Алгоритм с ветвлением

Разделы: Математика


Цель:

  1. – Ввести понятие алгоритм с “ветвлением”;
    – научить строить блок – схемы для алгоритма данного типа;
    – повторить линейный алгоритм;
    – формировать навыки практического применения знаний на практике;
  2. Развивать приемы умственной деятельности; память, речь, мышление, воображение, внимание, расширять кругозор детей;
  3. Прививать интерес к предмету, повышать информационную культуру; воспитывать ответственность, самостоятельность;

 

Ход урока

I. Организация внимания.

– Здравствуйте! Садитесь!
– И прежде чем начать урок проведем небольшое упражнение.
– Поставьте ноги на ширине плеч, а теперь поверните туловище вправо, и запомните место на стене, куда дотягивается ваш взгляд. Запомнили?
– Вернулись в и/п.
– Сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. И так, повернулись?
– Спасибо, садитесь!
– У всех получилось посмотреть дальше? А получилось это так потому, что перед вами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель он может добиться гораздо большего.

II. Актуализация ранее изученного.

1. Целепологание.

Наша цель на уроке повторить понятие алгоритм, вспомнить формы записи алгоритмов, познакомиться с разветвленным алгоритмом, и научимся применять полученные знания на практике.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова знаменитого французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.

2. Фронтальный опрос.

(На экране появился черный ящик.)

Вам интересно, что в ящике? Внимание – вопрос!

Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности.

– Что находится в черном ящике?

Для открытия черного ящика вам нужен код, который вы сможете получить, если успешно пройдете 3 уровня.

– Ваш интерес не пропал?
– Тогда вперед к открытию!

1-й уровень. Вопрос – ответ.

“Повторение – мать учения” так говорили великие.

– Что же такое АЛГОРИТМ?

п/о – Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

– Да, каждый человек в повседневной жизни, во время работы или учебы решает огромное количество задач самой разной сложности, даже не задумываясь и не считая их задачами. Приведите примеры алгоритмов, которые вы решаете каждый день в школе, дома, и т.д.
– А кто может составлять алгоритм?

п/о – Только человек!!

– А как называют того, кто исполняет алгоритм?

п/о – Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Приведите пример из жизни: алгоритм – исполнитель.

– А как вы понимаете высказывание Норберта Винера: “Любая машина стоит ровно столько, сколько стоит человек, который на ней работает”?

п/о …

– Что необходимо знать, при разработке (составлении) алгоритмов?

п/о – необходимо знать систему команд и всего алгоритма в целом.

– Перечислите известные формы записи алгоритмов.

п/о – Словесная, табличная, блок – схема.

Какие геометрические фигуры используют в блок – схеме?

п/о – Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник;

– Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок – схеме?

п/о – С помощью стрелок.

– Какой алгоритм называют линейным?

п/о – Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.

Выполните счет по блок-схеме (выполняют счет на разного цвета листах, с разными числами: 64 – красные листы, 125 – зеленые листы; результат 2 8 5);

Составьте алгоритм “Покрась забор” (выбирается один человек из класса, который будет играть роль Вовки (из мультика) и на магнитной доске составляет алгоритм для царя; остальные собирают из блок-схем на партах);

– Вы справились с уровнем первые буквы кода открыты!

Идем дальше…

III. Изучение нового.

1. Постановка проблемы.

– Кто это на экране? Новый сказочный герой – Иван-царевич.
– Как можно составить алгоритм его действий?
– Можно ли его назвать линейным? Почему?
– Для решения этой проблемы мы переходим на следующий уровень.

2-й уровень познай новое.

И возвращаемся к словам французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.

2. Объяснение нового материала.

Алгоритм с ветвлением – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. (Приведите свой пример.)

– Выполните вычисления по блок-схеме.
– запишите с помощью блок-схем следующие пословицы:

1. Болен – лечись, здоров – берегись.
2. Поспешишь – людей насмешишь.

В первом случае ветвление называется полным, а во втором случае – неполным, т. е. одно из условий выполняется, а второе – нет. Поэтому для второго случая совершенно другая блок-схема.

– Вы справились со вторым уровнем следующие буквы кода открыты!

Идем дальше…

IV. Физкультминутка.

Физминутка коротка
Встряхнем руками мы слегка.
Потянемся немножко
Посмотрим мы в окошко.
И присядем, и привстанем
И опять за парты сядем

V. Практическая работа.

– А садимся мы уже не за парты, а за компьютерные столы.

И переходим к третьему уровню.

3-й уровень Применение знаний на практике.

(Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах.)

– Умницы! Вы успешно прошли все уровни. Код открыт.

Это слово А Л Г О Р И Т М.

Повторяю вопрос: “Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности”.

п/о Ал-Хорезми

VI. Итог урока.

– На этом урок заканчивается. Наша цель достигнута. Мы повторили основные понятия алгоритма, познакомились с разветвляющимся алгоритмом, успешно применили знания на практике, вспомнили сказки, пословицы, математический счет.
– Пусть сегодня будет все новое: новый учитель, новая тема и даже новый дневник! Перед вами открытка, которая его заменит, а вместо отметок – смайлики, которыми я оценю ваши успехи на уроке.

VII. Рефлексия.

– Что вам сегодня понравилось на уроке?
– Что вы запомнили?
– Что было интересного?

Презентация 1. Презентация 2.