Открытое логопедическое занятие с группой первоклассников, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Разделы: Логопедия


Коррекционная тема (тема по самообразованию):Использование нейропсихологических психофизиологических приёмов в  логопедической работе.

Логопедическая тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Лексическая тема: Семья.

Цели:

  • Совершенствование навыка  дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Обобщение материала предыдущих занятий.
  • Обеспечение приёмов модально-специфической информации.
  • Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона для развития высших психических функций.
  • Рассматривание понятия семьи через его лексическое значение.
  • Воспитание чувства единства, взаимопомощи в семье, внимания и любви к ближнему.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы. «Настройка» организма на работу. Энергетизация мозга и общего активационного фона: растирание ладоней, точечный массаж, массаж ушных раковин, глазодвигательные,  кинезиологические,  дыхательные  упражнения. Произнесение  гласных на выдохе.

II. Повторение материала предыдущих занятий

1. Выделение гласных из начала, конца и середины слова (с перекидыванием мяча).

2. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на слуховой и тактильный анализаторы (Звонкие согласные – хлопок, глухие согласные – растирание ладоней.)

а – изолированно;
б – путём чтения слогов, придумывания слов с данными слогами.
в – путём определения звонкости-глухости начального согласного звука в названиях птиц

Логопед: «Давайте сосчитаем птиц (Восемь.). А теперь решите задачу. Было восемь птиц,       одна улетела. Сколько птиц осталось?  (Семь?). На доску прикрепляется цифра 7, рядом – буква Я. Детям предлагается разгадать ребус (семья).

3. Беседа о семье. Уточнение значения слова.

4. Знакомство с рисунками, приготовленными ребятами дома, на которых изображены члены их семей.

5. Логопед: «Семья – какое красивое слово! Как греет оно душу! Это слово напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежной опеке бабушек и дедушек, об озорном веселье братишек и сестрёнок. Это слово как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда: в семье все чем-то похожи друг на друга – лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.»

6. Работа  над смыслом пословиц.

Логопед: «Сколько метких пословиц сложил русский народ про семью. Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено  найти пословицы о семье. Давайте  послушаем их».  После прослушивания пословиц логопед предлагает разобрать смысл пословицы В семье и каша гуще. Ученикам раздаются карточки с написанными в них словами из пословицы. Дети выступают в роли «живых слов». Ученик, в ыступающий в роли первого слова в предложении поднимает руки с карточкой высоко над головой, показывая, что начало предложения пишется с заглавной буквы. Каждый ученик проговаривает своё слово согласно очерёдности. Первоклассник, играющий роль последнего слова,  после произнесения его топает ногой, обозначая точку в конце предложения.

7. Пальчиковая гимнастика

Логопед: «В семье вся работа делается слаженно, так же, как слаженно трудятся пальцы на наших руках». Детям предлагается скрестить вытянутые руки,  сложить кисти рук в «замок», согнуть их в локтях, вывернув  «замок» наружу, разгибать заданные пальцы  на правой либо левой руке.

8. Запись схем  в тетрадь. Деление слов на слоги, отстукивая слоговой ритм ладонью. Вписывание в слоги гласных. Определение ударного слога (ударный слог отстукивается сильнее  безударных).

9. Релаксационная пауза «Чаша доброты».

Цель: эмоциональное развитие детей.

Звучит расслабляющая музыка.

Логопед: «Закройте глаза. Представьте себе свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте себе рядом другую, чужую, чашку. Она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё. Не жалейте! А сейчас посмотрим в свою.  Она пустая или полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другим, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза»

III. Сообщение темы  занятия. Работа по теме

1. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков (изолированно) с опорой на тактильный анализатор: при произнесении твёрдого согласного в ладони сжимается упругий шарик, при произнесении мягкого – мягкий.

2. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слогах (с опорой на тактильный анализатор).

3. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах (с перекидыванием мяча):

Ров – рёв, мал – мял, рад – ряд, вол – вёл, ток – тёк, воз – вёз, лук – люк, тук – тюк.

4. Работа в парах

Задание для более слабых учеников: определить твёрдость или мягкость первого согласного звука в слове, обозначив соответствующим цветом и разделив слова на две группы.
Задание для более сильных учеников: определить, какому изображению на картинках соответствуют слоговые схемы. Заполнить схемы, вставив в них гласные и указав твёрдые и мягкие согласные.
Совместная проверка выполнения заданий.

5. Работа по развитию процессов обобщения и классификации.

Логопед: «Слово «семья» – непростое слово. Оно имеет и другое значение. Семья – это не только группа родственников. Семьёй можно назвать людей,  объединённых общими интересами (н-р, наша дружная школьная семья).
А ещё семьёй можно назвать группу растений или животных одного вида. Давайте разделим птиц, с которыми мы познакомились в начале занятия, на две семьи. Подумайте, по какому признаку можно это сделать. (Хищные и насекомоядные.)

IV. Подведение итога занятия

– Что мы делали на занятии?
– Какие правила надо соблюдать, проживая в семье, чтобы все живущие в ней были счастливы? (Не обижать друг друга, любить, помогать, заботиться друг о друге).

V. Оценка работы учеников на занятии