Методика проведения уроков развития речи в рамках системы индивидуально-развивающего обучения в младших классах

Разделы: Начальная школа


...Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным...
В.И. Чернышов

Эволюция дала человеку в приданное драгоценный, но, увы, скоро проходящий дар – безграничное любопытство. Пока человек спрашивает, он стремится узнавать новое. Самый плодотворный период развития – это период детства. В это время надо создавать все условия для развития умственных способностей.

Один из объектов развития, который следует выделить особо, – это речь человека. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Сочинение служит эффективным средством воспитания, оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение дисциплинирует мысль, рождает у школьника веру в себя. Этот вид работы способствует становлению личности учащегося.

Для введения младшего школьника в художественное творчество есть все основания с психологической точки зрения. У него развита сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация, в которой он и автор, и герой, и актер. Младший школьник еще во многом первооткрыватель, ему присуще чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Такая работа была заложена в сочинениях детей моего класса. Приведу некоторые примеры из сочинений детей, написанных ими в первом и во втором классах (прогресс, в том числе в сложности и социальной значимости затрагиваемых тем и способах их раскрытия в разных классах очевиден.)

1 класс.

Моя новая школа
Мы очень ждали, когда откроется новая школа. Первого сентября к нам приехали гости и телевидение. Домовенок и Медведь подарили нам большой торт. Наша школа стояла красивая и торжественная. Я полюбила свою новую школу. Обещаю ее беречь и учиться на «4» и «5».
Никитина Ксения

Почему у Луны нет платья?
Жила-была Луна. Она была холодная и шарообразная. Захотела Луна сшить себе платье. Измерил портной Луну и пошел шить ей платье, а Луна стала Месяцем. Луна вместе с Землей бегает вокруг Солнца, вот и меняет свой облик.
Валеева Арина

Я зайчик
Я зайчик, меня зовут Муся. Я люблю играть в мячик, кушать мороженное и прыгать. Я каждое утро умываюсь лапкой. А вы? Пока!
Секачева Оля

Я башмак
Я старый рваный башмак. У меня был хозяин. Он часто меня носил. Я порвался, и меня выбросили. Где же мой хозяин? Я так скучаю.
Кузниченко Стив

Капелька воды
Здравствуйте! Меня зовут Капелька. Я пришла из реки. У меня очень много работы. Надо напоить, умыть, накормить, постирать, полить, развеселить. Нас много! Мы бесценны. Берегите нас!
Невтеева Юля

2 класс.

Сочинение-рассуждение.

Как возникает вражда?
Что же такое вражда? Это когда люди не уступают друг другу. В этом случае конфликт разрастается все больше и больше. Я думаю, что каждый человек имеет право на свою точку зрения. А любую точку зрения надо уважать. И тогда не будет вражды и не будет войны на Земле.
Никитина Ксения

Сочинение по картине.

Прошло очень много лет со дня написания Левитаном картины «Весна – большая вода». А кажется, что эта картина написана про нашу весну. Такое же красивое серо-голубое небо с перистыми облаками. Такой же солнечный день с тенями от деревьев. Лес, покрытый зеленой дымкой. Чтобы понять, что это – половодье, художник нарисовал у берега лодку. Вода такая прозрачная, что в ней отражаются стволы деревьев. С другой стороны реки раскинулось село. Весна во все времена – красивое волнующее время года.
Невтеева Юля

Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка.

Изучение этих жанров позволяет ребенку в собственной работе открыть закон художественной формы. Циклы таких уроков в различных жанрах позволяют осуществить полный «круг» смены позиций: от читателя (чтение произведений того или иного жанра), к теоретику (открытие структуры жанра), затем к автору (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к читателю-критику (оценка результатов авторской работы.) Эти знания и умения дали возможность моим ученикам написать хорошие сочинения во всех жанрах. Вот некоторые работы.

Потешки

А лады, лады, лады
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдет,
Он посадит и польет.
(Коханова Марина)

Тиша, Тиша маленький,
Маленький, удаленький.
Пойдет котик погулять.
Будет Таню забавлять.
(Бондарь Таня)

Считалки

Эни бени туп, туп, туп
В котелке варился суп.
Кто положит в суп крупы?
Это верно будешь ты.
(Францевич Андрей)

Кошки бегали по кругу
И кусали хвост друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе играть!
(Замахова Вика)

Еще один вид творческой работы предусмотрен во втором классе – работа со словом, с его значением и формой. Он позволяет выявить выразительные возможности слова.

Дети отвечают на вопросы устно и письменно: «Какие настроения у меня возникают, когда я слышу слова «шум», «шелест», «шепот», «лепет»?», «Что я чувствую и представляю, когда звучит слово «волна»?».

Чтобы обеспечить плодотворную работу, при выполнении сочинений не оценивается грамотность. Это вполне соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач.

Особую роль в оценке детских сочинений играет периодический выпуск «Литературных журналов». Задача этих журналов заключается, прежде всего, в осознании детьми смысла своей авторской работы. Дети должны понять, что сочинение пишется не для учителя, а имеет общественное значение – публикацию. Мы выпускаем такие журналы, в которые помещаем только лучшие работы, с первого класса.

Другой тип работы – наблюдение за художественным текстом. Такая работа открывает детям, как наблюдает за реальностью художник-профессионал. Это, по сути, работа читателя, но читателя, старающегося понять суть работы автора. Она предшествует индивидуальной письменной работе детей. Примером такой работы может служить вычитывание текста Г.Х. Андерсена, где герой – рассказчик-чайник, а также последующее написание сочинений на тему «Воспоминания старой обуви».

В программе развития речи заложена и такая работа автора, как размышление о жизни. Размышления младшего школьника, пока еще детские, не имеют широкого общественного звучания, пока это еще открытие самого себя и друг друга. Но уже имеющийся жизненный опыт ставит перед детьми определенные проблемы. Детская публицистика позволяет развивать важное качество публициста – выражение собственной позиции, личной заинтересованности и пристрастности. Она позволяет детям выражать свое мнение, отношение к чему-либо, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к мнению и точке зрения другого. Существенным условием развития детской публицистики в этом курсе выступает художественное творчество, в основе которого – выражение точки зрения рассказчика и героев.

Такие формы работы позволяют решить главную задачу начальной школы – поставить учеников в те позиции, без которых невозможна их полноценная читательская деятельность, помочь им утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой позиции. Результаты этой работы уже можно заметить. Дети ценят теплоту человеческого общения, заинтересованы в нем. Средством этого общения выступает литература как вид искусства.

Материалы урока-открытия по теме «Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

(урок проводится вместе с родителями)

Цели урока:

  • формирование правильного типа читательской деятельности (работа с текстом), развитие интереса к процессу чтения;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, обогащение словаря.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
  • магнитофон, диск с записью песни из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», «Детские сны»; – запись музыки М.Н. Таривердиева (до проигрыша) к песне «Маленький принц».
  • запись музыки Х. Берне «Жизнь идет», оркестр Поля Мориа;
  • запись песни «Волшебный цветок» (Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского);
  • плакат: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»;
  • «Светящееся сердце» –музыкальная шкатулка.

Ход урока

(В классе находятся только родители.)

У: Как часто в жизни бывает, что мы – взрослые – не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит? Давайте постараемся вместе найти ответ на этот сложный вопрос. Наверное, каждому из нас в трудные моменты жизни хочется вернуться в свое детство, хотя бы во сне. Закройте глаза, попробуйте мысленно вернуться в детство.

(Звучит песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», «Детские сны».)

Если взрослый человек живет разумом, то ребенок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.

(Продолжает звучать песня, входят дети, садятся рядом с папой или мамой.)

Живет на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Сегодня наши родные, наши взрослые помогут нам разобраться в этих вопросах.

Давайте вспомним, кому посвятил Экзюпери эту сказку. Прочитайте (Дети читают посвящение.)

– Какая фраза заставила вас задуматься? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».)

– Почему? (Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми.)

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником.)

– Почему вы так решили?

– Поняли ли его взрослые?

– Почему взрослые не поняли ребенка? (Вопрос к детям и родителям.)

– Подтвердите ваше мнение словами из текста. («Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.)

– Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Зачитайте («Взрослые посоветовали мне не рисовать, заняться арифметикой и правописанием».)

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя.)

– Какую профессию приобрел автор? (Летчика.)

– Пригодился ли совет взрослых?

– Изменилось ли его мнение о людях? Как он пишет об этом?

(«На своем пути я много встречал серьезных людей, но не стал думать о них лучше».)

–Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери став взрослым, сам себя таковым не считает? Из его слов видно, что он не принадлежит к миру взрослых людей. Для него взрослые – «они», это мир, в котором он не живет, хотя и общается, соприкасается с ним.

Итак, Экзюпери - «взрослый ребенок» со своим «детским» внутренним миром.

– Как вы думаете, легко ли было автору жить в таком положении?

Почему? (Так я жил в одиночестве, не с кем поговорить по душам.)

Учитель читает начало второй части. («И вот шесть лет тому назад... где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья».)

В исполнении детей звучит колыбельная песня «Лунный кораблик» (муз. Синявского.) Затем чтение по ролям отрывка: «Вообразите же мое удивление... серьезно меня разглядывает».

У: Почему мальчик показался автору необыкновенным? Вам помогут ответить на этот вопрос:

  • портрет Маленького принца (рассмотрите его);
  • то, что ребенок понял рисунки автора;
  • слова из текста: «Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление, вдалеке от всякого жилья». Так Экзюпери познакомился с Маленьким принцем.

– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Он живет на маленькой планетке – астероид Б-612. Там росла прекрасная роза, за которой Маленький принц ухаживал. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам.)

– Как вы думаете, зачем он отправляется путешествовать?

Действительно, поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя очень одиноко. А ведь он мечтал о настоящем друге, который бы всегда его понимал. И он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий Друг.

Дети исполняют песню «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова, сл. М.Пляцковского.)

У: Прежде, чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звезд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю.

Ласково встретила малыша наша планета. И, увидев ее, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга. Смогут ли наши взрослые увидеть то, что увидел Маленький принц?

Дети показывают, как просыпается Земля.

Используется музыка X. Берне «Жизнь идет»

Физкультминутка.

У: Что же вы видели? (Раскрываются и тянутся к солнцу цветы, от легкого ветерка колышутся беревья и травы....)

– Какое настроение было у Маленького принца?

(Ему было грустно.)

– Почему? (Он облетел много планет и звезд, но друга так и не нашел.)

– Кого же он встречает? (Лиса.)

– О чем они говорят? (Лис просит, чтобы малыш его приручил.)

– Как вы понимаете, что значит «приручить»? (Вопрос к детям и родителям.)

– Как ответил мальчику Лис? Прочитайте. («Это давно забытое понятие... один в целом свете».)

– Зачем Лис хотел, чтобы его приручили? Зачитайте. («И живется мне скучновато... приручи меня».)

– Сразу ли согласился Маленький принц? Почему? (Нет. «У меня мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи».)

– Как ответил ему Лис? Зачитайте. («Узнать можно только те вещи, которые приручишь... приручи меня».)

– Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? (Вопрос детям и родителям.)

У: «Слова только мешают понимать друг друга». Понять другого нужно не только умом, но душой, сердцем, научиться сопереживать.

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания.

– Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца? Почему?

– Что понял Маленький принц, глядя на розы? (Высказывания детей и грамзапись соответствующего отрывка текста.)

И Маленький принц возвратился к Лису.

Дети инсценируют прощание Маленького принца с Лисом (часть IV) с использованием музыки Р. Шумана «Первая утрата».

(«И Маленький принц возвратился к Лису... Я в ответе за мою розу...» – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить».)

– Какой же секрет отрыл Маленькому принцу Лис? (На доску вывешивается плакат: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».)

У: Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Н. Таривердиева – до проигрыша. На фоне музыки:) Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия.

И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви (Маленький принц и Лис выносят светящееся сердце – «музыкальную шкатулку». На фоне звучащей шкатулки:) А по Земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы.

Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Продолжение песни «Маленький принц».)

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям.

«Ты в ответе за тех, кого приручил…» – так сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Обнимите свою маму или папу и тихонечко скажите друг другу эти слова: «Мы всего в ответе за тех, кого приручили» (окончание песни «Маленький принц».)

Хочется надеяться, что предложенные в этой статье рекомендации найдут отклик у прочитавших их коллег и помогут нам всем вместе совершенствоваться и двигаться вперед в такой важной задаче – воспитания и обучения подрастающего поколения, будущего нашей замечательной страны.