Обобщение знаний об именах прилагательных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить понятие об именах прилагательных как части речи, об их связи с именами существительными, и изменении их по родам и числам.
  2. Формировать навык использования имён прилагательных в письменной речи.
  3. Развивать внимание, речь учащихся.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Магнитофонные записи с голосами птиц.
  2. Рисунки с изображением птиц.
  3. Раздаточный материал с текстами.
  4. Сигнальные карточки.

Ход урока

I. Объявление темы урока

С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках?

– С именем прилагательным.

– Что обозначают имена прилагательные?

– Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

– Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

– С какой частью речи связаны имена прилагательные?

– С именами существительными.

– Приведите примеры имён прилагательных.

– Сегодня мы будем тренироваться находить имена прилагательные в текстах, определять их род, число, и продолжим учиться использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.

II. Беседа о птицах

Послушайте запись. Что вы услышали?

– Пение птиц.

– Кто из вас узнал голос этой птицы?

– Соловей.

– Какую пользу приносят птицы?

– Уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением, красотой.

– Как вы можете помогать птицам?

– Делать кормушки, подкармливать.

III. Работа с карточками (карточки трёх уровней трудности)

Найди в текстах имена прилагательные.

1-ая карточка.

Розовая чайка
Розовая чайка – очень красивая. Клюв у неё чёрный, спина и хвост – сизые, вокруг шеи – чёрное ожерелье, а на голове, груди и брюшке – розовый отлив в оперении. А вот ножки у неё красные.
Когда она поднимается в воздух, кажется, что над волной парит маленькое розовое облачко.
(По А.С. Баркову)

2-я карточка.

Соловей
Кто не слышал об этом замечательном певце! Но, увидев его впервые, часто удивляются. Как! Он же совсем обыкновенный – маленький и некрасивый. Вот эта невзрачная коричневатая птичка с рыжим хвостом, длинными ножками и большими тёмными глазами и есть знаменитый певец? Ведь о соловье столько сложено стихов и песен, написано книг, что его представляют сказочной птицей.
(По А. С. Боголюбову)

3-я карточка.

Райские птицы
Пышное, яркое оперение жёлтого, золотистого, зелёного, бурого, оранжевого цветов придаёт этой птице сказочный вид. Перья необычные и по форме: одни очень широкие, другие – узкие с кисточками на крыльях, третьи – пушистые. К тому же раньше считалось, что у этих птиц нет ног, и всю жизнь они проводят в воздухе.
Где же могут жить такие птицы? Конечно в раю, поэтому их и назвали райскими.
На самом деле птицы эти живут на островах вокруг Австралии. И у них есть ноги. Причём ноги сильные и цепкие. Ведь они живут на деревьях.
(По А.Ю. Тихомирову)

Проверка.

Читаются тексты. Называются имена прилагательные. Остальные учащиеся поднимают сигнальные карточки.

Дополнительные вопросы отвечающим:

– С каким существительным связано имя прилагательное «чёрный»?

– Определить род имени прилагательного «знаменитый».

– Из прочитанного текста назвать имя прилагательное, стоящее во множественном числе.

IV. Вставить в текст пропущенные имена прилагательные и безударные гласные

Закончите стихотворение:

В саду, где пели зяблики
Сегодня посмотри…,
Как розовые яблоки
На ветках…

– Снегири.

– Посмотрите на картинку. Как выглядит снегирь? Какого цвета у него головка, животик?

– Головка чёрная, животик красный.

– Спишите текст. Вставьте пропущенные безударные гласные и подходящие по смыслу имена прилагательные. Выделите окончания имён прилагательных, определите их род и число.

Сн…гири.
Зимой в наших кр..ях появляются сн .гири. У сн..гиря … грудка, а на головке будто … шапочка одета.
Вот птицы сидят на ветке яблони в саду. Они и сами похожи на … яблочки.
Проверка. Прочитать текст. Назвать вставленные безударные гласные и и окончания имён прилагательных, назвать их род и число.

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

VI. Составить текст по картинке

(Картинка с изображением желны).

– Ребята. Давайте ещё раз прослушаем запись. Какие вы теперь узнали звуки?

– Стук дятла.

– Так стучит дятел желна. Это самый крупный дятел. Посмотрите на картинку. Какого цвета желна?

– Чёрного.

– А головка?

– Красного.

– На что похоже красное пятнышко на головке?

– На шапочку.

– Какие когти у желны?

– Цепкие, крепкие.

– Для чего нужны такие когти?

– Чтобы держаться на деревьях.

– Какой у неё клюв?

– Острый, длинный.

– Для чего нужен такой клюв?

– Чтобы доставать насекомых.

– Какую пользу приносит желна?

– Лечит деревья.

– Запишите рассказ по плану.

  1. Вступление.
    Где живет желна?
  2. Основная часть.
    Как она выглядит?
  3. Заключение.
    Какую пользу она приносит?

Орфографическая подготовка: в л…су, дли…ый, клю.., когти, насекомые, д…ревья.

Проверка. Чтение рассказов.

VII. Подведение итогов урока

Какой части речи был посвящен наш урок?

– Именам прилагательным.

– Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

– Делают речь более точной и красивой.