Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующими факторами в начальном усвоении речи. Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Изменением содержания и организации процесса обучения, по сравнению с традиционной системой, можно добиться одновременного формирования и совершенствования интеллектуальных качеств личности.
Изменение содержания можно осуществить за счет:
- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов;
- расширения объема работы с понятиями и терминами;
- включения в содержание уроков различных видов текстов и упражнений воспитательно-познавательного характера.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Например, значительные изменения можно предусмотреть в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией новых принципов проведения уроков.
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Он предполагает использование таких методов, как стимулирование и мотивация познавательной деятельности.
- Принцип действенного подхода к обучению, заключающийся в использовании частично-поискового метода, при котором дети осуществляют поиск собственных неординарных путей решения.
- Принцип обоснованного ответа, который предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В нем сочетается разумная требовательность и строгость с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка.
В ряду главных изменений – перераспределение функций учителя и учащихся, передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Использование построенных по этой модели заданий создает тип продуктивного учебного взаимодействия учителя и ученика, при котором активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося.
Мною предлагается ряд педагогических приемов и способов по совершенствованию проведения уроков русского языка в рамках индивидуально-развивающего обучения с использованием здоровьесберегаюших технологий. Ниже приводятся разработанные с этой целью материалы уроков, успешно применявшиеся на практике.
Материалы урока русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
Цели урока:
- отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;
- развитие орфографической зоркости, наблюдательности и логического мышления;
- развитие интереса к родному языку.
Оборудование:
- плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова-кораблики;
- сенсорные круги (описание см. ниже);
- «цветок здоровья» (описание см. ниже);
- тренажер В.Ф. Базарнова для глаз;
- магнитофон, диск с записью журчащей воды и песни «Солнечная капель»;
- индивидуальные разноуровневые перфокарты;
- указка с подсветкой (с «паучком»).
Описание некоторого оборудования:
-
Сенсорный круг
Основа – любой круглый предмет, например обруч. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3 м. По его окружности привязываются разноцветные ленты, их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание.
Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц. -
«Цветок здоровья»
Цветок сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся с второклассниками в течение учебного года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
С помощью подобных офтальмотренажеров развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Оборудование доски: На уроке используются элементы светотерапии: доска зеленого цвета, записи желтым мелом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Тематическое оформление доски:
Согласно исследованиям В. Ф. Базарнова тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия материала. В верхней центральной части доски помещается изображение крыши. С нее свисают сосульки с капельками, в некоторые из них вписаны буквы. Ниже изображены ручейки, по которым «плывут» слова-кораблики. В левой части доски – солнышко и облачко.
Ход урока
I. Формирование психологического настроя на предстоящий урок
Учитель (У):
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл.
Включает запись звуков природы (капель, журчание ручья).
Дети (Д) Прослушивают запись.
II. Отгадывание шарады, формулирование темы урока, повторение изученного
У: С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.
Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.
Д: Отгадывают: запевай – запивай.
У: Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?
Д: Смысловое значение разное (запевать – петь, запивать – пить).
У: Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему?
Д: Нет, т.к. у них разные корни, пе- и пи-.
У: Кто догадался и может сформулировать тему урока?
Д: «Безударные гласные в корне слова».
У: А кто помнит, как нужно проверять безударные гласные в корне слова?
Д: Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, стена – стенка…
У: А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока. Какое настроение она у вас вызвала?
Д: Радостное настроение…
Я услышал звуки весны…
III. Минутка чистописания
У: Какая буква спрятана в облачке?
Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв «а аа»
Д: В облачке спряталась буква «а»
У: Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики:
Д:
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик)
Этот пальчик – слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик – сильненький (указательный)
Этот пальчик – большачок (большой)
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
У: Проверяет написание букв.
Д: Пишут букву «а».
IV. Словарно-орфографическая работа
У:
Тает снег,
Бегут ручьи. На дорогах лужи.
А по нашим ручейкам бегут кораблики – слова.
Предлагает одному из учеников прочитать слова с пропущенными буквами.
Разделите слова на 2 группы и запишите в 2 столбика, безударные гласные подчеркните.
Д: Один из учеников читает слова (*прель, б*реза, к*пель, гор*д, м*роз, ул*ца).
Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы. Затем берут капельки-буквы с доски и вставляют в слова, обосновывая свой выбор.
У: Что общего у этих слов?
Д: Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне.
У: Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Д: Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» звука не обозначает.
У: Что вы можете сказать про эти слова?
Д: Это слова рифмы.
У: Составьте двустишие, используя эти слова-рифмы.
Д:
Идет апрель
Звенит капель и др.
V. Дыхательные упражнения
У: Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.
Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выходе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цветы вы бы взяли, чтобы нарисовать весну?
Д: Выполняют инструкцию учителя.
У: Слушает ответы школьников.
Д: Ответы детей: «Я бы взял голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи» и т.п.
VI. Отработка навыка правописания слов с безударными гласными
У: Учитель пишет на доске предложения с пропущенными буквами:
Л*тит скв*рец в*сны г*нец.
Паучок пл*тет паутину.
Увидел гр*ча – в*сну встр*чай.
Является ли эта группа предложений текстом?
Д: Нет, так как предложения не связаны по смыслу.
У: Какое предложение лишнее? Почему?
Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце.
Те ребята, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче.
Д: Отвечают на вопрос учителя.
У: А чтобы не сделать ошибок, повторим правило.
Д: Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме:
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный стань под ударенье.
Чтоб рассеять все сомненья.
У: Следим за осанкой. Выполняем задание.
Проверка выполненной работы
Д: Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы.
У: Учитель берет указку с подсветкой ( с «паучком»).
Давайте вместе с «паучком» попутешествуем.
Используется тренажер В.Ф. Базарнова.
Д: Второклассники глазами водят за «паучком» по:
- горизонтали,
- вертикали,
- красному кругу по часовой стрелке;
- по синему кругу против часовой стрелки;
- зеленой восьмерке
У: Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю березу.
Д: Ученики выполняют инструкции.
VII. Работа с учебником
У: Выполним упражнение №... Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами.
Д: Один из учеников читает задание упражнения.
У: Физкультминутка.
Нас лучики коснулись,
Мы сладко потянулись.
Показывает упражнения.
Д: Выполняют физические упражнения.
У: Организует проверку упражнения №...
Д: Проверяют выполнение упражнения.
VIII. Домашнее задание
У: Учитель называет упражнения, которые составляют домашнее задание.
Комментарий домашнего задания.
Д: Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю.
IX. Подведение итогов урока
У: Над какай орфограммой мы с вами работали?
Д: Над безударными гласными в корне слова.
У: Какое правило вы применяли?
Д: Читают правило в стихотворной форме.
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты ее немедленно
Ставь под ударение
Ударение на гласной
Может сделать букву ясной.
У: Выставление оценок.
На этом наш урок окончен. Молодцы!
Практика показывает, что подобные уроки, в которых у ребенка включаются разнообразные механизмы запоминания (в том числе слуховые, зрительные, сенсорно-тактильные, ассоциативные), а также подключается фантазия и остается место для расслабления (релаксации) и двигательной активности (мобилизации) очень нравятся детям. В то же время, они позволяют максимально эффективно использовать рабочее время урока, не допуская переутомления учеников и сохраняя их работоспособность в течение всего отведенного на занятия времени. При этом урок построен таким образом, чтобы ребята не являлись пассивными «приемниками» знаний, а становились творческими личностями, нацеленными на активное получение новых знаний. Такая мотивировка, сформированная уже в младших классах, в будущем позволяет ребенку гармонично развиваться, успешно учиться и в перспективе – готовиться к взрослой самостоятельной деятельности в современном информационном обществе.