картин Боттичелли соединил в единую композицию фигуры Венеры, Меркурия, трёх граций, нимфы, весны, зефира и др.?

«Весна» Боттичелли – прекрасное фантастическое зрелище. Действующие лица в картине – различные персонажи античной мифологии. Весна цветами усыпает дорогу Венере, богине любви. Фигура Венеры – центр всей композиции. Над ней порхает Амур. Налево от нее – ее спутники Грация и Меркурий, посланец богов; направо, рядом с Венерой, – Флора, богиня цветов, и склоняющийся к ней летящий Зефир. От прикосновения ветерка из уст Флоры сыплются цветы. Весь этот ряд тонких, стройных фигур написан на фоне деревьев с темно-зеленой узорной листвой, увешанных золотистыми гранатами и яблоками, плодами весеннего цветения». (М.Орлова)

– Случайно ли обращение мастеров эпохи Возрождения к античным сюжетам?

– Если сравнивать эстетику античного и ренессансного искусства, в чём, на ваш взгляд, сходство и различие?

Задание 3 <слайд 6>

Достаточно трёх имён, чтобы понять значение итальянской культуры Высокого Ренессанса.

«Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: все троесформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения – Интеллект, Гармонию, Мощь». (Н. Дмитриева)

О каких великих мастерах итальянского Возрождения написаны эти строчки?

Третий репортаж – из Парижа, из Лувра <слайд 7>

Этот репортаж посвящён творчеству Леонардо да Винчи. Рассказ учащихся о творчестве художника.

Задание 4 <слайд 8>

С мечтательной загадочной улыбкой,
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Её роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит: «Пускай пройдут века!
Я кончил этот труд: я к цели шел отважно;
Я сердцем трепетал, но не дрожит рука!
Ты, вечно русая, с небесными очами,
С улыбкой счастья на розовых устах,
Как ныне, будешь властвовать сердцами,
Когда мы оба превратимся в прах!
Века веков тебя не переменят.
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:
В твоей улыбке вечная весна!
О, смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил;
Я подвиг совершил вполне ее достойно,
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил.

Эта картина Леонардо да Винчи больше чем портрет, это «песнь торжествующей любви». Её воспевали многие поэты, но ближе всех, пожалуй, подошёл к истине Долльфюс. Как называется эта знаменитая картина?

Задание 5 <слайд 9>

В 1503 г. Леонардо да Винчи создаёт одно из самых прославленных произведений мировой живописи – портрет Моны Лизы («Джоконда»). В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для периода Высокого Возрождения. Выберите правильный ответ:

  • Обобщённый образ двух портретируемых женщин Моны Лизы и Джоконды.
  • Конкретный образ женщины, носящей имя Мона Лиза и фамилию Джоконда.
  • Обобщённый образ итальянской красавицы XV – XVI вв.
  • Воплощение Леонардо да Винчи своего видения идеала женственности и красоты.

В 1503 г. Леонардо да Винчи пишет портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Луврский портрет, получивший название «Джоконда», стал самым знаменитым произведением мастера. С этим принципиально новым портретом, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением и при внешней неподвижности модели «передана жизнь души», связано зарождение в европейском искусстве психологического портрета.

– Каково ваше восприятие данного произведения искусства?

Четвёртый репортаж – из Ватиканского дворца в Риме <слайд 10>

Этот репортаж посвящён творчеству Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

I часть: <слайд 11>

На фреске «Афинская школа» перед зрителем площадка и широкая лестница, ведущая к великолепному, величественному и легкому зданию. В этом архитектурном окружении художник разместил в двух планах группы философов. На верхней площадке лестницы, в центре – Платон и Аристотель. Платон изображен длиннобородым старцем, в руке он держит книгу, а правой рукой указывает вверх. Аристотель протягивает руку к земле. Такая трактовка центральных образов соответствовала в то время пониманию их философии: об естественных вещах Платон судит божественно, в то время как Аристотель о божественных – по-земному. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте; далее представлены знаменитые астрономы и математики; у самого края правой группы художник написал себя. На ступенях лестницы он изобразил Диогена, в левой группе – Сократа, Пифагора, на переднем плане, в состоянии глубокой задумчивости, – Гераклита. По предположениям некоторых исследователей, величественный и прекрасный образ Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело.

<слайд 12>

На фреске «Парнас» изображен Аполлон в окружении муз и поэтов – от Гомера до Данте. Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна. Изображением женской фигуры, опирающейся на наличник, Рафаэль умело связал общую композицию с формой окна.

В «Диспуте» Рафаэль расположил по двум дугам две группы – нижнюю, изображающую земную «воинствующую» церковь, и верхнюю, прославляющую церковь «небесную», «торжествующую».

Задание 6

В 1508 г. Папа Юлий II приглашает в Рим Рафаэля для росписи своих личных комнат (станц) в Ватиканском дворце. В станце дела Сеньятура Рафаэль написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Ответьте, как назывались фрески посвящённые: а) философии; б) поэзии; в) богословию; г) юриспруденции.

– Расскажите о творчестве Рафаэля?

Задание 7

– К какому произведению Рафаэля можно отнести слова величайшего итальянского поэта?

Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя. <слайд 13>

II часть: учащиеся рассказывают о творчестве Микеланджело. <слайд 14>

Пятый репортаж из музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге <слайд 15>

Задание 9

Его имя стоит в одном ряду с гениями Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлем. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Он писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Ему делали заказы короли и Папы Римские, кардиналы, герцоги, князья и платили огромные деньги. Он был очень богат. Современники упрекали его в жадности и любви к деньгам. Талант художника он сочетал с деятельностью купца и пускал свои деньги в торговый оборот. Ведь он жил в Венеции, которая славилась купцами и банкирами ещё больше, чем живописцами.
И испанский король, и французский, и Папа Римский приглашали его поселиться при их дворах, но художник, выполнив заказы, всегда уезжал в родную Венецию. Он прожил почти сто лет. Даже в глубокой старости он не прекращал работу. Умер он от чумы, заразившись от своего любимого сына, за которым он ухаживал во время его болезни.
Его называли «королем живописцев и живописцем королей». О ком император Карл V не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго…»?

Рассказ учащихся о творчестве Тициана.

Тема трагического страдания прекрасного человека звучит в двух шедеврах эрмитажной коллекции: «Кающейся Магдалине» <слайд16>, «Святом Себастьяне». Библейские герои здесь показаны прекрасными земными людьми, которые страдают, но их чувства ярки и прекрасны.
Несмотря на ноты трагизма, усталости и одиночества в последний период творчества, великий художник остался верен идеалам гуманизма, представляя человека высшей ценностью.

Задание 10

«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения», – так считал Леонардо да Винчи. Можно ли сравнить с музыкой полотна художников эпохи Возрождения? <слайд 17> (Звучит в записи ”Аve Maria” Ф.Шуберт на фоне слайдов Мадонн с раннего Возрождения до позднего). Сформулируйте основные характерные черты духовной культуры эпохи Возрождения?

  • Обращение к культурному наследию античности;
  • Светский характер культуры;
  • Гуманистическое мировоззрение;
  • Обращение к человеку как высшему началу бытия;
  • Вера в возможности человека, его воли и разума;
  • Убеждение в стройности и целостности мироздания.