Используемая технология: урок-исследование.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели:
- Дать детям первоначальное понятие о наречиях, познакомить с их особенностями, как самостоятельной части речи.
- Развивать у детей исследовательские навыки, мышление, умение анализировать, группировать, выделять главное, обобщать, наблюдать, навыки самоконтроля.
- Воспитывать у детей любовь к русскому языку, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности, трудолюбие, коммуникативность, культуру общения.
Оборудование: магнитофон, схемы “Сорстас слова”, учебник русского языка А.В.Поляковой, учебник “Живое слово” З.И.Романовской, мультимедийный проектор, компьютер.
Приложение 1: презентация к уроку.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Чистописание (сообщение темы и цели урока).
- “Мозговой штурм”.
- Изучение нового материала – исследование наречия.
- Физминутка.
- Закрепление пройденного.
- Проверочный тест.
- Итог урока (рефлексия).
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 2)
Урок начинается с переклички:
Учитель: Быть должны у вас в порядке…
Дети: Ручки, книжки и тетрадки!
Учитель: А девиз у нас какой?
Дети: Все, что надо, под рукой!
Учитель:
– Начинаем урок русского языка.
– Какую большую тему мы изучаем? (Морфология).
– Что изучает морфология? (Части речи).
2. Актуализация знаний. (Слайд 3)
1) Работа по таблице (В таблице нет слова “наречие”).
– На какие две группы делятся части речи?
– Почему они так называются?
– Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Мы сегодня узнаем о новой части речи.
3. Чистописание.
а) ш ши шу шум (Слайд 4)
– Что можете сказать о букве “ш”?
– Слово “шум” какая часть слова? Покажите состав этого слова (корень, нулевое
окончание).
– Образуйте разные части речи с этим корнем по данной схеме:
глагол существительное прилагательное |
(зашуметь и т.д.) (шумок) (шумный) |
– Еще какие слова можно образовать? (На вопрос “как?”) – шумно,
бесшумно.
– Запишите эти слова в тетради.
– Обозначаем части речи над словами, когда очередь доходит до последних слов,
неожиданно включается магнитофонная запись (при отсутствии
магнитофонной записи можно использовать текст телеграммы – Слайд 5)
“Ребята, внимание! Среди слов, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец, которое хочет затеряться среди Уважаемых Частей речи. Нужно выяснить подлинную сущность данного слова. Для проведения тщательного исследования по установлению личности незнакомца требуются знатоки русского языка”.
– Ребята будем вести исследование этой части слова? Раскроем его секреты. Для начала, скажите, как называется эта часть речи?
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Наречие).
4. Сообщение темы и цели урока, мозговой штурм.
1) Запишите тему урока.
2) Мозговой штурм:
– Что мы уже знаем об этом незнакомце?
– Чему вы хотите научиться на этом уроке?
– Какую цель поставите перед собой? (Больше узнать о наречии, о его
особенностях, о связях этого слова, о его происхождении, учиться находить среди
других слов).
Учитель: Давайте, составим план исследования:
(Слайд 6)
- Что такое наречие?
- Какие значения имеют наречия?
- Изменяемая или неизменяемая часть речи.
- Из каких частей речи образовались наречия?
- С какими частями речи связаны наречия в предложении?
- Какую синтаксическую роль играют наречия в предложении?
5. Новая тема.
1) Итак, исследование началось. Мы уже установили имя незнакомца.
Работа по таблице № 1. (Слайд 7)
– Куда мы отнесем это слово в таблице? (К самостоятельным).
– Почему, докажите.
– Что мы уже знаем о наречии? (Наречие относится к самостоятельным частям
речи).
2) Словарный диктант.
а) Записываем слова для наблюдения. Пишите грамотно, красиво, четко, как настоящие исследователи.
Дети пишут слова под диктовку (используются ребусы, сначала появляется ребус, дети записывают отгадки, проверяют написанное). (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
Проверьте (Слайд 16).
– Легко, вчера, завтра, ноябрь, направо, назад, везде, внутри, вместе,
издалека.
– Какое слово лишнее? Почему?
– Что скажете об остальных словах?
– На какие группы можно их разделить? (По вопросам, по значениям).
б) Дети распределяют наречия по значениям.
На слайде появляются вопросы:
Как? Где? Когда? Куда? Откуда? |
(Дети пишут рядом наречия, Называют значения наречий, на что они указывают). |
в) Самопроверка (Слайд 17).
г) Вывод.
– Что уже узнали о наречиях.
– Что уже узнали о наречиях? (Вопросы, указывают на место, время, образ
действия).
3) Итак, следствие продолжается.
а) Чтобы больше узнать о незнакомце, запишем предложения. (Один ученик у доски). (Слайд 18)
Дул очень сильный ветер.
Ветер дул сильно.
– Что скажете?
б) Разбор по членам предложения и по частям речи.
– Какие слова между собой похожи? Чем отличаются?
– “Сильный” – прилагательное, обозначает признак предмета, можно определить род,
падеж, число. В предложении связано с именем существительным.
– “Сильно” – наречие, обозначает признак действия, связано с глаголом.
– Каким членом в предложения является?
в) Измените число и время у глаголов. Что заметили? (Наречия не изменяются).
– Какую часть речи поясняет наречие “очень”?
– Итак, во время следствия открыли новую часть речи – наречие.
– Что мы узнали о наречиях? Сделайте вывод.
Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, поясняет глагол или прилагательное; обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? и т.д.
г) Работа с учебником.
– Сравните наш вывод с выводом учебника на с. 110.
– Чей вывод лучше? Почему?
6. Физминутка. (Слайд 19)
Тихо встаньте и покажите направления.
Завтра, утром, спозаранку,
Сверху, снизу, наизнанку
Вправо, влево, впереди,
Справа, слева, позади.
– Какая часть речи помогла вам делать физминутку?
4) Происхождение и образование наречий.
– Осталось установить происхождение незнакомца.
– Попробуйте по таблице самостоятельно определить, как образовались наречия.
(Слайд 20)
– Откройте секрет наречий, как они образовались?
(Дети сами делают вывод).
5) Сведения о языке. (Слайд 21)
Наречия в русском языке появились позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
– Что мы уже узнали о незнакомце?
6) Вывод по незаконченным алгоритмам: (Слайд 22)
- Наречие – _____________(какая?) часть речи.
- Поясняет ______________________________.
- Отвечает на вопросы:__________________.
- Обозначает_____________, __________, ________________.
- Образуется из _____________________________.
- В предложении является _____________________.
7. Закрепление пройденного.
1) Работа в парах:
Задание: из учебника “Живое слово” (1 часть, с. 131) из рассказа К.Паустовского “Прощание с летом” (в указанных абзацах) выписать все наречия.
– Работаем в парах, помогая друг другу.
Однажды, ночью, наконец, попросту, снежно, безмолвно, вокруг, светло, ясно, полночь, необыкновенно.
Разобрать по составу выделенные наречия.
2) Самопроверка. (Слайд 23)
Вывод: в тексте очень много движения. Чтобы ярче показать действие, Паустовский употребляет много наречий.
3) Игра “Добавь наречие”.
(Дети самостоятельно дописывают наречия). (Слайд 24))
1 вариант. пиши беги сиди стой |
2 вариант. читай работай решай прыгай |
К наречиям устно поставить вопрос, определить значение.
4) Грамматическая задача. (Слайд 25)
– Как можно с помощью наречий назвать пять дней недели? (Позавчера, вчера,
сегодня, завтра, послезавтра).
– Что скажете о наречиях?
4) Проверочный тест:
1. Наречие: (Слайд 26)
а) изменяемая часть слова;
б) склоняемая часть слова;
в) неизменяемая часть речи.
2. Значения наречий: (Слайд 27)
а) признак предмета;
б) действие предмета;
б) место, время, образ действия.
3. Наречие чаще всего связано: (Слайд 28)
а) существительным;
б) глаголом;
в) союзом.
4. Наречие часто называют: (Слайд 29)
а) присоюзом;
б) приглаголием;
в) припредложением.
5. В предложении наречие чаще всего бывает: (Слайд 30)
а) обстоятельством;
б) определением;
в) дополнением.
7. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вы думаете, достигли мы цели, которую поставили перед уроком?
– Что еще хотели бы узнать о наречиях?
– Как вы сегодня чувствовали себя на уроке?
– Оцените свою работу на уроке в тетрадях.
– Кого из одноклассников хотели бы похвалить за работу на уроке.
7. Домашнее задание: (на выбор): (Слайд 31)
Выберите задание по душе:
- Составить рассказ на темы “Зима” или “Что я знаю о наречиях” с использованием наречий.
- Выписать из словаря наречия, составить и записать три предложения.
- Упражнение из учебника № 180, с. 110.
(Слайд 32)
Литература:
- “Обучаем по системе Л.В.Занкова”, Москва, “Просвещение”, 1993.
- Волина В.В. “Учимся играя”, Москва, “Новая школа”, 1994.
- Волина В.В. “1000 игр с буквами и словами”, Москва, “АСТ-ПРЕСС”, 1996.
- “Я иду на урок в начальную школу” (Русский язык), Москва, 1 сентября, 2000.
- Соколовская С.М. “Словарь в ребусах и загадках”, Челябинск, Издательский центр “Взгляд”, 2002.
- “Библиотьечка учителя”, Челябинск, 2000.