Цель: Совершенствование умения решать задачи на движение
Задачи:
- Образовательные : закреплять знания зависимости между величинами, закреплять общий способ решения задач, конкретизация задач на движение, закреплять умение преобразовывать величины (единицы времени, длины).
- Развивающие : развивать у учащихся приёмы логического и алгоритмического мышления, познавательный интерес к математике, умение планировать свою деятельность, формировать у учащихся грамотную речь в области математики
- Воспитательные : развивать умение связывать изучение нового материала с уже известными фактами, воспитывать самостоятельность и ответственность за выполняемую работу, воспитывать чувство сотрудничества, толерантности, активности
- Здоровье-сберегающие : смена деятельности учащихся во избежание переутомления.
Основные организационные формы обучения: групповая работа
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Средства обучения: Учебник математики для 4 класса (авт. М. Моро), Энциклопедия “Тайны живой природы”; технические и программные средства: компьютер, проектор, экран, доска; презентация по теме урока.
Раздаточный материал: карточки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рефлексивный, работа в парах, беседа.
Методы познания: демонстрационный, метод самопроверки, метод взаимопроверки, метод самостоятельной практической деятельности
Планируемые результаты изучения темы:
- Предметные: учащиеся должны знать зависимость между величинами скорость, время, расстояние; учащиеся должны знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния; должны знать правила записи задач данного вида; использовать приобретённые знания и умения на практике.
- Метапредметные способствуют: расширению словарного запаса; развитию умения использовать приобретённые знания на практике; развитию умения работать в группах, искать и находить компромиссы.
- Личностные направлены на: формирование познавательного интереса; формирование настойчивости в преодолении трудностей; формирование умения самооценки и ответственного отношения к собственному выбору
План:
- Организационный момент
- Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний
- Физкультминутка
- Решение задач
- Применение изученного материала для решения задач
- Рефлексия
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Пожелаем удачи себе и другу.
(слайд 1, см. Приложение 1)
– М.И. Калинин – государственный деятель
начала ХХ века. Он был и в нашем городе. С бывшей
Суворовской площади, а ныне эта площадь
называется площадью Выборгских полков, он
отправлял наши войска в годы Великой
Отечественной войны с напутственными словами на
фронт.
– Он очень уважительно относился к науке
математике.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы постараемся привести в
порядок наши знания и мысли по теме “Скорость.
Время. Расстояние”.
– Как вы думаете, где могут нам пригодиться эти
знания?
II. Актуализация знаний
– Сначала мы проверим наше умение вычислять устно.
а) – Какие математические действия вам
известны? (Сложение, умножение, вычитание,
деление).
– Сегодня нам пригодятся знания
зависимости между компонентами действий деления
и умножения.
(слайд 2)
– Компоненты какого действия перед вами? (Умножение)
– Запишите ответы в строчку и приготовьтесь
объяснить, как вы выполняли вычисления. (Первый
множитель 208, второй множитель 100, чтобы найти
произведение надо первый множитель умножить на
второй 208•100=20800;…)
– Кто выполнил без ошибок?
б) (слайд 3) работа выполняется аналогично.
в) (слайд 3)
– Выпишите среди предложенных величин только единицы скорости.
г) – Вам предстоит выполнить очень ответственное задание и записать решение задач в тетрадь.
(слайд 5)
(Чтобы найти расстояние, на котором скаковая
лошадь оказалась через3 часа, надо скорость, с
которой бежала лошадь умножить на время, 70•3=210 (км))
(слайд 6)
(Чтобы найти скорость, с которой сокол преодолеет
расстояние…)
(слайд 7)
(Чтобы найти время, за которое таракан…)
– Наше задание усложняется, нам предстоит
решить составную задачу.
– Выберите правильное решение и выполните
вычисление.
(слайд 8)
– Объясните свое решение.
– Эти данные я взяла из книги “Тайны живой
природы” (показ.)
Итог
– Кто справился с заданиями безошибочно?
– У кого допущена 1 ошибка? 2 и более?
III. Решение задач
– Продолжим нашу работу. Решим несколько задач
и познакомимся с интересными фактами из жизни
животных. А наши знания нам в этом помогут.
– Возьмите листочки с заданиями у вас на столах.
– Прочитайте 1.
Страус эму, убегая от опасности, мчится со скоростью 34 км/ч, а маленький кенгуренок бежит со скоростью на 11 км меньше. На каком расстоянии будет кенгуренок через 3 часа от места, где он почувствовал угрозу для своей жизни?
– Как лучше записать краткое условие задачи?
(В таблицу, запишем графы – скорость, время, расстояние).
– Давайте сравним с моей записью на доске.
Скорость (v) Время(t) Расстояние(s) Страус 34 км/ч Кенгуренок ?,на 11 км б. 3 ч ?
– Все ли правильно? Почему? (Скорость
кенгуренка меньше, а не больше.)
– Как будем решать задачу? (Для того чтобы
ответить на главный вопрос задачи надо знать 2
числа…)
– Продолжай решение за шторкой, остальные
самостоятельно.
– Проверяем.
– Рассмотрите задание 2.
– Что вам нужно сделать? (Составить задачу по
краткой записи и решить ее).
Скорость Время Расстояние Чайка одинак. 6 секунд 96 м ? 160 м
(Чайка за 6 секунд может пролететь 96 метров. За какое время она преодолеет расстояние 160 метров?)
– Кто знает, как решать? Решайте.
(1 работает у доски.)
(Чтобы ответить на главный вопрос задачи надо знать 2 числа…)
– Решай, остальные самостоятельно.
– Проверяем. Кто не согласен?
IV. Повторение. Работа в парах
– У каждой пары лежит отдельный лист с заданием. Эту работу вы должны выполнить, работая вместе с соседом. Заполните пустые клеточки и приготовьтесь объяснить, как выполняли вычисления..
Скорость Время Расстояние Акула 6 м/с 96 м Дельфин 9 с 108 м Орел 36 м/с 6 с
– Давайте проверим выполнение.
(Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость, 96:6=12 ,значит, акула проплывет расстояние 96 метров за 12 секунд)…
V. Итог урока
– Какое задание было наиболее трудным?
– Заполните лист самоконтроля.
Умею ли я это делать хорошо?
Считать устно Да/нет Пользоваться формулами для решения задач на движение Да/нет Решать задачи Да/нет Работать в паре Да/нет
VII. Домашнее задание
– Составить задачу на движение, чтобы она решалась в 2 действия. Использовать познавательную литературу, чтобы можно было рассказать новые сведения одноклассникам. Стр.35 (решить уравнения)
– Вы можете воспользоваться данными, которые я вам предлагаю… и составить, кому трудно выполнить задание, задачу по предложенным табличкам для задач, где крестиком отмечены данные, которые должны быть и вопросом, данные, которые надо найти.
Чайка – 60 км/ч
Скворец – 80 км/ч
Ворона – 90 км/ч
Утка – 120 км/ч
Орел – 130 км/ч
Стриж – 160 км/ч
Рыба парусник – 106 км/ч
Гепард – 90 км/ч
Скорость(v) Время(t) Расстояние(s) Одинак. + + + ?
Скорость(v) Время(t) Расстояние(s) + + Одинак. + ?