Пояснительная записка
Курс разработан в рамках дополнительного образования. Направленность курса – научно – техническая.
Цель факультативного курса состоит в том, чтобы существенно обогатить представления обучающихся о понятиях площади и объема, ознакомить их с основными формулами измерения площадей и объемов, их единиц.
Для достижения целей необходимо решить задачи: расширение представлений обучающихся о площади, объеме; формирование умения решения задач по данной теме.
Основные цели и задачи, решаемые при изучении разделов факультативного курса:
- “Геометрические образы чисел”. Основная цель – сформировать понятия четности и нечетности
- “Понятие площади”. Основная цель – сформировать понятие площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; ознакомить с единицами измерения площадей.
- “Понятие объема”. Основная цель – ознакомить с понятием объёма, единицами объёма и правилом вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда.
Учебно-тематический план факультативного курса
Программа факультативного курса “Мир геометрических образов и задач” рассчитана на 17 учебных часов.
№ | Наименование раздела | Тема | Количество часов | Виды занятий | |
теоретические | практические | ||||
1 | Геометрические образы чисел | Четность, нечетность | 1 | 1 | |
2 | Наука о числах и геометрии | 1 | 1 | ||
3 | Понятие площади | Представление о площади как о величине | 1 | 1 | |
4 | Способы измерения и вычисления площадей многоугольников | 1 | 1 | ||
5 | Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника | 1 | 1 | ||
6 | Старинные меры площадей | 1 | 1 | ||
7 | Практические единицы измерения площадей земельных участков |
1 | 1 | ||
8 | Определение площади земельного участка | 1 | 1 | ||
9 | Понятие объема | Представление об объеме как о величине | 1 | 1 | |
10 | Единицы объема | 1 | 1 | ||
11 | Понятие объема | Прямоугольный параллелепипед | 1 | 1 | |
12 13 |
Развертка прямоугольного параллелепипеда и вычисление ее площади | 2 | 1 | 1 | |
14 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | 1 | ||
15 16 |
Объем пирамиды, призмы | 2 | 1 | 1 | |
17 | Определение объемов классных комнат | 1 | 1 |
Содержание факультативного курса
Геометрические образы чисел (2 ч)
Четность, нечетность. Наука о числах и геометрии.
Понятие площади (6 ч)
Представление о площади как о величине. Способы
измерения и вычисления площадей
многоугольников. Площадь прямоугольника,
квадрата, параллелограмма, треугольника.
Старинные меры площадей. Практические единицы
измерения площадей земельных участков.
Практическая работа 1.
Определение площади земельного участка,
имеющего форму многоугольника; определение
площади геометрических фигур с помощью палетки и
миллиметровой бумаги; определение расходов
краски, обоев других стройматериалов,
необходимых для ремонта помещений.
Понятие объема (9 ч)
Представление об объеме как о величине. Единицы
объема. Прямоугольный параллелепипед. Развертка
прямоугольного параллелепипеда и вычисление ее
площади. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Объем пирамиды, призмы.
Практическая работа 2
Определение объемов классных комнат,
строительных объектов, определение соотношений
между объемами различных многогранников с
использованием мерных полых тел.
Методическое обеспечение факультативного курса
Список тем сообщений и презентаций:
Геометрические образы чисел
- Четность, нечетность.
Понятие площади
- Из истории измерения площадей
- Использование плоских моделей
- Площади многоугольников
- Площадь прямоугольника, единицы измерения площадей
Понятие объема
- Объем прямоугольного параллелепипеда
- Объемы
Список использованной литературы
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М., 1994.
- Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 6 кл. М.: Просвещение, 2009–2010.
- Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина. М.: Детская литература, 1994.
- Дорофеев Г.В. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 кл. М.: Просвещение, 2009–2010.
- Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. М.: Педагогика, 1981.
- Никитин В.П. Ступеньки творчества или развивающие задачи. М.: Просвещение, 1990.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. 5–6 кл. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2002.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М.: МИРОС, 1992.
- Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе”.