Цели урока:
- сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
- развивать познавательную активность, художественную фантазию;
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;
Оборудование: рисунки глиняных игрушек, игрушки, слайд презентация, компьютеры.
Ход урока
Организационный момент
Беседа. Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего сделаны? (ответы учащихся)
Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи- один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Они мастерили детские игрушки из мочалок, тряпок, дерева, соломы: Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня мы с вами поговорим о народных глиняных игрушках, а именно познакомимся Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушками.
Словарная работа. Гончар - умелец который занимается глиной.
Будьте внимательны на уроке и старайтесь запоминать место возникновения игрушек, почему их так назвали, а так же элементы росписи цвета и формы. В конце урока вам будет предложена самостоятельная работа.
Демонстрация слайдов.
Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) . Игрушку называют Дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся- будто в дыму, в дымке.
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клетки, точки: Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые.
Лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульская область. Лепят: кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни.
Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Цвета - желтый, красный, зеленый - основные цвета.
Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Мастера создают женские фигурки, дедов - лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. А вот Полкан - сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.
Сейчас давайте рассмотрим последовательность закрашивания глиняных игрушек.
(ознакомление с презентацией).
А сейчас еще раз вспомните какие цвета и узоры используют для разных игрушек. И мы с вами будем работать по вариантам.
- 1 вариант - закрашивает дымковскую игрушку,
- 2 - Филимоновскую,
- 3 - Каргопольскую.
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся закрашивают игрушки по готовым шаблонам на компьютере в программе paint.
Работы пропускаем через принтер и сделаем выставку игрушек. Обобщение работ учащихся.
Итог урока.
- Определить место зарождения игрушек. Почему они так называются?
- Написать используемые цвета каждого вида игрушек.
- Написать наиболее распространенные игрушки каждого вида.
Работают в тетрадях.(в конце урока тетради сдают учителю).
Ребята вам сегодняшний урок понравился? А какая игрушка больше всего понравилась? Почему?
Домашняя работа. Ребята на следующий урок вы в альбомных листах нарисуете:
- дымковские узоры;
- филимоновскую роспись;
- каргопольский орнамент;