Цель занятия: расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить детей с историей создания храма Василия Блаженного; формирование духовной культуры детей.
Задачи:
- Уметь характеризовать понятия православной культуры «храм», «блаженный», «юродивый», «обетная церковь»
- Учить учащихся высказывать свое мнение, делать выводы, развивать речь.
- Формирование духовно-нравственных ценностей, осознание связей истории страны с православием.
- Воспитание в детях нравственных качеств таких, как «миролюбие», «доброта», «прощение», «смирение», а также умения организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
- Расширить кругозор учащихся за счет сообщения интересных фактов.
Оборудование: компьютерное обеспечение, раздаточный материал, информационный диск, видеофильм, эпиграф к уроку записан на доске.
Ход урока
Все свои помыслы и представления о высшей Красоте,
любви и добре связывали наши предки с образом Храма –
воплощением Царства Божия на Земле.
Л.А. Рапацкая
I. Вступительное слово учителя.
Вокруг нас все напоминает о Боге, Христе. Большая часть национального, культурного наследия России: исторические здания, памятники истории и искусства, предметы повседневного быта принадлежат христианской культуре или несут ее отпечаток.
Прочитайте эпиграф к уроку и определите тему нашего урока.
Запись темы урока.
(Слайд №2, приложение 4)
Сообщение учителем цели урока. Сегодня на уроке мы больше узнаем о нашей культуре, познакомимся с историей создания красивейшего храма православной культуры, какого – вы узнаете чуть позже.
II. Актуализация опорных знаний.
- Итак, мы начинаем разговор о храмах. Ребята, а что такое храм? Давайте попробуем дать определение понятию «храм». Ответы учащихся.
(Слайд №3, приложение 4)
Запись определения «храма» в рабочую тетрадь.
- Когда, по вашему мнению, появились на Руси первые храмы? С чем это связано?
(Ответы учащихся.)
III. Усвоение новых знаний.
1. Видеолекция с элементами беседы.
Еще со времен похода в славянские племена с христианской проповедью святого апостола Андрея Первозванного славяне начали строить церкви. Вспомните, кто такой апостол?
(Ответы учащихся).
После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (Слайд №4–1, приложение 4). Первые церкви строились в основном из дерева. Как вы считаете, почему?
(Ответы учащихся).
Древнерусский храм всегда строился на возвышенности и располагался в живописном месте. (Слайд №4–2, приложение 4).
На месте будущего поселения всегда возводилась церковь. Особенно много церквей строилось во время голода, мора и других бедствий. Это так называемые церкви обетные и обыденные, которые строились по обету за один день и тут же освящались. (Слайд № 5, приложение 4). Если бедствие не прекращалось, то строили еще одну такую же церковь. Храмы в древней Руси возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и святых и в знак благодарности Богу.
(Слайд №6, 7, приложение 4).
- Как вы думаете, какой храм изображен на этой фотографии? (Слайд №8, приложение 4)
(Ответы детей).
- Почему храм имеет два названия (Храм Покрова Божией Матери и собор Василия Блаженного?), в честь какого события он был построен, и какая легенда связана с этим собором, вы узнаете, поработав с карточками-информаторами.
2. Самостоятельная работа с карточками-информаторами по вариантам. Приложение №1
3. Выступления учащихся по прочитанному материалу. (Слайд №9, 10, приложение 4)
4. Ребята, а кто такой Василий Блаженный? (Возможны ответы учащихся).
5. Лексическая работа со словом «блаженный» (Слайд №11, приложение 4). Запись определения в тетрадь.
6. Сообщение ученика о Василии Блаженном. (Опережающее задание). Приложение №2
7. Сейчас мы посмотрим мультфильм, рассказывающий о жизни Василия Блаженного и попробуем ответить на вопрос, почему люди чтут память Василия Блаженного.
Видеофильм. Приложение 3
8. Беседа по содержанию просмотренного фильма.
- Почему же Собор назван в честь Василия Блаженного? Почему люди почитают его память? Какими нравственными качествам отличался Василий? (Миролюбие, доброта, смирение, прощение – эти качества всегда ценились всеми людьми и являются необходимыми качествами для православного человека).
IV. Итог урока.
Сегодня в Русской Православной Церкви более 30 тысяч храмов, в которых служат около 30 000 священников. Большинство из этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина храмов высятся в других странах — Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии, США, Германии,.. а один храм — даже в Антарктиде.
В какой бы стране не находился русский человек, православный храм не даст ему забыть, откуда он и где его корни. Знать историю храмов – это возрождать свою культуру и крепить самосознание.
V. Рефлексия.
Благодарю вас, вы замечательно поработали. А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке методом незаконченного предложения: (Слайд №12, приложение 4)
- Я узнал (а), что _______________
- Я был удивлен (а) тем, что ______________
- Мне понравилось, что _____________
VI. Домашнее задание. (Слайд №13, приложение 4)
По выбору:
- Выполнить рисунок на тему «Храм Древней Руси».
- Подготовить сообщение об истории создания православного храма г. Нягани.