Урок рисования "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
  • развивать познавательную активность, художественную фантазию;
  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;

Оборудование: рисунки глиняных игрушек, игрушки, слайд презентация, компьютеры.

Ход урока

Организационный момент

Беседа. Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего сделаны? (ответы учащихся)

Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи- один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Они мастерили детские игрушки из мочалок, тряпок, дерева, соломы: Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня мы с вами поговорим о народных глиняных игрушках, а именно познакомимся Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушками.

Словарная работа. Гончар - умелец который занимается глиной.

Будьте внимательны на уроке и старайтесь запоминать место возникновения игрушек, почему их так назвали, а так же элементы росписи цвета и формы. В конце урока вам будет предложена самостоятельная работа.

Демонстрация слайдов.

Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) . Игрушку называют Дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся- будто в дыму, в дымке.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клетки, точки: Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые.

Лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульская область. Лепят: кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Цвета - желтый, красный, зеленый - основные цвета.

Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Мастера создают женские фигурки, дедов - лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. А вот Полкан - сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

Сейчас давайте рассмотрим последовательность закрашивания глиняных игрушек.

(ознакомление с презентацией).

А сейчас еще раз вспомните какие цвета и узоры используют для разных игрушек. И мы с вами будем работать по вариантам.

  • 1 вариант - закрашивает дымковскую игрушку,
  • 2 - Филимоновскую,
  • 3 - Каргопольскую.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся закрашивают игрушки по готовым шаблонам на компьютере в программе paint.

Работы пропускаем через принтер и сделаем выставку игрушек. Обобщение работ учащихся.

Итог урока.

  • Определить место зарождения игрушек. Почему они так называются?
  • Написать используемые цвета каждого вида игрушек.
  • Написать наиболее распространенные игрушки каждого вида.

Работают в тетрадях.(в конце урока тетради сдают учителю).

Ребята вам сегодняшний урок понравился? А какая игрушка больше всего понравилась? Почему?

Домашняя работа. Ребята на следующий урок вы в альбомных листах нарисуете:

- дымковские узоры;

- филимоновскую роспись;

- каргопольский орнамент;