Цели урока:
- Систематизация знаний по данной теме, проверка практических и теоретических навыков.
- Воспитание культуры математического мышления и речи, формирование учебных умений, воспитание трудолюбия.
- Развитие познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развитие грамотности устной речи учащихся.
Ход урока
Здравствуйте!
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Решение квадратных уравнений».
Но урок необычный – урок-путешествие по морю Квадратных уравнений.
Итак, команда 8 класса «Бригантина» отправляется в плаванье.
Задача путешествия заключается в том, чтобы пройти по данному морскому пути, от острова к острову и достичь самого дальнего острова
ДЕКАРЕТАНВ РЕАНУНЕВИ.
На каждом острове вас ждет задание.
Открываем судовые журналы (тетради), записываем дату и тему путешествия.
Чтобы избежать прошлых ошибок, вспомним путешествие по морю Формул сокращенного умножения.
Задание 1
Продолжи формулу:
- (a + b)2 =
- (a + b)(a – b) =
- (a – b)2 =
Задание 2
C помощью этих формул реши кодированное задание:
1. (5х + 2у)2; 2. (5х – 2у)2; 3. (5х + 2у) (5х – 2у). |
в) 5х2 + 10ху + 2у2; у) 25х2 – 4у2; ф) 25х2 + 20ху + 4у2; р) 5х2 – 2у2; с) 25х2 – 20ху + 4у2; ж) 25х2 – 10ху + 4у2. |
Ответ: ФСУ |
|
Мы повторили формулы сокращенного умножения и можем отправляться в путь.
Венгерский математик Дьёрдь Пойа сказал:
«Если вы хотите научиться плавать,
то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать уравнения,
то решайте их!»
Отправляемся! Отдать швартовые!
Инструктаж по морю Квадратных уравнений проведет Настя.
Задание 3
Насте нужно составить схему по теории уравнений и «провести инструктаж».
А пока Настя готовится, команда ответит на вопросы теоретической разминки.
1. Квадратным уравнением называется уравнение вида___________________, а ≠_____, х_____________________________________, а_____________________________________, в_____________________________________, с_____________________________________ . 2. Квадратное уравнение решают по формулам: D =____________, х =____________ . 3. Квадратное уравнение имеет два корня, если D____, квадратное уравнение имеет один корень, если D____, квадратное уравнение не имеет корней, если D____. 4. Квадратное уравнение называется приведенным, если ____________ . 5. Приведенное квадратное уравнение можно решить по теореме __________, по формулам: х1+ х2=______ 6. Квадратный трехчлен раскладывают на множители по формуле: ______________________________. |
В нашей команде есть юнги (слабые ученики), которые получают своё задание.
Реши квадратное уравнение:
|
Ответы:
|
Пока мы слушали инструктаж, «Бригантина» добралась до Острова Ошибок.
Чтобы продолжить путь дальше, надо найти ошибки в решении квадратного уравнения.
Задание 4
У доски отвечает ученик.
Найди ошибку!
5х2 – 8х + 3 = 0
а = 5, в = –8, с = 3
D =b2 – 4ас = 64 – 4·5·3 = 64 – 60 = 4 = 2
х1,2 = =
х1 = = = –0,6
х2 = = = –1
Ответ: –0,6; –1.
«Бригантина» направляется к острову Виета. Как вы думаете, какие уравнения встретятся на этом острове? (приведенные)
Как же решаются приведенные уравнения?
К доске идёт ученик. Весь класс решает уравнение по карточкам.
Задание 5
Реши уравнения: |
Ответ: |
х2 + 3х – 40 = 0 |
х1 = 8; х2 = 5. |
«Бригантина» подошла к острову правильной формы. Как он называется? (прямоугольник)
Как с помощью квадратного уравнения найти длину и ширину острова?
Задание 6
Найти длину и ширину острова Прямоугольник, если его периметр 30 км, а площадь 54 км2. (К доске выходит ученик.)
х(15 – х) = 54
Ответ: длина острова 8 км, а ширина – 7 км.
Далее «Бригантина» направляется к архипелагу Неполных квадратных уравнений. Чтобы успешно миновать архипелаг нужно решить неполные квадратные уравнения.
Задание 7
Реши уравнения: |
Ответы: |
|
|
«Бригантина» снова отправляется в путь к острову с чудным названием
ДЕКАРЕТАНВ РЕАНУНЕВИ.
А что там за бортом «Бригантины»? Это бутылка с посланием. Кто-то просит нас о помощи. Надо откупорить бутылку и достать записку.
(Кто-то из учеников читает текст послания вслух.)
SOS! Уважаемые путешественники! Если вы читаете это послание, то можете помочь нам – жителям острова докаретанв реануневи. Давным-давно наш остров носил другое, красивое название. Но 100 лет назад, во время землетрясения, буквы в названии рассыпались и перепутались. Помогите нам, пожалуйста, правильно составить название острова, решив анаграмму! |
Задание 8
Решить анаграмму: докаретанв реануневи.
Ответ: КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ.
Задание 9
Жители острова благодарят вас за помощь, дарят вам сувениры на память (домашнее задание) и приглашают решить уравнение ДРУЖБЫ.
Уравнение дружбы |
Ответ: |
6х2 – 5х – 1 = 0 |
х1 = 1; х2 = |
Домашнее задание на карточках каждому ученику:
Команда 8 класса «Бригантина» справилась с поставленными задачами:
- прошла по морю квадратных уравнений;
- вспомнила формулы решения полных, приведенных, неполных квадратных уравнений;
- решив анаграмму, достигла острова Квадратное уравнение.
Команда получает заслуженные оценки.