Основная цель курса лицейской экологии: повышение уровня экологической грамотности и культуры учащихся средней школы, используя более полную интеграцию экологии с экономической географией; воспитание подрастающего поколения школьников в духе патриотизма.
Основные задачи курса:
- Пополнить запас знаний учащихся по курсу естественно цикла наук.
- Познакомить с современным видением экологических и экономических проблем своей страны и всего мира.
- Заинтересовать учащихся глобальными проблемами всего человечества.
- Изучить возможные варианты, пути и способы сохранения окружающей среды .
- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами в области экологии; с документами и международными организациями, занимающимися проблемами охраны окружающей среды.
- Перейти от теоретических знаний к практическим действиям, приняв активное участие в экологических школьных проектах.
- Знакомить учащихся с новейшим направлением в развитии страны - нанотехнологиями России.
Отличительной особенностью нашего лицея, существующего уже 20 лет, можно считать его эколого-экономическую направленность.
Преподаватели Московского Государственного Областного Университета вместе с преподавателями нашей школы-лицея готовят учащихся 9-11-х классов к успешному поступлению на экономический факультет вуза по специальностям: менеджмент управления, государственное и муниципальное управление, управление персоналом.
Основное внимание в лицейской программе уделяется изучению математики, экономики, географии и экологии.
Школьный курс экономической географии России в 9 классе, пожалуй, самый насыщенный, но отводится недостаточное количество часов на рассмотрение всех отраслей народного хозяйства страны, а рассказать ребятам хочется о многом.
Когда мне предложили читать лекции по экологии в 9-х классах, задумалась о том, как построить программу так, чтобы материал был нужным, интересным, чтобы темы школьной программы по экономической географии можно было интегрировать в занятия по экологии лицейской программы, с целью более полного и глубокого осмысления материала.
Хочу поделиться своими наработками за несколько лет.
В построении данного курса и в работе над школьными проектами нам с ребятами очень помогли, да и сейчас помогают журналы: « Экологическое образование», «Экология и жизнь», которые идут в ногу со временем, печатают материал, волнующий каждого россиянина, гражданина своей страны, а учителям оказывают конкретную помощь в работе с подрастающим поколением ( спасибо редакционному коллективу этих журналов за актуальность тематики, публикуемых ими статей).
Также хочу отметить пособие, которое очень своевременно оказалось у меня в руках: «География России – эколого-экономические аспекты» под редакцией А.А. Лобжанидзе, в нем ставится важный вопрос «Экология и экономика: враги или друзья?», вопрос, заставляющий думать, размышлять, сопоставлять, анализировать. Вот на него с девятиклассниками мы уже который год пытаемся найти ответ: много рассуждаем, спорим, выражаем свое видение экологических и экономических проблем ( больше всего, конечно, нас волнуют проблемы своей страны ), благо времени хватает, т.к. занятие длится академический час.
Наш (потому, что это совместное творчество учителя и учащихся) курс лицейской экологии состоит из двух разделов:
1. Общие экологические аспекты экономики России
и Мира.
2. Экологические проблемы регионального уровня (
экономических районов, национальных округов,
краев, областей или городов). Не оставляем мы без
внимания и проблемы малых уголков нашей Родины.
Первый раздел программы начинаем с самой важной темы: «Повестка дня» на XXI век» – Концепции устойчивого развития т.к. только этот путь призван обеспечить будущее для всех нас. Мы с ребятами знакомимся с Декларацией «По окружающей среде и развитию», а также другими документами Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, читаем первое опубликованное издание Центра «За наше общее будущее» – «ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ».
Подробно знакомимся с Декларацией прав Земли «Хартия Земли» – основным документом, официально принятым Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 2003 году как основу по распространению идей устойчивого развития.
При обсуждении вопросов экономического развития страны и экологической характеристики Россия всегда сравнивается с другими государствами мира и каждому из нас хочется, чтобы это сравнение было в нашу пользу. Мы приходим к выводу, что сохранение окружающей среды, в последние годы, стало приоритетной задачей для всего мира, и России в том числе. Так в 1996 году в качестве национальной экологической политики страны была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Сегодня интересы экономики и экологии переплетаются как никогда ранее и ,Россия уверенно берет курс на экономическое могущество и экологическую чистоту страны, поэтому рассматривая тему: « Россия на пути к устойчивому развитию», говорим о том, какие проблемы экономического и экологического характера стояли после распада СССР, какие задачи наша страна должна решать сегодня. Новая Россия все более глубоко вступает в мировое сообщество, поэтому страна широко вовлечена в решение глобальных экологических проблем:
- Рациональное использование земельных ресурсов
- Сохранение биологического разнообразия
- Борьба с уничтожением лесов
- Защита и рациональное использование океанов и другими проблемами.
Но для того, чтобы поставленные задачи были решены, необходима серьезная законодательная экологическая база, данный вопрос рассматривает в теме « Российское экологическое законодательство». Насколько оно совершенно?
В России никогда не было сильной государственной экологической политики, поэтому страна не имела необходимой нормативно-правовой базы, сегодня она только создается. Рассматриваем основные принципы и правила охраны окружающей, читаем Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
На лекциях мы знакомимся и с новыми понятиями в нашей жизни, такими как «Экологический менеджмент», «экологический мониторинг», «экологическое страхование», «экологические стандарты», без них современную экономику представить уже невозможно, задаемся вопросом «Почему сегодня предприятиям выгоднее выпускать экологически чистую продукцию?» …Приходим к выводу, что сама жизнь, время заставляет выпускать продукцию экологически сертифицированную, только она может быть конкурентноспособной на мировом рынке.
Подробно рассматриваем темы:
1. «Основные экономические и социальные функции
природы», т.к. грамотный учет ценности природы в
экономике является важнейшим приоритетным
направлением в экологической политике страны.
2. «Классификация загрязнений» – в школьном
курсе учащимся дается понятие только
экологической классификации природных ресурсов,
мы же классифицируем ресурсы еще и с природной
(генетической) точки зрения, а также даем их
хозяйственную классификацию.
3. Тема «Использование и охрана недр» заставляет
ребят задуматься о бережном расходовании
минеральных и энергетических ресурсов,
рациональном их использовании. Когда приводятся
таки статистические данные как :« при добыче в
мире ежегодно теряется меди – 600 тыс. т; свинца –
300 тыс. т; цинка – 500 тыс. т, только за счет
«выдувания» угольной пыли при перевозке угля
теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный
открытый полувагон» – каждый человек
задумывается как природа беззащитна перед
людьми, а человек чаще всего ведет себя по
отношению к ней безответственно.
Сильнейшее отрицательное давление на природу оказывают энергетика, отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство, многие виды транспорта. Важно знать, каким образом можно снизить нагрузку на природу, какие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии уже нашли свое место в народном хозяйстве страны, какие пока находятся в стадии разработки.
Во втором разделе курса большое внимание мы уделяем региональной экологической политике. Рассматриваем районы острых экологических ситуаций в России, будь то районы крайнего Севера, Поволжья, Дальнего Востока; экологические проблемы городов России, состояние водных бассейнов (Волги, Байкала, Каспийского моря, Онежского озера). Учащиеся говорят о тех уголках страны, которые им близки и дороги, выполняют творческую работу « Откуда мы родом», готовят сообщения о своей малой Родине. Пожалуй, самая большая личная заинтересованность читается в глазах ребят при рассмотрении данного раздела, особенно когда речь идет об экологической ситуации нашего города или Подмосковья.
Мы живем в одном из самых больших и красивых городов мира, но экологическая ситуация Москвы оценивается как кризисная. Это означает, что ухудшение окружающей природной среды достигло остроты, угрожающей нашему здоровью. Мы учимся и работаем на территории Басманного района ЦАО г. Москвы, самого неблагоприятного, с экологической точки зрения, округа города.
Стала ли Москва одной из первых столиц проводить в России в жизнь идеи устойчивого развития? Разработаны ли «Основные направления политики Москвы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» на уровне города, округов? Что делается в Басманном районе для улучшения проживания населения? Что конкретно можем сделать мы для того, чтобы наша среда обитания была комфортна для проживания и обучения?
На эти вопросы нам хотелось найти ответ, так пришла мысль начать работу над экологическим проектом. Вот уже несколько лет работаем над темой: «Экологические проблемы Басманного района». Основное направление для себя выбрали следующее – Идеи устойчивого развития во дворе, районе, школе. Ребята изучают состояние окружающей их среды (изучаем сад им.Баумана, состояние наших дворов и улиц, нашей школы и пришкольной территории ( в проекте « Школа как экосистема»), знакомимся с перспективами развития района, с изменением его экологической обстановки за последние годы, проводим свой экологический мониторинг, социологические опросы среди населения и учащихся, стараемся определить качество окружающей нас среды и пытаемся изменить ее к лучшему. Очень многое зависит от каждого из нас, и я твердо убеждена, что начинать нужно с себя.
Часто с ребятами мы обсуждаем вопрос об экологическом сознании россиян:
- Как изменилось отношение людей к данной проблеме за последние годы?
- На какое место по значимости ставят россияне экологические проблемы страны?
- Насколько все мы экологически культурны?
- Какова наша гражданская позиция?
- Считаем ли мы, что от каждого из нас зависит решение пусть небольших конкретных проблем?
Ответы звучат разные, мы высказываем свое мнение , спорим, соглашаемся или нет, но не остаемся равнодушными.
В новом учебном году думаю предложить своим ученикам новый материал к обсуждению.
На международном форуме по нанотехнологиям наш президент сказал: « наша посткризисная экономика должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были». Хочу познакомить своих учеников с предприятиями, которые уже сегодня стремятся сохранить экологическую безопасность страны, например, предприятие «Лукойл – Западная Сибирь» – запущена новая пятилетняя экологическая программа; «Газпромнефть – Хантос» – внедрены передовые технологии утилизации буровых отходов; Стерлитомакский «Каустик» – построена уникальная система управления отходами; «Иркутскэнерго» – действует программа переработки золошлаковых метериалов, к счастью таких примеров се413ня по стране можно привести много, надеюсь, моим ученикам будет интересен этот материал.
Учительский состав нашей школы ищет новые формы образовательно-воспитательной работы с учащимися, приобщая ребят к безопасному и здоровому образу жизни в городской среде. Считаем, что задача – повышение уровня экологической грамотности и культуры школьников – является первостепенной на сегодняшний день!