Подготовка будущих учителей изобразительного искусства к формированию национального самосознания младшего школьника средствами татарского декоративно-прикладного искусства

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: начальная школа, декоративно-прикладное искусство


Возрождение и обновление национальной школы в современных условиях постиндустриального общества диктует необходимость в подготовке педагогических кадров способных учитывать этнопсихологические особенности, философские воззрения и педагогические традиции народа, готовых приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, духовности своего народа, которые лежат в основе общечеловеческих ценностей.

Особое значение в воспитательной системе Школа-ВУЗ приобретает задача формирования национального самосознания учащихся, студентов – будущих учителей, в процессе решения которой воспитывается осознанное, эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре своего народа, а сама личность становится носителем и продолжателем этой культуры.

Затрагивая проблемы культуры, нельзя оставить без внимания декоративно-прикладное искусство, характеризующееся художественными традициями и ярковыраженными национальными чертами.

Декоративно-прикладное искусство любого народа является целостной, достаточно сложной художественной системой. Изучение и исследования истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства позволяют судить о высоком педагогическом потенциале народного творчества в эстетическом и национальном воспитании.

Учитель нового тысячелетия должен в достаточной степени обладать качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике новых концепций, ставящих целью возрождение национальной культуры, приобщение подрастающего поколения к духовным и нравственным ценностям.

Одним из путей решения этой проблемы может стать преподавание разработанного нами интегрированного с дисциплиной “Методика преподавания изобразительного искусства” и педагогической практикой студентов в школе, специального курса “Декоративно-прикладное искусство татарского народа”.

1. В системе профессиональной подготовки будущего учителя спецкурсы занимают важное место, т. к. “предусматривают углубление теоретических знаний студентов, вооружение их практическими умениями и навыками, приобщение к научно-исследовательской работе и развитие творческого мышления. Спецкурсы имеют теоретико-методологическую направленность, помогают студентам углубленно изучать актуальные проблемы на базе исследований, проводимых научными коллективами, привлекают студентов к научно-исследовательской деятельности” [1].

Программа спецкурса была построена исходя из новой структуры учебного плана педвуза, на базе изучения студентами основного курса “Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом”. Исходя из содержания профессионально-педагогической готовности будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа, были определены основные задачи спецкурса:

  • дать студентам научные представления о теории и практике декоративно-прикладного искусства татарского народа, о народном искусстве как части культуры и средстве формирования национального самосознания младших школьников;
  • развить художественно-графические умения и навыки студентов на основе овладения принципами народного декоративно-прикладного искусства в процессе решения совокупности художественно-творческих задач;
  • вооружить студентов методическими умениями и навыками организации и руководства процессом формирования национального самосознания, развития и обучения младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа, показать возможности приобщения учащихся начальной школы к народной культуре в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

При моделировании состава, структуры и содержания профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа учитывались:

  • основные элементы структуры учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе;
  • составляющие системы художественного образования и эстетического воспитания студентов в педвузе;
  • новейшие направления школьной и вузовской педагогики и методики обучения и воспитания;
  • современный уровень развития теории народного искусства.

Моделирование структуры и содержания профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов позволяет вычленить три блока:

  • теоретическую подготовку, содержащую теоретические сведения о народном искусстве как части культуры, особом типе художественного творчества и научно-теоретические основы методики формирования национального самосознания, эстетического воспитания и художественного образования средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа;
  • художественно-практическую подготовку, содержащую совокупность способов и опыта художественно-творческой деятельности на основе принципов народного декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-графических умений, навыков декоративной работы и элементов художественного труда будущих учителей начальных классов;
  • методическую подготовку, содержащую формирование умений и навыков будущих учителей начальных классов в использовании различных форм и методов формирования национального самосознания младших школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.

Учитывая смоделированные блоки системы подготовки будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников, было разработано содержание профессионально-педагогической готовности студентов к формированию национального самосознания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства, являющееся критерием подготовленности учителя на теоретическом, художественно-практическом и методическом уровнях.

Профессиональная готовность учителя на теоретическом уровне характеризуется его научно-теоретической готовностью к педагогической деятельности, которая предполагает усвоение студентами системы знаний о декоративно-прикладном искусстве татарского народа как части общечеловеческой культуры, знание методологических основ и владение теорией формирования национального самосознания учащихся средствами народного искусства.

Кроме усвоения системы знаний о народном искусстве как части культуры, что является одним из условий формирования творческой личности педагога, профессионально-педагогическая подготовка современного учителя немыслима без понимания им значения народного искусства в формировании национального самосознания, а также в художественном образовании и эстетическом воспитании подрастающего поколения, без знания теоретических основ обучения и воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

Известно, что целенаправленное обучение студента – будущего педагога той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность. Творческие способности развиваются в процессе творческой деятельности.

Опираясь на достижения психологии, в основе которых лежит применение диалектико-материалистической теории познания к решению психолого-дидактических проблем были определены способы формирования необходимых свойств и характеристик, обеспечивающих профессиональную готовность личности учителя усваивать богатства духовной и материальной культуры, в познавательной и художественно-творческой деятельности, и развивать народные, художественные традиции. При этом учитывались:

  • принцип решающей роли деятельности в единстве с принципом отражения, разрабатываемый в трудах С.Л. Рубинштейна [2], А.Н. Леонтьева [3], поэтому для нашего исследования важно теоретическое положение А.Н.Леонтьева о взаимосвязи деятельности и сознания: “Действительный предмет сознания субъекта оказывается зависящим от того, какова активность субъекта, какова его деятельность” [3] и др.;
  • закон единства учебной и обучающей деятельности, сформированный С.И.Архангельским [4];
  • процессы преподавания и учения в целостном процессе обучения образуют двустороннюю закономерную связь, опосредованную содержанием образования в высшей школе. В этой взаимосвязи закономерным следствием закона “единства учебной и обучающей деятельности”, по утверждению С.И.Архангельского, является рассмотрение студента не только как объекта, сколько как субъекта обучения [5].

Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов на художественно-практическом уровне характеризуется развитием его художественно-графических умений и навыков на основе усвоения специфики системы народного декоративно-прикладного искусства, приобретением опыта декоративной работы с целью его реализации в работе с детьми, стремлением к художественному творчеству.

Теоретическая и художественно-практическая подготовка студентов рассматривались как необходимый фундамент для последующего формирования их методических знаний и умений. Такой системно-комплексный подход к содержанию профессиональной подготовки студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства, способствуя формированию у будущих учителей начальных классов научных представлений о теории и практике народного декоративного творчества, оказывает значительное влияние на методическую культуру будущего специалиста в подготовке к работе в школе.

Художественно-практическая деятельность в процессе познания и освоения видов народного искусства, является основой для методической подготовки студентов потому, что все учебно-творческие задания в процессе декоративной работы должны иметь четко выраженную педагогическую направленность:

  • выполняя задание, студенты переживают опыт обучения ученика;
  • в ходе поисково-творческой работы у студентов формируются основы методического мышления;
  • собственные работы студентов могут служить наглядными пособиями при обучении младших школьников.

Профессиональная готовность будущего учителя на методическом уровне характеризуется функциональным владением методики формирования национального самосознания младших школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Понимая свою роль в руководстве изобразительной деятельностью детей, учитель начальных классов должен уметь использовать различные приемы и методы в учебно-воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства.

Создавая эмоционально-творческий настрой в работе с детьми, учитель начальных классов должен уметь моделировать учебно-творческие задачи при освоении декоративно-прикладного искусства татарского народа, чтобы оказывать влияние на формирование национального самосознания учащихся.

При разработке спецкурса мы учитывали, что для профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников необходимо, чтобы:

  • процесс овладения основами народного искусства рассматривался во взаимосвязи с развитием художественно-практических и методических умений и навыков студентов;
  • методика обучения и воспитания студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства строилась на основе дидактических принципов преемственности и последовательности обучения, связи теории с практикой, активности и самостоятельности студентов, закономерной связи со спецификой народного декоративно-прикладного искусства на основе психолого-педагогических принципов восприятия;
  • содержание теоретической подготовки базировалось на основе принципов научности, результатах анализа современного состояния народного искусства как части культуры, передового педагогического опыта;
  • основой художественно-практической подготовки студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства рассматривался педагогический рисунок;
  • содержание методической подготовки опиралось на специфические приемы и методы формирования национального самосознания, художественного образования и эстетического воспитания средствами народного ДПИ;
  • учебно-воспитательный процесс опирался на конкретный материал декоративно-прикладного искусства татарского народа, с учетом принципа последовательности.

Таким образом, изучение народного искусства, отличающегося высокими эстетическими достоинствами, педагогическим потенциалом активно влияет на формирование личности будущего педагога, способствует становлению его профессионального мастерства и социокультурному развитию личности, что находит отражение в сформированности особых качеств творческого воображения; проявлении эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения народного декоративно прикладного и профессионального искусства; восприятии красоты, гармонии на основе эстетического отношения и восприятия родной природы, архитектуры, искусства; в сформированности чувства национального достоинства.

Литература:

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т., Т. 2 / АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 704 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
  5. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1976. – 200 с.: илл.