Конец лета… “Мариинская гимназия”… Директор… Я с дипломом. Через час договор подписан, нагрузка хорошая, старт дан.
Подобным образом, я думаю, начинается трудовая деятельность каждого молодого учителя в наши дни. Многие в первой же четверти не могут найти ответ на свои вопросы. В полной мере осознают размер ответственности за знания подопечных. Не всегда находят поддержку и элементарное участие у своих коллег и администрации, но это не про меня. Пытаются самостоятельно разобраться в практике, зная лишь теорию. Не у всех получается, не у всех хватает терпения и силы воли, а почему? В основном это происходит потому, что не хватает опыта. Как сказал У. Филлипс: “Опыт — надежный светильник в пути”.
Урок за уроком, четверть за четвертью, год за годом светильник начинает светить всё ярче и ярче, свет проникает во все доступные и недоступные уголки, и при ярком свете видны все недостатки, все неточности, которые можно исправить, а также и все достоинства. С годами и приобретённым опытом учитель из молодого и “гадкого утёнка” превращается в “красивого лебедя”, со своей сформированной методикой.
Получив статус молодого специалиста вместе с дипломом о высшем образовании, молодой специалист начинает свою трудовую деятельность в различных образовательных учреждениях.
За эти годы мудрость о том, что “теория без практики – ничто, также как и практика - без теории”, не раз находила своё подтверждение. Первые годы своей преподавательской деятельности каждый из нас может сравнить с узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными глазами. Я всегда чувствую руку помощи, слышу слова поддержки, одобрения или критики, но вся ответственность за моих подопечных на мне. Мои ученики – это мой личный двигатель саморазвития. “Люди перестают мыслить, когда перестают читать” говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учительство – это вечное ученичество. Мои учителя – это мои ученики. Поэтому слежу за новинками в методической литературе, ориентируюсь в широком спектре современной методики преподавания, стараюсь творчески подходить к организации учебного и воспитательного процесса, быть в полном смысле “современным” учителем.
А что такое современный урок и современный учитель?
Какие уроки интересны школьникам 21 века?
На этот вопрос отвечают мои ученики. Урок интересен тогда, когда он современен. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. АКТУАЛЬНЫЙ [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
“Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач”, - писал К.Д. Ушинский. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на применения на практике, на личное осмысление и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются различные методы, важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика, и он сможет преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях.
На мой взгляд, наиболее перспективной в современном образовании является технология личностно ориентированного подхода. Потому что она нацелена на оказание ученику необходимой психологической поддержки, на обеспечение развития личности ученика. Для меня являются важными следующие тактические позиции: 1) позитивное сотрудничество; 2) индивидуализация образовательного процесса. Один из важных моментов, на мой взгляд – договор ученика с учителем. Ценность договорных тактик – развитие самостоятельности. На каждом уроке создаю ситуацию выбора (выбор уровня изучения нового материала, выбор уровня и методов выполнения заданий, выбор вида рефлексии, оценка своих результатов, самокритика). На каждом этапе пытаюсь создать ситуацию успеха и поддержки - у каждого она своя.
На мой взгляд, самое главное не бояться новинок, смело их использовать на уроке и тогда открываются новых перспективы. Например, при использовании компьютерных технологий на уроке можно, не только в несколько раз увеличить количество обязательных заданий на закрепление по данной теме, но и успеть объяснить и показать применение темы ещё раз, только уже через использование нестандартные формы деятельности. Тем самым внедрять в структуру урока творческий подход.
Цель моей профессиональной деятельности показать, что творческие задания являются благодатной почвой для активизации познавательной деятельности учеников. Применение творческих заданий на уроках помогает ученикам проявить себя в классе, подняться самому в своих глазах, развивает потребность самообразования и самоконтроля, формирует понятие о культуре речи и умение выражать ясно свои мысли.
Ежедневно, сама удивляюсь красоте и мощи математических методов и заражаю этим своих учеников. Я не вправе ожидать мгновенных результатов. Математика - наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. На каждом уроке учу детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерности, формулировать гипотезу, учу доказывать или отказываться от гипотезы.
Применение творческих заданий на уроках математики мне помогает развивать у учащихся ценные качества, присущие развитой личности: умение мыслить нестандартно и находить творческий подход к решению не только математических задач, но и жизненных ситуаций.
Очень нравится проводить на уроках нестандартные виды деятельности: лабораторные работы, дидактические игры, математические сценки, ситуации и сказки и т.д., потому что виден результат.
Следовательно, критерием деятельности учителя, на мой взгляд, является конечный результат, продукт деятельности на уроке. Важно, чтобы выйдя из стен школы в большой мир, молодые люди могли адаптироваться к этому миру.
Наше время — это время перемен и глобализации. Всем известно, что происходит постепенный переход жизни школы на новый уровень - СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети, в созданных для них условиях. К результатам освоения основной общеобразовательной программы выдвинуты требования, такие как овладение ключевыми компетенциями (умение учиться, межпредметные связи), способность учащихся к саморазвитию, наличие мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции (межличностные отношения, выражать свои мнение и желания, слушать, наблюдать за другими, воспринимать стимулы, способность выслушивать критику, осознавать и воспринимать свои возможности, способность адаптироваться, налаживать контакты, поддерживать баланс “близость и дистанция”), преобразование и применение знаний и д.р. В базисный учебный план впервые включён раздел “Внеурочная деятельность”. С этого учебного года 1,2, и 5 классы нашей гимназии, в экспериментальном порядке, уже перешли на СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Работать в школе без классного руководства – в пустую проводить время, быть своеобразным эгоистом, но быть классным руководителем не просто. В каждом классе нет детей, похожих друг на друга, как нет двух одинаковых снежинок. И к каждому нужен свой индивидуальный подход, как в личностном, так и обучающем плане. Самое интересное, что никто, даже из самых титулованных, имеющих колоссальный опыт, педагогов, никто не может точно сказать, как вести себя в той или иной ситуации, а могут лишь подсказать. Поэтому остаётся лишь нарабатывать свой личный опыт, используя как знания, так и личную интуицию.
Для того, чтобы не стать лишь урокодателем, человеком внушающим ученику прописные истины, каждый день с детьми общаюсь, слушаю и слышу их. Началом работы в классном коллективе, я считаю, формирование традиций самого класса. В моём классе существуют такие традиции, как: “День рождения класса”, “День пожилого человека”, “День матери”, “Осеннее путешествие”, “УРА! Новый год!”, “Весёлый девичник”, “Я - патриот”, “Вот и стали мы на год взрослее…”. В ходе данных мероприятий каждый ребёнок, как на ладошке, хочет быть понятым и услышанным, пробует проявить себя. Именно здесь раскрываются наши ученики, становятся увереннее, добрее, взрослее. Дети учатся взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимовыручке, безусловное сплочение коллектива в целом, формирование благоприятного коммуникативного пространства класса.
Хочется успевать везде! Принимать участие в конференциях, в конкурсах различного уровня, посещать мастер – классы, лекции и творческие встречи. На этих мероприятиях, новый специалист будет впитывать опыт, энергию, приобретать бесценные навыки, даже не заметно для себя. После общения с сегодняшними КОРИФЕЯМИ математического образования, не просто не устаёшь, а хочется работать, творить на пределе своих сил!!! Проверено на личном опыте!
Моя небольшая копилка:
- Выступления на заседаниях учителей математики
и информатики, школьного методического
объединения, даёт возможность обобщить и
распространить свой опыт.
- Протокол №1 от 30.08.2010г. Токарева Т.Н. выступала по теме: “О результатах Всероссийской конференции учителей математики, физики, химии и биологии 2010 г., проведённой Фондом “Династия” совместно с Фондом “Современное Естествознание””;
- Протокол №3 от 22.10.2010г. Токарева Т.Н. выступала по теме: “Об участии во Всероссийской научной конференции “Школьное математическое образование: традиции и инновации”, проведённой Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова, с 20 – 22 октября 2010 г., при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда”;
- Победа на Всероссийском конкурсе учителей математики, физики, химии и биологии 2010 г., проведённом Фондом “Династия” совместно с Фондом “Современное Естествознание” в номинации Молодой Учитель, дала заряд энергии на целый учебный год и огромное желание повторить данный успех.
- Участие во Всероссийской научной конференции “Школьное математическое образование: традиции и инновации”, проведённой Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова, с 20–22 октября 2010 г., при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, подготовка доклада по теме “О некоторых аспектах совершенствования методической подготовки молодого учителя математики”, привели к ускорению становления профессиональной компетенции.
- Накопление бесценного опыта дало посещение
цикла лекций и мастер-классов:
- Р.К. Гордин “Обзор задач по геометрии”;
- Р.К. Гордин “Задачи по геометрии в ЕГЭ 2010”;
- А.Ю. Розанов “Жизнь на ранней земле”;
- В.И. Рыжик “Школьное математическое образование будущих физиков”;
- И.В. Ященко “ЕГЭ и олимпиады”;
- С.Э. Шноль “Наука: Россия – СССР - Россия”;
- А.Д. Блинков “Числовые средние в арифметике и в геометрии”;
- А.Г. Мордкович, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) “Построение школьного курса алгебры 7 – 11 классов на основе приоритетности функционально – графической линии”;
- В.М. Монахов, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) “Какой хотелось бы видеть школьную математику сегодня”;
- Г.И. Саранцев, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор (г.Саранск) “Современное методическое мышление: трактовка, признаки, средства формирования”;
- А.Г. Мордкович, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) “Что делать со школьной тригонометрией чтобы её знали дети”;
- В.М. Монахов, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) “современное понимание инновационной сущности профессиональной деятельности учителя математики”;
- Творческая встреча профессора В.М. Монахова с учителями математики г. Ульяновска;
- Творческая встреча профессора А.Г. Мордкович с учителями математики г. Ульяновска;
И теперь могу сказать, не надо ничего бояться, нужно работать, участвовать, общаться, побеждать! Помните про ответственность за того кого и чему обучаете!!! Желаю Вам, всем молодым специалистам, чтобы ваше творчество не превратилось в “отбытие трудовой повинности, от звонка до звонка”!!!
И вместе с новым учителем сама школа, поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ.
Всё начинается с молодых, неопытных, но активных и целеустремлённых – НОВЫХ УЧИТЕЛЕЙ! Дерзайте!!! Всё начинается с нас!!!