Методика проведения уроков русского языка в рамках системы индивидуально-развивающего обучения в младших классах

Разделы: Начальная школа


Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующими факторами в начальном усвоении речи. Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Изменением содержания и организации процесса обучения, по сравнению с традиционной системой, можно добиться одновременного формирования и совершенствования интеллектуальных качеств личности.

Изменение содержания можно осуществить за счет:

  1. введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
  2. увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов;
  3. расширения объема работы с понятиями и терминами;
  4. включения в содержание уроков различных видов текстов и упражнений воспитательно-познавательного характера.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.

Например, значительные изменения можно предусмотреть в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией новых принципов проведения уроков.

  1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Он предполагает использование таких методов, как стимулирование и мотивация познавательной деятельности.
  2. Принцип действенного подхода к обучению, заключающийся в использовании частично-поискового метода, при котором дети осуществляют поиск собственных неординарных путей решения.
  3. Принцип обоснованного ответа, который предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.
  4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В нем сочетается разумная требовательность и строгость с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка.

В ряду главных изменений – перераспределение функций учителя и учащихся, передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Использование построенных по этой модели заданий создает тип продуктивного учебного взаимодействия учителя и ученика, при котором активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося.

Мною предлагается ряд педагогических приемов и способов по совершенствованию проведения уроков русского языка в рамках индивидуально-развивающего обучения с использованием здоровьесберегаюших технологий. Ниже приводятся разработанные с этой целью материалы уроков, успешно применявшиеся на практике.

Материалы урока русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.

Цели урока:

  • отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;
  • развитие орфографической зоркости, наблюдательности и логического мышления;
  • развитие интереса к родному языку.

Оборудование:

  • плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова-кораблики;
  • сенсорные круги (описание см. ниже);
  • «цветок здоровья» (описание см. ниже);
  • тренажер В.Ф. Базарнова для глаз;
  • магнитофон, диск с записью журчащей воды и песни «Солнечная капель»;
  • индивидуальные разноуровневые перфокарты;
  • указка с подсветкой (с «паучком»).

Описание некоторого оборудования:

  • Сенсорный круг
    Основа – любой круглый предмет, например обруч. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3 м. По его окружности привязываются разноцветные ленты, их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание.
    Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

  • «Цветок здоровья»
    Цветок сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся с второклассниками в течение учебного года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
    С помощью подобных офтальмотренажеров развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

Оборудование доски: На уроке используются элементы светотерапии: доска зеленого цвета, записи желтым мелом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Тематическое оформление доски:

Согласно исследованиям В. Ф. Базарнова тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия материала. В верхней центральной части доски помещается изображение крыши. С нее свисают сосульки с капельками, в некоторые из них вписаны буквы. Ниже изображены ручейки, по которым «плывут» слова-кораблики. В левой части доски – солнышко и облачко.

Ход урока

I. Формирование психологического настроя на предстоящий урок

Учитель (У):

Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл.

Включает запись звуков природы (капель, журчание ручья).

Дети (Д) Прослушивают запись.

II. Отгадывание шарады, формулирование темы урока, повторение изученного

У: С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.

Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.

Д: Отгадывают: запевай – запивай.

У: Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?

Д: Смысловое значение разное (запевать – петь, запивать – пить).

У: Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему?

Д: Нет, т.к. у них разные корни, пе- и пи-.

У: Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Д: «Безударные гласные в корне слова».

У: А кто помнит, как нужно проверять безударные гласные в корне слова?

Д: Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, стена – стенка…

У: А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока. Какое настроение она у вас вызвала?

Д: Радостное настроение…

Я услышал звуки весны…

III. Минутка чистописания

У: Какая буква спрятана в облачке?

Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв «а аа»

Д: В облачке спряталась буква «а»

У: Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики:

Д:

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик)
Этот пальчик – слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик – сильненький (указательный)
Этот пальчик – большачок (большой)
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

У: Проверяет написание букв.

Д: Пишут букву «а».

IV. Словарно-орфографическая работа

У:

Тает снег,
Бегут ручьи. На дорогах лужи.

А по нашим ручейкам бегут кораблики – слова.

Предлагает одному из учеников прочитать слова с пропущенными буквами.

Разделите слова на 2 группы и запишите в 2 столбика, безударные гласные подчеркните.

Д: Один из учеников читает слова (*прель, б*реза, к*пель, гор*д, м*роз, ул*ца).

Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы. Затем берут капельки-буквы с доски и вставляют в слова, обосновывая свой выбор.

У: Что общего у этих слов?

Д: Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне.

У: Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Д: Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» звука не обозначает.

У: Что вы можете сказать про эти слова?

Д: Это слова рифмы.

У: Составьте двустишие, используя эти слова-рифмы.

Д:

Идет апрель
Звенит капель и др.

V. Дыхательные упражнения

У: Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.

Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выходе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цветы вы бы взяли, чтобы нарисовать весну?

Д: Выполняют инструкцию учителя.

У: Слушает ответы школьников.

Д: Ответы детей: «Я бы взял голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи» и т.п.

VI. Отработка навыка правописания слов с безударными гласными

У: Учитель пишет на доске предложения с пропущенными буквами:

Л*тит скв*рец в*сны г*нец.
Паучок пл*тет паутину.
Увидел гр*ча – в*сну встр*чай.

Является ли эта группа предложений текстом?

Д: Нет, так как предложения не связаны по смыслу.

У: Какое предложение лишнее? Почему?

Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце.

Те ребята, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче.

Д: Отвечают на вопрос учителя.

У: А чтобы не сделать ошибок, повторим правило.

Д: Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме:

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный стань под ударенье.
Чтоб рассеять все сомненья.

У: Следим за осанкой. Выполняем задание.

Проверка выполненной работы

Д: Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы.

У: Учитель берет указку с подсветкой ( с «паучком»).

Давайте вместе с «паучком» попутешествуем.

Используется тренажер В.Ф. Базарнова.

Д: Второклассники глазами водят за «паучком» по:

  • горизонтали,
  • вертикали,
  • красному кругу по часовой стрелке;
  • по синему кругу против часовой стрелки;
  • зеленой восьмерке

У: Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю березу.

Д: Ученики выполняют инструкции.

VII. Работа с учебником

У: Выполним упражнение №... Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами.

Д: Один из учеников читает задание упражнения.

У: Физкультминутка.

Нас лучики коснулись,
Мы сладко потянулись.

Показывает упражнения.

Д: Выполняют физические упражнения.

У: Организует проверку упражнения №...

Д: Проверяют выполнение упражнения.

VIII. Домашнее задание

У: Учитель называет упражнения, которые составляют домашнее задание.

Комментарий домашнего задания.

Д: Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю.

IX. Подведение итогов урока

У: Над какай орфограммой мы с вами работали?

Д: Над безударными гласными в корне слова.

У: Какое правило вы применяли?

Д: Читают правило в стихотворной форме.

Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты ее немедленно
Ставь под ударение
Ударение на гласной
Может сделать букву ясной.

У: Выставление оценок.

На этом наш урок окончен. Молодцы!

Практика показывает, что подобные уроки, в которых у ребенка включаются разнообразные механизмы запоминания (в том числе слуховые, зрительные, сенсорно-тактильные, ассоциативные), а также подключается фантазия и остается место для расслабления (релаксации) и двигательной активности (мобилизации) очень нравятся детям. В то же время, они позволяют максимально эффективно использовать рабочее время урока, не допуская переутомления учеников и сохраняя их работоспособность в течение всего отведенного на занятия времени. При этом урок построен таким образом, чтобы ребята не являлись пассивными «приемниками» знаний, а становились творческими личностями, нацеленными на активное получение новых знаний. Такая мотивировка, сформированная уже в младших классах, в будущем позволяет ребенку гармонично развиваться, успешно учиться и в перспективе – готовиться к взрослой самостоятельной деятельности в современном информационном обществе.