В рамках проведения Недели географии проводится огромное количество различных мероприятий, связанных с тематикой проводимой Недели. Очень часто в этих мероприятиях прослеживается связь с такими предметами как биология, история, природоведение, литература, окружающий мир. Но очень редко можно встретить разработки мероприятий, которые бы имели связь с физической культурой. Хотелось представить одну из таких разработок, которую я назвала “Экологический марафон” и проводится он для учащихся 5-7 классов.
Целью проводимого состязания можно обозначить:
1. Систематизацию знаний учащихся о взаимосвязях в природе.
2. Расширение кругозора учащихся по охране природы.
3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
4. Воспитание в учениках чувства коллективизма, взаимопонимания, ответственности за принятое решение.
Проведение марафона.
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в спортивном зале, чтобы еще раз поговорить о нашей планете Земля – нашем общем доме. Все что нас окружает – и восхищает, и вдохновляет. Но стоит помнить о том, что своей деятельностью мы можем нанести непоправимый ущерб природе, ранить ее. Поэтому мы должны научиться бережно относится к ней, помнить о животных и растениях, которые нуждаются в нашей защите и охране. Наш сегодняшний марафон посвящается вопросу охраны природы, экологической теме.
Прошу участников марафона занять свои места. Представляю Вам членов жюри.
Первый конкурс – знакомство с командами.
“Знакомство”.
Каждая команда представляет свое название и девиз.
“Радуга”.
Природа – хорошая художница. Она представляет нам различные образы, красотой которых мы восхищаемся.
В небе появилась радуга-дуга,
Лентами натянута цветная струна.
Мост под облаками из семи цветов,
Пол лучами солнца он с дождя готов.
Прокачусь по радуге, радуге-дуге
На своем любимом, вороном коне.
Рядом с облаками, небом и луной
С красавицы-радуги помашу рукой.
Команда, преодолевая “природные” препятствия (лужи – из одного обруча в другой, кусты – барьеры, брод через речку - скамейка) последовательно рисует радугу в соответствии с ее цветами. (жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания)
“Цветик-семицветик”.
С неба радуга-дуга опустилась на луга,
В саду солнышко играет, оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.
Командам предстоит, преодолевая препятствия, из отдельных лепестков составить цветок.
“Березка”.
Издревле символом Руси служили русский наряд и березка. Об этом дереве сложено огромное количество стихов и рассказов.
Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна,
Стали, стали мы березку поливать,
Стали песенку такую напевать:
“Ты расти моя красивая расти,
Всем на радость, зеленея, шелести!
Ты расти, расти, березка, вырастай!
Всем на радость, зеленея, расцветай”.
Участники команд должны перенести воду из одного стакана в другой, расположенных в противоположных сторонах зала, используя для этого ложку. Победит та команда, которая сделает это быстрее и разольет как можно меньше воды.
“Муравей”.
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее принес.
Грузчик маленького роста,
Муравейник далеко,
А бревно нести непросто, очень даже нелегко.
Команды помогают перетаскивать муравьям строительный материал (с завязанными глазами нужно собрать, разложенные на полу шишки, мелкие палочки, листья и т.п.).
- Ребята, видите, как сложно собрать весь материал в кучку?! Поэтому, если вы увидите муравьиную дорожку, не топчите её, не мешайте муравьям трудиться. Не зря их называют санитарами леса.
“Айболит”.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться:
И корова, и волчица,
И жучек, и червячок,
И медведица!
Все мы знаем слова сказки Корнея Чуковского “Айболит”, который лечит больных зверей. Но очень часто так случается, что звери попадают в разные неприятности из-за людей. То они поранятся о консервную банку, которую незадачливые туристы бросят под куст; то обожгут себе лапки о горячие угли незатушенного кострища; то пострадают от осколков разбитой бутылки. Так давайте поможем доктору Айболиту оказать помощь пораненному зверю и при этом уберем мусор на поляне, где поранился зверек.
Вся команда, преодолевая препятствия, собирается возле больного зверя и оказывает ему первую медицинскую помощь.
“Листопад”.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Команды, преодолевая препятствия (обуть резиновые сапоги; перебросить мяч через сетку; поймав мяч, довести его до середины зала и броском передать его следующему участнику; сорвать лист и вернуться к старту) собирают с дерева листья, на которых расположены буквы. Из них нужно будет собрать слово “листопад”.
Жюри подводит окончательные итоги игры (промежуточные итоги подводятся после каждого испытания) и награждает победителей.
Экологический марафон заканчивается словами:
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птица,
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.