Цель:
- – Ввести понятие алгоритм с “ветвлением”;
– научить строить блок – схемы для алгоритма данного типа;
– повторить линейный алгоритм;
– формировать навыки практического применения знаний на практике; - Развивать приемы умственной деятельности; память, речь, мышление, воображение, внимание, расширять кругозор детей;
- Прививать интерес к предмету, повышать информационную культуру; воспитывать ответственность, самостоятельность;
Ход урока
I. Организация внимания.
– Здравствуйте! Садитесь!
– И прежде чем начать урок проведем небольшое упражнение.
– Поставьте ноги на ширине плеч, а теперь поверните туловище вправо, и запомните
место на стене, куда дотягивается ваш взгляд.
Запомнили?
– Вернулись в и/п.
– Сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. И так,
повернулись?
– Спасибо, садитесь!
– У всех получилось посмотреть дальше? А получилось это так потому, что перед
вами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.
Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель он может добиться
гораздо большего.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Целепологание.
Наша цель на уроке повторить понятие алгоритм, вспомнить формы записи алгоритмов, познакомиться с разветвленным алгоритмом, и научимся применять полученные знания на практике.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова знаменитого французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.
2. Фронтальный опрос.
(На экране появился черный ящик.)
Вам интересно, что в ящике? Внимание – вопрос!
Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности.
– Что находится в черном ящике?
Для открытия черного ящика вам нужен код, который вы сможете получить, если успешно пройдете 3 уровня.
– Ваш интерес не пропал?
– Тогда вперед к открытию!
1-й уровень. Вопрос – ответ.
“Повторение – мать учения” так говорили великие.
– Что же такое АЛГОРИТМ?
п/о – Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
– Да, каждый человек в повседневной жизни, во время работы или учебы решает
огромное количество задач самой разной сложности, даже не задумываясь и не
считая их задачами. Приведите примеры алгоритмов, которые вы решаете каждый день
в школе, дома, и т.д.
– А кто может составлять алгоритм?
п/о – Только человек!!
– А как называют того, кто исполняет алгоритм?
п/о – Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.
Приведите пример из жизни: алгоритм – исполнитель.
– А как вы понимаете высказывание Норберта Винера: “Любая машина стоит ровно столько, сколько стоит человек, который на ней работает”?
п/о …
– Что необходимо знать, при разработке (составлении) алгоритмов?
п/о – необходимо знать систему команд и всего алгоритма в целом.
– Перечислите известные формы записи алгоритмов.
п/о – Словесная, табличная, блок – схема.
Какие геометрические фигуры используют в блок – схеме?
п/о – Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник;
– Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок – схеме?
п/о – С помощью стрелок.
– Какой алгоритм называют линейным?
п/о – Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.
Выполните счет по блок-схеме (выполняют счет на разного цвета листах, с разными числами: 64 – красные листы, 125 – зеленые листы; результат 2 8 5);
Составьте алгоритм “Покрась забор” (выбирается один человек из класса, который будет играть роль Вовки (из мультика) и на магнитной доске составляет алгоритм для царя; остальные собирают из блок-схем на партах);
– Вы справились с уровнем первые буквы кода открыты!
Идем дальше…
III. Изучение нового.
1. Постановка проблемы.
– Кто это на экране? Новый сказочный герой – Иван-царевич.
– Как можно составить алгоритм его действий?
– Можно ли его назвать линейным? Почему?
– Для решения этой проблемы мы переходим на следующий уровень.
2-й уровень познай новое.
И возвращаемся к словам французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.
2. Объяснение нового материала.
Алгоритм с ветвлением – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. (Приведите свой пример.)
– Выполните вычисления по блок-схеме.
– запишите с помощью блок-схем следующие пословицы:
1. Болен – лечись, здоров – берегись.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
В первом случае ветвление называется полным, а во втором случае – неполным, т. е. одно из условий выполняется, а второе – нет. Поэтому для второго случая совершенно другая блок-схема.
– Вы справились со вторым уровнем следующие буквы кода открыты!
Идем дальше…
IV. Физкультминутка.
Физминутка коротка
Встряхнем руками мы слегка.
Потянемся немножко
Посмотрим мы в окошко.
И присядем, и привстанем
И опять за парты сядем
V. Практическая работа.
– А садимся мы уже не за парты, а за компьютерные столы.
И переходим к третьему уровню.
3-й уровень Применение знаний на практике.
(Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах.)
– Умницы! Вы успешно прошли все уровни. Код открыт.
Это слово А Л Г О Р И Т М.
Повторяю вопрос: “Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности”.
п/о Ал-Хорезми
VI. Итог урока.
– На этом урок заканчивается. Наша цель достигнута. Мы повторили основные
понятия алгоритма, познакомились с разветвляющимся алгоритмом, успешно применили
знания на практике, вспомнили сказки, пословицы, математический счет.
– Пусть сегодня будет все новое: новый учитель, новая тема и даже новый дневник!
Перед вами открытка, которая его заменит, а вместо отметок – смайлики, которыми
я оценю ваши успехи на уроке.
VII. Рефлексия.
– Что вам сегодня понравилось на уроке?
– Что вы запомнили?
– Что было интересного?