Развитие науки и техники в последнее время происходит все убыстряющимися темпами. Одной из основных проблем современного образования является противоречие между возрастающим объемом научных знаний и ограниченными возможностями человека в их усвоении. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Для того чтобы ученику адаптироваться к постоянно и быстро изменяющимся условиям жизни в информационном обществе необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, получать новые знания в ходе собственной познавательной деятельности.
Показателем результативности работы педагога является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.
С.Г. Воровщиков под общеучебными умениями понимает
“универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения
знаний.” [1].
Классификацию общеучебных умений предлагает в своей программе педагог-психолог
Лошкарева Н.А.[2]:
Учебно-организационные умения и навыки. Это одна из важнейших групп ОУУН, в которую входят:
- организация рабочего места;
- выполнение правил гигиены учебного труда;
- принятие учебной цели;
- выбор способов деятельности;
- работа консультантом;
- планирование организации контроля труда.
При формировании данной группы учитель должен определять цель урока не только
для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение
заданий, находить рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя
контролировать.
Работая под контролем учителя, по образцу, показанному им, учащиеся отрабатывают
учебно-организационные навыки. В дальнейшем они учатся, перерабатывая полученные
знания, творчески применять их в своей деятельности.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки. Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:
- сравнение;
- анализ;
- систематизация;
- обобщение;
- абстрагирование;
- моделирование;
- классификация;
- причинно-следственные связи;
- мысленный эксперимент.
На каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.
Учебно-информационные умения и навыки. Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
- чтение текста;
- работа с учебником;
- практическая работа;
- работа с дополнительной литературой;
- работа со справочной литературой;
- усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
Деятельность учителя по формированию этой группы умений и навыков должна включать в себя обучение технике чтения, осуществление дифференцированного подхода при формировании навыка чтения, обучение продуктивным методам работы с книгой.
Учебно-коммуникативные умения и навыки. Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать:
- Письменная речь:
Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков в проектной деятельности необходимы определенные условия:
– начинать работу в данном направлении необходимо с пятого класса;
– вести ее непрерывно на протяжении всех лет обучения;
– применять разные формы работы в соответствии с возрастом учащихся;
– предоставлять учащимся различные возможности для демонстрации сформированных
умений;
– связывать урочную деятельность с внеклассной работой.
В организации работы по формированию общеучебных умений в основной школе можно выделить три этапа [3]:
1. Подготовительный (V–VI классы).
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5–6 классах. Учащиеся при переходе в основную школу уже имеют определенный запас математических знаний, умений и навыков. В этом возрасте дети более открыты всему новому, любят экспериментировать, менее консервативны. Конечно, мы с пятиклассниками не осуществляем полновесных проектов, как в старших классах – это достаточно сложно, но в этом возрасте продолжается формирование общеучебных умений.
Цели и задачи этапа:
- Развитие мыслительных операций (наблюдение, сравнение, анализ и др.) через задания учебника и специально подобранные задания.
- Обучение выполнению мини-исследовательских заданий.
- Формирование важнейших навыков мышления и исследования (собирать и приводить в систему информацию; замечать и описывать закономерности; высказывать догадки и обосновывать их; логически рассуждать, выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие)
- Формирование практических навыков научной организации труда (обучение работе с текстом, учебником, справочной литературой и т.п.)
- Формирование навыков публичного выступления.
- Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.
На этом этапе можно использовать различные виды заданий: найти ответы на вопросы по тексту; выступить с готовым сообщением; подготовить и выступить с сообщением; составить кроссворд по теме; выполнить мини-исследовательское задание.
2. Развивающий этап (VII–IX классы).
Основной целью этого этапа является формирование практических навыков проектной деятельности: познание этапов научного мышления; овладение мыслительными операциями; развитие умения работать над рефератом; применение методики публичного выступления. Используются следующие виды заданий: составление конспектов; составление плана доказательства теоремы; подготовка сообщений по теме; выступление с сообщениями перед учащимися своих и чужих классов; написание реферата; выполнение исследовательских заданий в классе и самостоятельно.
3. Учебно-исследовательский этап (X–XI классы).
Цели и задачи этого этапа – это создание условий для глубокого и осознанного усвоения учебного материала; формирование самостоятельного и критического мышления учащихся; совершенствование учащимися умений и навыков проектной деятельности. В процессе обучения можно использовать индивидуальные исследовательские задания; рефераты; выступления на школьных и городских конференциях; компьютерные презентации.
Метод проектов использую в своей работе регулярно как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Проекты на уроках в 5–11 классах практикую как в рамках одного урока (Приложение 1), так и при работе над целой темой (Приложение 2). С включением учащихся в проектную деятельность была проведена математическая конференция в 8 классе по теме “Пифагор и его теорема” (Приложение 3). В рамках классного часа был разработан и реализован социальный проект “За здоровый образ жизни” (Приложение 4).
Литература:
- Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. – 1982. – № 10. – С. 106–111.
- Учебно-исследовательская деятельность при обучении математике. Из опыта работы учителей математики – победителей конкурса. – Владимир: Городской информационно-методический центр, 2009.