Слайд 1.
Тема: Произведения Н.Н.Носова для детей.
Урок обобщения и повторения пройденного.
Цели урока:
- Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
- Развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
- Воспитывать интерес к чтению и расширять их кругозор.
Ход урока
1. Организационный момент. Вхождение в урок:
Красиво стали, подравнялись.
Спинки ровные, головки приподняли.
Пятки вместе, носки врозь.
На меня все посмотрели, улыбнулись:
Для здоровьесбереженья
Выполним упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присядем, то нагнулись:
Ровно стали, улыбнулись:
Здравствуйте, ребята!
Очень тихо сели.
2. Постановка цели перед учащимися.
- Ребята! Сегодня мы проводим обобщающий урок по произведениям Н.Н.Носова, которые мы изучили на предыдущих уроках литературы и с которыми вы уже были знакомы ранее.
3. Обобщение знаний учащихся:
Слайд 2.
- Кто такой Н.Н.Носов?
- поэт
- писатель
- баснописец
- сказочник
Слайд 3.
- Давайте определим круг друзей Н.Н.Носова./читают лучшие учащиеся/
- Корней Иванович Чуковский
- Агния Львовна Барто
- Самуил Яковлевич Маршак
- Сергей Владимирович Михалков
Слайд 4.
- Чем увлекался Носов в детстве?/ Дети хором читают слова и поясняют, как они понимают смысл этих слов./
- музыкой
- пением
- театром
- химией
- шахматами
- радиолюбительством
- электротехникой
- фотографией
- сочинительством
Слайд 5.
- Сразу ли Носов стал писателем? /Дети "цепочкой" читают слова и объясняют как они их понимают?/
- Продавец газет
- Чернорабочий
- Землекоп
- Косарь
- Возчик бревен
- Постановщик учебных и научно-популярных фильмов
- Писатель
- Какие же произведения Н.Н.Носова вы читали на уроках литературы?
/дети отвечают: "Затейники", "Живая шляпа", "На горке" /
Узнайте по иллюстрациям:
- Кто они и откуда?
- Слайд 6. ("Затейники")
- Слайд 7. ("Огурцы" )
- Слайд 8. ("Телефон")
- Слайд 9. ("Мишкина каша")
- Слайд 10. ("Фантазеры")
- Слайд 11. ("Живая шляпа")
- Слайд 12. ("Бобик в гостях у Барбоса")
4. Беседа по прочитанному произведению.
- Как звали героев его самого первого рассказа "Затейники"?
(Валя и Петя)
- Почему так назвали рассказ?
- В какую игру они хотели поиграть?
- Почему игра прервалась? Что им помешало закончить игру?
- Расскажите, чем же заканчивается рассказ?/Дети пересказывают концовку рассказа/
Слайд 13.
5. Словарная работа.
-Дети, обратите внимание на экран. Откуда эти слова, из какого произведения?
- к.мната
- к.ртофель
- к.мод
- к.рзина
- к.черга
- кр.вать
- к.тенок
- Какие из этих слов являются словарными? Какие безударные гласные вы вставите?
- А что такое комод?
- Что такое кочерга?
- Вспомните содержание этого рассказа. Кто герои этого рассказа?
- Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?
Слайд 13. ( 2 столбик)
Выбрать нужное:
- смелыми
- трусливыми
- шутливыми
- находчивыми
- догадливыми
- добрыми
- любопытными
Слайд 14.
6. Работа над предложением.
-Обратите внимание на предложения. Какие буквы надо вставить в слова?
К.тенок Васька с.дел на п.лу возле к.мода и л.вил мух. А на к.моде, на самом кр.ю л.жала шляпа:
Слайд 15.
7. Выборочное чтение.
- Кто же первый раскрыл секрет "живой шляпы" Володя или Вадик?
- Давайте проверим: внимательные ли вы читатели?
- Докажите словами рассказа стр.58
- А сейчас давайте вспомним рассказ "На горке".По этому рассказу вы составляли план и пересказывали его содержание.
Слайд 16.
8. Работа над планом рассказа.
- Правильно ли расположены части рассказа?
- Какую пословицу можно подобрать к пятому пункту плана:
- Делаешь наспех - сделаешь на смех.
- Семь раз отмерь - один отрежь.
- Поспешишь -людей насмешишь.
План рассказа.
1. Котька трудится.
2. Строительство горки.
3. Работа пришлась по нраву.
4. Хитрый Котька.
- Нужна ли пятая часть рассказа? В чем главная мысль рассказа?
Слайд 17.
- Теперь расставим пункты плана правильно на свои места:
1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Делаешь наспех- сделаешь на смех.
4. Котька трудится.
5. Работа пришлась по нраву.
9. Работа с незнакомым текстом.
/Детям раздаются листочки с незнакомым текстом "Незнайка и жук"./
Жужжащее чтение незнакомого текста. Беседа по прочитанному.
- Расскажите, о чем прочитали?
10.Чтение по ролям отрывка из произведения Носова "Телефон".
11 . Викторина - путаница по произведениям Носова:
- Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)
- "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)
- Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)
- Котенка из рассказа "Живая шляпа" звали Пушок? ( Нет! Васька )
- Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"
- Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)
- Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )
12. Подведение итогов урока.
Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)
Слайд 18.
- Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
(Сергей Михалков)