Цели:
- Закрепить понятие об именах прилагательных как части речи, об их связи с именами существительными, и изменении их по родам и числам.
- Формировать навык использования имён прилагательных в письменной речи.
- Развивать внимание, речь учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Магнитофонные записи с голосами птиц.
- Рисунки с изображением птиц.
- Раздаточный материал с текстами.
- Сигнальные карточки.
Ход урока
I. Объявление темы урока
– С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках?
– С именем прилагательным.
– Что обозначают имена прилагательные?
– Имена прилагательные обозначают признаки предметов.
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
– Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
– С какой частью речи связаны имена прилагательные?
– С именами существительными.
– Приведите примеры имён прилагательных.
– Сегодня мы будем тренироваться находить имена прилагательные в текстах, определять их род, число, и продолжим учиться использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.
II. Беседа о птицах
– Послушайте запись. Что вы услышали?
– Пение птиц.
– Кто из вас узнал голос этой птицы?
– Соловей.
– Какую пользу приносят птицы?
– Уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением, красотой.
– Как вы можете помогать птицам?
– Делать кормушки, подкармливать.
III. Работа с карточками (карточки трёх уровней трудности)
Найди в текстах имена прилагательные.
1-ая карточка.
Розовая чайка
Розовая чайка – очень красивая. Клюв у неё чёрный, спина и хвост – сизые, вокруг шеи – чёрное ожерелье, а на голове, груди и брюшке – розовый отлив в оперении. А вот ножки у неё красные.
Когда она поднимается в воздух, кажется, что над волной парит маленькое розовое облачко.
(По А.С. Баркову)
2-я карточка.
Соловей
Кто не слышал об этом замечательном певце! Но, увидев его впервые, часто удивляются. Как! Он же совсем обыкновенный – маленький и некрасивый. Вот эта невзрачная коричневатая птичка с рыжим хвостом, длинными ножками и большими тёмными глазами и есть знаменитый певец? Ведь о соловье столько сложено стихов и песен, написано книг, что его представляют сказочной птицей.
(По А. С. Боголюбову)
3-я карточка.
Райские птицы
Пышное, яркое оперение жёлтого, золотистого, зелёного, бурого, оранжевого цветов придаёт этой птице сказочный вид. Перья необычные и по форме: одни очень широкие, другие – узкие с кисточками на крыльях, третьи – пушистые. К тому же раньше считалось, что у этих птиц нет ног, и всю жизнь они проводят в воздухе.
Где же могут жить такие птицы? Конечно в раю, поэтому их и назвали райскими.
На самом деле птицы эти живут на островах вокруг Австралии. И у них есть ноги. Причём ноги сильные и цепкие. Ведь они живут на деревьях.
(По А.Ю. Тихомирову)
Проверка.
Читаются тексты. Называются имена прилагательные. Остальные учащиеся поднимают сигнальные карточки.
Дополнительные вопросы отвечающим:
– С каким существительным связано имя прилагательное «чёрный»?
– Определить род имени прилагательного «знаменитый».
– Из прочитанного текста назвать имя прилагательное, стоящее во множественном числе.
IV. Вставить в текст пропущенные имена прилагательные и безударные гласные
– Закончите стихотворение:
В саду, где пели зяблики
Сегодня посмотри…,
Как розовые яблоки
На ветках…
– Снегири.
– Посмотрите на картинку. Как выглядит снегирь? Какого цвета у него головка, животик?
– Головка чёрная, животик красный.
– Спишите текст. Вставьте пропущенные безударные гласные и подходящие по смыслу имена прилагательные. Выделите окончания имён прилагательных, определите их род и число.
Сн…гири.
Зимой в наших кр..ях появляются сн .гири. У сн..гиря … грудка, а на головке будто … шапочка одета.
Вот птицы сидят на ветке яблони в саду. Они и сами похожи на … яблочки.
Проверка. Прочитать текст. Назвать вставленные безударные гласные и и окончания имён прилагательных, назвать их род и число.
V. Физкультминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
VI. Составить текст по картинке
(Картинка с изображением желны).
– Ребята. Давайте ещё раз прослушаем запись. Какие вы теперь узнали звуки?
– Стук дятла.
– Так стучит дятел желна. Это самый крупный дятел. Посмотрите на картинку. Какого цвета желна?
– Чёрного.
– А головка?
– Красного.
– На что похоже красное пятнышко на головке?
– На шапочку.
– Какие когти у желны?
– Цепкие, крепкие.
– Для чего нужны такие когти?
– Чтобы держаться на деревьях.
– Какой у неё клюв?
– Острый, длинный.
– Для чего нужен такой клюв?
– Чтобы доставать насекомых.
– Какую пользу приносит желна?
– Лечит деревья.
– Запишите рассказ по плану.
- Вступление.
Где живет желна? - Основная часть.
Как она выглядит? - Заключение.
Какую пользу она приносит?
Орфографическая подготовка: в л…су, дли…ый, клю.., когти, насекомые, д…ревья.
Проверка. Чтение рассказов.
VII. Подведение итогов урока
– Какой части речи был посвящен наш урок?
– Именам прилагательным.
– Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?
– Делают речь более точной и красивой.