Пояснительная записка.
Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с умственной отсталостью не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.
В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.
Программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–70 слов);
- писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учебно-тематическое планирование на учебный год.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Звуки и буквы. Текст. | 7 |
2 | Предложение. Текст. | 6 |
3 | Слово. Текст. | 90 |
4 | Предложение. Текст. | 13 |
5 | Повторение. | 10 |
6 | Связная речь. | 9 |
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Словарная работа. Связная речь |
Оборудование |
1 четверть |
|||||
Звуки и буквы. Текст. 17 часов | |||||
1. | Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный. | 1 | делегат | таблица | |
2. | Дифференциация звуков. | 1 | документ | ||
3. | Соотношения произношения и написания в корне слова. | 1 | насекомое | памятка | |
4. | Общий способ решения орфографических задач | 1 | чемодан | ||
5. | Подбор проверочных слов | 1 | государствонаселение | ||
6. | Употребление разделительных ъ ь в словах. | 1 | Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов. | Орфографические словари. | |
7. | Простое предложение. | 1 | |||
8. | Простое предложение с однородными членами. | 1 | |||
9. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | лекарстворецепт | ||
10. | Интонация. Сопоставление и перечисление | 1 | беречь | ||
11. | Использование грамматических категорий в качестве однородных членов | 1 | стеречь | ||
12. | Выделение в отрывке литературного произведения части текста. | 2 | издалека | ||
13 | Выделение в тексте средств связи предложения. | 1 | снизу | ||
14. | Выделение образных средств языка. | стадион | |||
15. | Диктант. | 2 | |||
Состав слова. 17 часов | |||||
1. | Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок. | 1 | мастер | схемы слов | |
2. | Эмоционально-оценочные слова. | 1 | почтальон | ||
3. | Описание предметов с различной эмоциональной оценкой. | 1 | верстакслесарь | ||
4. | Подбор однокоренных слов. | 1 | токарь | ||
5. | Единообразное написание гласных и согласных в корне слова. | 1 | бассейн | ||
6. | способы поверки орфограмм в корне слова. | 1 | независимость | ||
7. | Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове. | 1 | аппарат | ||
8. | Способы проверки орфограмм | 1 | тротуар | ||
9. | Изложение «Завещание» | 1 | Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана. | ||
10. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | 1 | |||
11. | Непроизносимые согласные в корне | 1 | монтаж | таблица | |
12. | Слова с двойными согласными. | 1 | аппарат | ||
13. | Правописание приставок на –а, -о | 1 | расстояние | ||
14. | Правописание приставки пере- | 1 | |||
15. | Разделительный ъ после приставок | 1 | тренировать | таблица | |
16. | Диктант. | 1 | |||
17. | Повторение по теме «Состав слова» | 1 | таблица |
2 четверть | |||||
Части речи.Имя существительное (17 часов) | |||||
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Словарная работа. Связная речь |
Оборудование |
1. | Имя существительное. Роль в речи. | 1 | масштаб | пиктограммы |
|
2. | Расширение круга имён существительных. | 1 | гастроном | ||
3. | Существительные близкие и противоположные по значению. | 1 | патриот | ||
4. | Определение грамматических признаков существительного. | 1 | универмаг | таблица | |
5. | Правописание падежных окончаний существительных. | 2 | тренер | ||
6. | Правописание безударных падежных окончаний. | 2 | |||
7. | Склонение имён существительных во мн. числе | 2 | масленица | ||
8. | Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце. | 1 | независимость | ||
9. | Выделение опорных слов из короткого текста. | 1 | масштаб | ||
10. | Сочинение | 1 | Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. | ||
11. | Анализ готового текста. | 1 | |||
12 | Построение текста по аналогии. | 1 | почерк | ||
13. | Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы. | 1 | |||
14 | Диктант. | 2 | |||
Имя прилагательное (24 часа) | |||||
1. | Имя прилагательное. | 1 | программа | таблица | |
2. | Расширение круга имён прилагательных. | 2 | лекарство | ||
3. | правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 2 | экзамен | ||
4. | Контрольный диктант. | 2 | |||
5. | Согласование имени прилагательного с существительным. | 2 | электричество | ||
6. | Использование образных средств языка. | 2 | процент | ||
3 четверть | |||||
7. | Склонение имён прилагательных. | 3 | платформа | ||
8. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | литература | ||
9. | Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе. | 1 | республика | ||
10. | Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов | 2 | кабинет | ||
11. | Правописание имён прилагательных. | 2 | милиция | ||
12. | Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах. | 1 | серебряный | ||
13. | Составление текста по опорным словосочетаниям. | 1 | спектакльантракт | ||
14. | Диктант. | 2 | |||
Местоимение (11 часов). | |||||
1. | Значение в речи личных местоимений. | 1 | километр | таблица | |
2. | Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными. | 1 | мороженое | ||
3. | Личные местоимения. | 1 | |||
4. | Раздельное написание предлогов с местоимениями. | 1 | температура | памятка | |
5. | Упражнения в правильном использовании местоимений в речи. | 3 | |||
6. | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» | 2 | Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему | схема | |
7. | Диктант. | 2 | |||
Глагол (31 час). | |||||
1. | Глагол. Роль в предложении. | 1 | гардероб | ||
2. | Семантические группы глаголов. | 1 | патриот | ||
3. | Глаголы близкие и противоположные по значению. | 1 | вдали | ||
4. | Начальная форма глагола. | 2 | литература | ||
5. | Изменение глагола по временам | 3 | стеречь | ||
6. | Изменение глагола по числам. | 2 | велосипед | ||
7. | Лицо глагола в настоящем и будущем времени. | 2 | рецепт | ||
8. | Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола. | 2 | хирург | ||
9. | Диктант. | 2 | |||
10. | Изменение глаголов. | 2 | |||
4 четверть | |||||
11. | Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение) | 3 | материк | ||
12. | Правописание частицы не с глаголами. | 2 | планета | ||
13. | Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста. | 3 | слесарь | ||
14. | Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец). | 3 | стадион | ||
15. | Диктант. | 2 | |||
Предложение. Текст. 18 часов | |||||
1. | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 2 | почтальон | схема предложения | |
2. | Сравнение сложного предложения с простым. | 1 | бутерброд | ||
3. | Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. | 2 | Письмо с элементами описания предмета | ||
4. | Знаки препинания в сложном предложении. | 2 | светофор | ||
5. | Выделение простых предложений из текста. | 1 | |||
6. | Выделение сложных предложений из текста. | 1 | |||
7. | Работа с диалогом. Решение в нём различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»). | 1 | чувство | ||
8. | Использование обращений в деловых бумагах. | 1 | программа | ||
9. | Рассказ и описание как типы текстов. | 1 | манекен | ||
10. | Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. | 1 | планета | ||
11. | Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану. | 1 | тротуар | ||
12. | Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера. | 1 | бригада | ||
13. | Редактирование текста. | 1 | |||
14. | Диктант. | 2 |
Методические рекомендации по оцениванию.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Использованная литература:
- Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
- Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
- Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009