Православные храмы – памятники древнерусской культуры

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель занятия: расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить детей с историей создания храма Василия Блаженного; формирование духовной культуры детей.

Задачи:

  • Уметь характеризовать понятия православной культуры «храм», «блаженный», «юродивый», «обетная церковь»
  • Учить учащихся высказывать свое мнение, делать выводы, развивать речь.
  • Формирование духовно-нравственных ценностей, осознание связей истории страны с православием.
  • Воспитание в детях нравственных качеств таких, как «миролюбие», «доброта», «прощение», «смирение», а также умения организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
  • Расширить кругозор учащихся за счет сообщения интересных фактов.

 

Оборудование: компьютерное обеспечение, раздаточный материал, информационный диск, видеофильм, эпиграф к уроку записан на доске.

Ход урока

Все свои помыслы и представления о высшей  Красоте,
любви и добре связывали наши предки с образом Храма –
воплощением Царства Божия на Земле.

Л.А. Рапацкая

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас все напоминает о Боге, Христе. Большая часть национального, культурного наследия России: исторические здания, памятники истории и искусства, предметы повседневного быта принадлежат христианской культуре или несут ее отпечаток.

Прочитайте эпиграф к уроку и определите тему нашего урока.

Запись темы урока.

(Слайд №2, приложение 4)

Сообщение учителем цели урока. Сегодня на уроке мы больше узнаем о нашей культуре, познакомимся с историей создания красивейшего храма православной культуры, какого – вы узнаете чуть позже.

II. Актуализация опорных знаний.

- Итак, мы начинаем разговор о храмах. Ребята, а что такое храм? Давайте попробуем дать определение понятию «храм». Ответы учащихся.

(Слайд №3, приложение 4)

Запись определения «храма» в рабочую тетрадь.

- Когда, по вашему мнению, появились на Руси первые храмы? С чем это связано?

(Ответы учащихся.)

III. Усвоение новых знаний.

1. Видеолекция с элементами беседы.

Еще со времен похода в славянские племена с христианской проповедью святого апостола Андрея Первозванного славяне начали строить церкви. Вспомните, кто такой апостол?

(Ответы учащихся).

После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (Слайд №4–1, приложение 4). Первые церкви строились в основном из дерева. Как вы считаете, почему?

(Ответы учащихся).

Древнерусский храм всегда строился на возвышенности и располагался в живописном месте. (Слайд №4–2, приложение 4).

На месте будущего поселения всегда возводилась церковь. Особенно много церквей строилось во время голода, мора и других бедствий. Это так называемые церкви обетные и обыденные, которые строились по обету за один день и тут же освящались. (Слайд № 5, приложение 4). Если бедствие не прекращалось, то строили еще одну такую же церковь. Храмы в древней Руси возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и святых и в знак благодарности Богу.

(Слайд №6, 7, приложение 4).

- Как вы думаете, какой храм изображен на этой фотографии? (Слайд №8, приложение 4)

(Ответы детей).

- Почему храм имеет два названия (Храм Покрова Божией Матери и собор Василия Блаженного?), в честь какого события он был построен, и какая легенда связана с этим собором, вы узнаете, поработав с карточками-информаторами.

2. Самостоятельная работа с карточками-информаторами по вариантам. Приложение №1

3. Выступления учащихся по прочитанному материалу. (Слайд №9, 10, приложение 4)

4. Ребята, а кто такой Василий Блаженный? (Возможны ответы учащихся).

5. Лексическая работа со словом «блаженный» (Слайд №11, приложение 4). Запись определения в тетрадь.

6. Сообщение ученика о Василии Блаженном. (Опережающее задание). Приложение №2

7. Сейчас мы посмотрим мультфильм, рассказывающий о жизни Василия Блаженного и попробуем ответить на вопрос, почему люди чтут память Василия Блаженного.
Видеофильм. Приложение 3

8. Беседа по содержанию просмотренного фильма.

- Почему же Собор назван в честь Василия Блаженного? Почему люди почитают его память? Какими нравственными качествам отличался Василий? (Миролюбие, доброта, смирение, прощение – эти качества всегда ценились всеми людьми и являются необходимыми качествами для православного человека).

IV. Итог урока.

Сегодня в Русской Православной Церкви более 30 тысяч храмов, в которых служат около 30 000 священников. Большинство из этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина храмов высятся в других странах — Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии, США, Германии,.. а один храм — даже в Антарктиде.

В какой бы стране не находился русский человек, православный храм не даст ему забыть, откуда он и где его корни. Знать историю храмов – это возрождать свою культуру и крепить самосознание.

V. Рефлексия.

Благодарю вас, вы замечательно поработали. А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке методом незаконченного предложения: (Слайд №12, приложение 4)

  1. Я узнал (а), что _______________
  2. Я был удивлен (а) тем, что ______________
  3. Мне понравилось, что _____________

VI. Домашнее задание. (Слайд №13, приложение 4)

По выбору:

  • Выполнить рисунок на тему «Храм Древней Руси».
  • Подготовить сообщение об истории создания православного храма г. Нягани.

Приложение №5