Урок "Решение задач на движение"

Разделы: Математика


Цель: Совершенствование умения решать задачи на движение

Задачи:

  • Образовательные: закреплять знания зависимости между величинами, закреплять общий способ решения задач, конкретизация задач на движение, закреплять умение преобразовывать величины (единицы времени, длины).
  • Развивающие: развивать у учащихся приёмы логического и алгоритмического мышления, познавательный интерес к математике, умение планировать свою деятельность, формировать у учащихся грамотную речь в области математики
  • Воспитательные: развивать умение связывать изучение нового материала с уже известными фактами, воспитывать самостоятельность и ответственность за выполняемую работу, воспитывать чувство сотрудничества, толерантности, активности
  • Здоровье-сберегающие: смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Основные организационные формы обучения: групповая работа

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Средства обучения: Учебник математики для 4 класса (авт. М. Моро), Энциклопедия “Тайны живой природы”; технические и программные средства: компьютер, проектор, экран, доска; презентация по теме урока.

Раздаточный материал: карточки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рефлексивный, работа в парах, беседа.

Методы познания: демонстрационный, метод самопроверки, метод взаимопроверки, метод самостоятельной практической деятельности

Планируемые результаты изучения темы:

  • Предметные: учащиеся должны знать зависимость между величинами скорость, время, расстояние; учащиеся должны знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния; должны знать правила записи задач данного вида; использовать приобретённые знания и умения на практике.
  • Метапредметные способствуют: расширению словарного запаса; развитию умения использовать приобретённые знания на практике; развитию умения работать в группах, искать и находить компромиссы.
  • Личностные направлены на: формирование познавательного интереса; формирование настойчивости в преодолении трудностей; формирование умения самооценки и ответственного отношения к собственному выбору

План:

  1. Организационный момент
  2. Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний
  3. Физкультминутка
  4. Решение задач
  5. Применение изученного материала для решения задач
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов
  8. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Пожелаем удачи себе и другу.

(слайд 1, см. Приложение 1)

М.И. Калинин – государственный деятель начала ХХ века. Он был и в нашем городе. С бывшей Суворовской площади, а ныне эта площадь называется площадью Выборгских полков, он отправлял наши войска в годы Великой Отечественной войны с напутственными словами на фронт.
– Он очень уважительно относился к науке математике.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы постараемся привести в порядок наши знания и мысли по теме “Скорость. Время. Расстояние”.
– Как вы думаете, где могут нам пригодиться эти знания?

II. Актуализация знаний

– Сначала мы проверим наше умение вычислять устно.

а) – Какие математические действия вам известны? (Сложение, умножение, вычитание, деление).
    – Сегодня нам пригодятся знания зависимости между компонентами действий деления и умножения.

(слайд 2)

Компоненты какого действия перед вами? (Умножение)
– Запишите ответы в строчку и приготовьтесь объяснить, как вы выполняли вычисления. (Первый множитель 208, второй множитель 100, чтобы найти произведение надо первый множитель умножить на второй 208•100=20800;…)
Кто выполнил без ошибок?

б) (слайд 3) работа выполняется аналогично.
в) (слайд 3)

Выпишите среди предложенных величин только единицы скорости.

г) – Вам предстоит выполнить очень ответственное задание и записать решение задач в тетрадь.

(слайд 5)
(Чтобы найти расстояние, на котором скаковая лошадь оказалась через3 часа, надо скорость, с которой бежала лошадь умножить на время, 70•3=210 (км))

(слайд 6)
(Чтобы найти скорость, с которой сокол преодолеет расстояние…)

(слайд 7)
(Чтобы найти время, за которое таракан…)

– Наше задание усложняется, нам предстоит решить составную задачу.
– Выберите правильное решение и выполните вычисление.

(слайд 8)

– Объясните свое решение.
– Эти данные я взяла из книги “Тайны живой природы” (показ.)

Итог

– Кто справился с заданиями безошибочно?
– У кого допущена 1 ошибка? 2 и более?

III. Решение задач

– Продолжим нашу работу. Решим несколько задач и познакомимся с интересными фактами из жизни животных. А наши знания нам в этом помогут.
– Возьмите листочки с заданиями у вас на столах.
– Прочитайте 1.

Страус эму, убегая от опасности, мчится со скоростью 34 км/ч, а маленький кенгуренок бежит со скоростью на 11 км меньше. На каком расстоянии будет кенгуренок через 3 часа от места, где он почувствовал угрозу для своей жизни?

– Как лучше записать краткое условие задачи?

(В таблицу, запишем графы – скорость, время, расстояние).

Давайте сравним с моей записью на доске.

  Скорость (v) Время(t) Расстояние(s)
Страус 34 км/ч    
Кенгуренок ?,на 11 км б. 3 ч ?

– Все ли правильно? Почему? (Скорость кенгуренка меньше, а не больше.)
– Как будем решать задачу? (Для того чтобы ответить на главный вопрос задачи надо знать 2 числа…)
Продолжай решение за шторкой, остальные самостоятельно.
– Проверяем.
– Рассмотрите задание 2.
– Что вам нужно сделать? (Составить задачу по краткой записи и решить ее).

  Скорость Время Расстояние
Чайка одинак. 6 секунд 96 м
? 160 м

(Чайка за 6 секунд может пролететь 96 метров. За какое время она преодолеет расстояние 160 метров?)

– Кто знает, как решать? Решайте.

(1 работает у доски.)

(Чтобы ответить на главный вопрос задачи надо знать 2 числа…)

Решай, остальные самостоятельно.
– Проверяем. Кто не согласен?

IV. Повторение. Работа в парах

– У каждой пары лежит отдельный лист с заданием. Эту работу вы должны выполнить, работая вместе с соседом. Заполните пустые клеточки и приготовьтесь объяснить, как выполняли вычисления..

  Скорость Время Расстояние
Акула 6 м/с   96 м
Дельфин   9 с 108 м
Орел 36 м/с 6 с  

– Давайте проверим выполнение.

(Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость, 96:6=12 ,значит, акула проплывет расстояние 96 метров за 12 секунд)…

V. Итог урока

– Какое задание было наиболее трудным?
– Заполните лист самоконтроля.

Умею ли я это делать хорошо?

Считать устно Да/нет
Пользоваться формулами для решения задач на движение Да/нет
Решать задачи Да/нет
Работать в паре Да/нет

VII. Домашнее задание

– Составить задачу на движение, чтобы она решалась в 2 действия. Использовать познавательную литературу, чтобы можно было рассказать новые сведения одноклассникам. Стр.35 (решить уравнения)

– Вы можете воспользоваться данными, которые я вам предлагаю… и составить, кому трудно выполнить задание, задачу по предложенным табличкам для задач, где крестиком отмечены данные, которые должны быть и вопросом, данные, которые надо найти.

Чайка – 60 км/ч
Скворец – 80 км/ч
Ворона – 90 км/ч
Утка – 120 км/ч
Орел – 130 км/ч
Стриж – 160 км/ч
Рыба парусник – 106 км/ч
Гепард – 90 км/ч

Скорость(v) Время(t) Расстояние(s)
Одинак. + +
+ ?

 

Скорость(v) Время(t) Расстояние(s)
+ + Одинак.
+ ?