Лиственные и хвойные деревья и кустарники

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цель: познакомить детей с хвойными деревьями и кустарниками, с лиственными деревьями и кустарниками; научить детей самостоятельно работать с познавательной литературой; выбирать главное в теме; анализировать изученное.

Оборудование:конверты с заданием, конверты с ответами, рисунки деревьев и кустарников, ватманы для аппликации, вазы с ветками деревьев, клей, магниты для доски.  


Ваза 1
 
Ваза 2

Ход урока

(индукция)

На столах перед детьми стоят 2 вазы. 1 – с хвойными ветками; 2 – с лиственными. В коробке лежат шишки и каштаны, ребенок не смотря в коробку берет попавшийся под руку предмет. И так дети поделились на 2 команды 1 – шишки; 2 – каштаны. Те, кому достались шишки садятся за стол, где стоит ваза с ветками хвойных деревьев. Те которые выбрали каштан- садятся за стол, где стоит ваза с ветками лиственных деревьев.

(деконструкция)

Каждой подгруппе дается по одному конверту

Конверт номер 1

  1. Какие деревья и кустарники относятся к хвойным?
  2. Определите название дерева по заданному описанию.

Конверт номер 2

  1. Какие деревья и кустарники относятся к лиственным?
  2. Определите название дерева по заданному описанию.

(реконструкция)

Решение задания из конверта 1; 2

  1. В каждом конверте лежат рисунки разных деревьев (хвойных и лиственных). 1 – группа выбирает хвойные деревья (ель обыкновенная, сосна обыкновенная, пихта, кедровая сосна, туя, можжевельник ); 2 – группа выбирает лиственные деревья (дуб, клен, рябина, береза, каштан, смородина). Если дети не догадались сами, учитель дает подсказку, чтобы они обратили внимание на вазы с ветками, стоящие перед ними, которые как раз и подсказывают им, какие бывают хвойные деревья, а какие лиственные. Каждый выбрал себе по одному дереву или кустарнику.
  2. Доставая из конверта по одному описанию, какого либо дерева или кустарника, дети сообща решают для чьего дерева подходят название и описание.

(социализация)

Дети делятся полученными результатами в нутрии своей группы, учитель предлагает учащимся дополнительные задания: подчеркнуть в своем тексте отличительные особенности дерева: 1 – (форма шишки, размер хвоинок, опадают или нет хвоинки, что является семенами этого дерева); 2 – (форма листьев, плоды, что является семенами этого дерева)

(афиширование) 

1 команда: каждый ученик по очереди встает перед аудиторией рассказывает про свое дерево(его название и характерные особенности)

2 команда: каждый ученик по очереди встает перед аудиторией рассказывает про свое дерево(его название и характерные особенности)

Учитель раздает каждой подгруппе еще по одному конверту в которых на карточках написаны отличительные особенности всех деревьев(хвойных и лиственных).

Каждая команда выбирает карточки с характерными особенностями деревьев противоположной команды и демонстрирует их, вывешивая на доске под нужной надписью.

(разрыв)

После того как ученики справились с этими заданиями, учитель обращает их внимание на дерево под названием лиственница, которая относится к хвойным деревьям. Вывешивается на доске картина с лиственницей зеленой, желтой и опавшей. Дети по характерным признакам должны сказать почему оно относится к хвойным. Возникает вопрос: почему название его «ЛИСТВЕННИЦА»? Если дети не могут дать правильный ответ сами, учитель наводящими вопросами наталкивает их на правильный ответ. Что она как и лиственные деревья меняет окрас и опадает осенью.

Дети делают собственные выводы о хвойных и лиственных деревьях и кустарниках. Обе группы, каждый в свою тетрадь кратко записывают характерные особенности хвойных и лиственных деревьев и кустарников.( какие у кого плоды, семена, форма листьев)


Преподаватель

(рефлексия) 

Учитель предлагает детям создать аппликацию хвойного и лиственного леса, каждая команда должна выбрать лист ватмана ориентируясь на маленькие подсказки нарисованные на них.

Итог: Аппликации вывешиваются на доске. Учитель вместе с детьми еще раз проговаривает, какие деревья относятся к хвойным и лиственным.

Приложение.