Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – героическая Волга” разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею “Волжской-Днепровской флотилий”, проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (защита ученических проектов) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. Участие в уроке ветеранов Волжской-Днепровской флотилий пробуждает у учащихся чувство сопереживания, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Эпиграф:
“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.
Цели урока:
- Учебные: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
- Развивающие: Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, умение аналитически мыслить и делать выводы.
- Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.
Задачи: ярко и эмоционально рассказывать о событиях Сталинградской битвы.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала, защита проектов
Оборудование:
- музейные экспонаты,
- проекты учащихся,
- музыкальные произведения,
- мультимедийный проектор,
- музыкальный центр.
Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Кольцо”.
Важные события:
- 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
- 17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
- 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
План урока
1. Организационный момент, вступительное слово преподавателя, сообщение темы, цели урока.
2. Поисково-исследовательский этап. Изучение нового материала. Работа экскурсионных групп
3. Постановка проблемного задания. Решение проблемного задания. Дискуссия
4. Защита учащимися проектов
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задании
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся приглашаются в школьный музей, встречаются с ветеранами Волжской-Днепровской флотилий
Учитель: 2010 год – особый, это юбилейный год грандиозной ПОБЕДЫ в страшной войне, унесшей миллионы жизней наших людей.
Победа в памяти тех людей, которых вы сейчас видите перед собой. Это люди старшего поколения, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Волжской-Днепровской флотилий, члены Совета ветеранов школьного музея – Иванова Вера Михайловна, Лошкарев Николай Егорович.
“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.
Ученик: Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”.
Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
2. Работа лекторских групп
Ученик: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла.
Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой “черное золото” и донской хлеб поступало в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.
17 июля 1942 года началась одна из величайших битв – Сталинградская.
Ученик: Волга - великая русская река. Ее длина 3688 км. Проходя через центральные районы европейской части нашей страны, она соединяет их с богатейшим югом. По грузообороту Волга заменяла более десяти железнодорожных магистралей.
Учитывая большое народохозяйственное и оборонное значение Волги, 23 октября 1941 г учебный отряд кораблей на реке Волга был переформирован в Волжскую военную флотилию под командованием контр-адмирала Д.Д.Рогачева. В состав флотилии входили канонерские лодки, бронекатера, тральщики
Ученик: Фронт обороны советских войск держали две армии: оборонявшая центр города и заводы 62-я генерала В.И. Чуйкова и 64-я генерала М.С. Шумилова, защищавшая южные районы Сталинграда.
Волжской военной флотилии предстояло решать одну из главных задач - поддержку 62, 64 и 57 армий огнем корабельной артиллерии. Ни один капитальный мост не связывал берега реки.
Поэтому для перевозки подкрепления, вооружения, продовольствия, медикаментов и возврата раненых было задействовано все, что может держаться на воде - от пароходов и барж до рыбачьих лодок и плотов из автомобильных камер. С левого берега Волги в Сталинград действовало 42 переправы. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника.
23 августа 1942 г. противник прорвался к северной окраине Сталинграда, и вышел на правый берег Волги. Заняв поселок Рынок, Лоташанку. В тот же день авиация противника подвергла Сталинград варварской массированной бомбардировке.
В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад -
Он защищал Сталинград.
/ А.Сурков “ Защитник Сталинграда”./
Ученик: Город горел, горела даже Волга. И тогда Волга заговорила.
Отряд кораблей капитана 3 ранга С.П.Лысенко прикрывал подступы к Сталинграду с севера. В составе отряда была легендарная канонерская лодка “Усыскин” под командованием капитан-лейтенанта И.А.Кузнецова.
До войны это был простой буксир, мирно тянувший баржи и плоты, теперь военный корабль, одетый в броню, с морской пулеметной установкой. Канлодка “Усыскин”, занимая огневые позиции у истоков Ахтубы, более двух месяцев поддерживала огнем войска полковника С.Ф.Горохова. Стрельбой канлодки управлял командир артиллерийской части лейтенант А.Н.Телепнев.
Немецкая авиация много раз искала лодку. Но экипаж соорудил макет своего корабля и замаскировав его, поставил на якоре в полукилометре от канлодки. Немцы искали неведомую батарею, много раз бомбили макет, а канлодка оставалась не обнаруженной. Потрясенная река вздрагивала, падали деревья, дым обволакивал корабль, бомбы падали в тридцати метрах от корабля, но только заканчивалась бомбардировка, корабль открывал огонь. В боях за Сталинград артиллеристами канлодки уничтожено 19 немецких танков, 40 автомашин, 7 артиллерийских минометов, 2 склада с горючим и боеприпасами, уничтожено свыше двух полков пехоты.
За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками командир канлодки капитан-лейтенант И.А.Кузнецов награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, а командир артиллерийской части А.Н.Телепнев орденом Красной Звезды.
Ученик: А вот еще один из эпизодов этого периода:
Однажды гитлеровцы двинулись в атаку на 124 стрелковую бригаду. На помощь пришла артиллерия канонерская лодка “Чапаев” под командованием старшего лейтенанта Н.И.Воронина. Атака врага была отбита, но противнику удалось засечь огневую позицию канлодки. Немцы начали обстреливать ее из тяжелых дальнобойных орудий. Радист бронекатера БХ-34 И.К. Решетняк засекает вспышки орудий и более суток корректирует огонь канлодок по противнику. За одну ночь было уничтожено 11 вражеских огневых точек. Утром бронекатер бомбили “юнкерсы”. Решетняк сражается и с ними, обстреливает их из пулемета длинными прицельными очередями. Много раз налетали вражеские стервятники, но Иван Решетняк не дрогнул, сражался стойко. На палубе бронекатера за мужество и отвагу И.К.Решетняку вручен орден Ленина.
Канонерская лодка “Усыскин” и “Чапаев” участвовали в боевых действиях до самого окончания Сталинградской битвы. За доблесть и мужество канлодка “Усыскин” и “Чапаев” награждены орденами Красного Знамени.
3. Постановка проблемного задания
Учитель - Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, делает бойца бесчувственным?
Ученик: /Война заставляет человека привыкнуть к смерти, но ценить человеческую жизнь./
Корабли Волжской флотилии своим арт-огнем помогали сухопутным частям сдерживать натиск врага. Краснофлотцы рука об руку с красноармейцами сражались на переднем крае обороны. Во время одного боя матрос Евтушенко заметил тяжелораненых красноармейцев. Под обстрелом врага моряк пробрался на передний край и стал на себе выносить раненых в безопасное место. Мужественный матрос спас жизнь 22-м воинам
Ученик: /Война влияет на характеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни./
31 октября 1942 г. в захваченный врагом пос. Латошинка высадился десант 300-й стрелковой дивизии численностью около 1000 человек. Десантная группа не выполнила поставленной задачи по освобождению Латошинки, но сковала части 14-го немецкого танкового корпуса, занимавшего этот район.
В операции по снятию десантников с правого берега особо отличился экипаж бронекатера № 34 под командованием командира Северной группы кораблей, капитана 3-го ранга С.П. Лысенко. Тяжело раненый осколком снаряда Лысенко не покинул боевого поста и руководил боем до тех пор, пока не потерял сознание. На левом берегу С.П. Лысенко скончался от ран и был похоронен в селе Среднее Погромное. Он посмертно был награжден орденом Ленина, его именем был назван новый бронекатер № 213, построенный в июне 1943 г. на средства моряков флотилии.
Дискуссия. Ветераны флотилии участвуют в дискуссии и приводят свои примеры героизма и мужества матросов и солдат
Воспоминания ветеранов, рассказы о боевом прошлом, общение с учащимися, ответы на их вопросы.
Учитель: “II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)”.
Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Ученик
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России -
И всю ее прикрыл собой.
В период Сталинградской битвы судоходство по Волге было опасным и сложным, но оно не прекращалось. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Бронекатера (БК), или, как их ещё называли “речные танки” дерзко прорывались на фланги противника в район Латошинки и СТЗ и своим огнём срывали атаки врага
Боевое траление мин – работа очень опасная и напряженная. Чтобы вытралить магнитную, акустическую или неконтактную мину тральщикам приходилось идти по одному и тому же месту десятки раз. Работали по 15-17 часов в сутки. И вот эту тяжелую и опасную работу выполняли не только мужчины, но и женщины. В составе отдельной бригады траления был катер – тральщик № 611, экипаж которого полностью состоял из женщин.
На флотилии было установлено правило: за каждую обнаруженную и вытравленную мину выдавалось денежное вознаграждение, а на корпусе тральщика рисовались красные звезды с указанием количества мин.
У Сталинграда впервые в Военно-Морском Флоте были применены бронекатера с реактивными минометными установками
В память о героической борьбе судов Волжской военной флотилии ветеран войны Проворова Л.М подарила школьному музею свою картину “Бронекатера на Волге”
Учитель
“III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)”
19 ноября 1942 года началась битва под Сталинградом. Ранним утром раздались залпы легендарной “Катюши”. Операция “кольцо”, целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим периодом Сталинградской битвы. Войска Юго-Западного и Донского фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и 23 ноября соединились в районе Калач.
Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение. 31 января войска 64-й армии взяли в плен фельдмаршала Паулюса вместе со штабом.
2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы, которая охватила территорию около 100 тыс. кв. км, участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском фронте. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомнили лишь некоторые события этой исторической битвы.
Учитель: Вы узнали о доблестных защитниках Сталинграда, выстоявших в тяжелейших боях и покрывших себя неувядаемой славой. Вы узнали о Сталинградской битве, которая явилась началом коренного перелома II мировой войны.
4. Защита учащимися проектов /приложения/
5. Подведение итогов урока
Ученик: Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
/А.Твардовский/
Учитель: Спасибо всем участникам и гостям за интересную встречу. Всем желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой.
6. Домашнее задание
Параграф 25, написать домашнее сочинение “Будем помнить о войне”, “200 дней и ночей Сталинграда”
Память о боевых подвигах Волжской военной флотилии
1. Одной из набережных города Волгограда присвоено имя Волжской военной флотилии
2. В зале памяти мемориала на Мамаевом кургане на склоненных знаменах указаны имена моряков флотилии – контр-адмирала Б.В.Хорошхина и капитана 3 ранга С.П.Лысенко.
3.На центральной набережной около панорамы Сталинградская битва установлен на постаменте бронекатер БК-13. участвовавший в обороне Сталинграда и в боях под Берлином.
4. На центральной набережной мемориальная плита “Героям Волжской военной флотилии”
5. В фарватере Волги установлен плавающий знак “Кораблям и судам, морякам и речникам, погибшим при обороне Сталинграда”.
Список литературы
1. Н.В.Загладин “История Отечества”, учебник 9 класс М.2003г
2. А.Уткин “Вторая мировая война” М. 2003 год
3. М.Н.Грязнов – “Моряки в битве за Сталинград – Волгоград, 1982г
4. Н.И.Крылов “Сталинградский рубеж” М. 1984
5. С.Липкин – “Сталинградский корабль” М, 1943г
6. И.И.Локтионов – “Волжская флотилия в Великой Отечественной войне” М.1974г.
7. “Сталинградская битва: Хроника. Факты. Люди”. В двух книгах. Москва, 2002.