Коррекционная тема (тема по самообразованию):Использование нейропсихологических психофизиологических приёмов в логопедической работе.
Логопедическая тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Лексическая тема: Семья.
Цели:
- Совершенствование навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Обобщение материала предыдущих занятий.
- Обеспечение приёмов модально-специфической информации.
- Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона для развития высших психических функций.
- Рассматривание понятия семьи через его лексическое значение.
- Воспитание чувства единства, взаимопомощи в семье, внимания и любви к ближнему.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы. «Настройка» организма на работу. Энергетизация мозга и общего активационного фона: растирание ладоней, точечный массаж, массаж ушных раковин, глазодвигательные, кинезиологические, дыхательные упражнения. Произнесение гласных на выдохе.
II. Повторение материала предыдущих занятий
1. Выделение гласных из начала, конца и середины слова (с перекидыванием мяча).
2. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на слуховой и тактильный анализаторы (Звонкие согласные – хлопок, глухие согласные – растирание ладоней.)
а – изолированно;
б – путём чтения слогов, придумывания слов с
данными слогами.
в – путём определения звонкости-глухости
начального согласного звука в названиях птиц
Логопед: «Давайте сосчитаем птиц (Восемь.). А теперь решите задачу. Было восемь птиц, одна улетела. Сколько птиц осталось? (Семь?). На доску прикрепляется цифра 7, рядом – буква Я. Детям предлагается разгадать ребус (семья).
3. Беседа о семье. Уточнение значения слова.
4. Знакомство с рисунками, приготовленными ребятами дома, на которых изображены члены их семей.
5. Логопед: «Семья – какое красивое слово! Как греет оно душу! Это слово напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежной опеке бабушек и дедушек, об озорном веселье братишек и сестрёнок. Это слово как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда: в семье все чем-то похожи друг на друга – лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.»
6. Работа над смыслом пословиц.
Логопед: «Сколько метких пословиц сложил русский народ про семью. Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено найти пословицы о семье. Давайте послушаем их». После прослушивания пословиц логопед предлагает разобрать смысл пословицы В семье и каша гуще. Ученикам раздаются карточки с написанными в них словами из пословицы. Дети выступают в роли «живых слов». Ученик, в ыступающий в роли первого слова в предложении поднимает руки с карточкой высоко над головой, показывая, что начало предложения пишется с заглавной буквы. Каждый ученик проговаривает своё слово согласно очерёдности. Первоклассник, играющий роль последнего слова, после произнесения его топает ногой, обозначая точку в конце предложения.
7. Пальчиковая гимнастика
Логопед: «В семье вся работа делается слаженно, так же, как слаженно трудятся пальцы на наших руках». Детям предлагается скрестить вытянутые руки, сложить кисти рук в «замок», согнуть их в локтях, вывернув «замок» наружу, разгибать заданные пальцы на правой либо левой руке.
8. Запись схем в тетрадь. Деление слов на слоги, отстукивая слоговой ритм ладонью. Вписывание в слоги гласных. Определение ударного слога (ударный слог отстукивается сильнее безударных).
9. Релаксационная пауза «Чаша доброты».
Цель: эмоциональное развитие детей.
Звучит расслабляющая музыка.
Логопед: «Закройте глаза. Представьте себе свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте себе рядом другую, чужую, чашку. Она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё. Не жалейте! А сейчас посмотрим в свою. Она пустая или полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другим, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза»
III. Сообщение темы занятия. Работа по теме
1. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков (изолированно) с опорой на тактильный анализатор: при произнесении твёрдого согласного в ладони сжимается упругий шарик, при произнесении мягкого – мягкий.
2. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слогах (с опорой на тактильный анализатор).
3. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах (с перекидыванием мяча):
Ров – рёв, мал – мял, рад – ряд, вол – вёл, ток – тёк, воз – вёз, лук – люк, тук – тюк.
4. Работа в парах
Задание для более слабых учеников: определить
твёрдость или мягкость первого согласного звука
в слове, обозначив соответствующим цветом и
разделив слова на две группы.
Задание для более сильных учеников: определить,
какому изображению на картинках соответствуют
слоговые схемы. Заполнить схемы, вставив в них
гласные и указав твёрдые и мягкие согласные.
Совместная проверка выполнения заданий.
5. Работа по развитию процессов обобщения и классификации.
Логопед: «Слово «семья» – непростое
слово. Оно имеет и другое значение. Семья – это не
только группа родственников. Семьёй можно
назвать людей, объединённых общими
интересами (н-р, наша дружная школьная семья).
А ещё семьёй можно назвать группу растений или
животных одного вида. Давайте разделим птиц, с
которыми мы познакомились в начале занятия, на
две семьи. Подумайте, по какому признаку можно
это сделать. (Хищные и насекомоядные.)
IV. Подведение итога занятия
– Что мы делали на занятии?
– Какие правила надо соблюдать, проживая в семье,
чтобы все живущие в ней были счастливы? (Не
обижать друг друга, любить, помогать, заботиться
друг о друге).
V. Оценка работы учеников на занятии