Программа по воспитательной работе в 3–4-х классах по изучению истории Великой Отечественной войны "В годину испытаний. Как это было"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны Советского Союза, тем величественнее предстаёт перед человеком подвиг советского народа, тем значимее становится историческая победа над фашизмом. В тяжёлой и кровопролитной схватке с фашизмом советские люди с честью отстояли своё Отечество.

С точки зрения истории, только вчера закончилась самая страшная за все эпохи человечества война. Самая жестокая, самая кровопролитная, но и самая героическая, поскольку никогда ещё мир не знал таких примеров мужества и самоотверженности. Каждый  советский человек – будь то рядовой, генерал, женщина, отдавшая фронту сыновей, или ребёнок, заменивший у станка родителей – все они переживали свою боль и страх одинаково. И подвиг каждого был одинаково велик. Любой ценой не пропустить захватчика, отбросить его назад, уничтожить – вот что было главным для них, для наших дедов и отцов.

Нельзя смиряться с мнениями досужих теоретиков, утверждающих, что пора забыть ужасы той войны.  В последние годы всё чаще в средствах массовой информации слышатся предложения о пересмотре исторических событий ВОВ. Перекраиваются учебники истории. Эти вопросы обсуждаются уже и на правительственном уровне. 

Нет! Наша сила как раз в том, что мы помним. Фашистская Германия была не первой, поверившей в непобедимость своей армии и рискнувшей напасть на нашу страну. И так же, как её «непобедимые» предшественники, потерпела поражение. Так было всегда. И так будет всегда.

А что знают наши дети о той войне?

Дети, обучающиеся в младших классах 7–11 лет, живут в изменившемся мире.  Книги они не читают. Читают тексты в учебнике и стихотворения учат только по необходимости. Песни поют тоже. Тут надо заметить, что в программе начальных классов по литературному чтению произведений о ВОВ остался минимум. Нет их и в печатных детских изданиях, которые, к тому же,  родители совсем перестали выписывать детям. Смотреть по телевизору художественные или документальные фильмы вообще им не интересно. То есть мощный пласт культурного наследия от них в стороне.

Зато каждый малыш без проблем управляется с сотовыми телефонами – их имеют 100% учащихся, может пользоваться разнообразной электронной техникой: игровые приставки, разнообразные плееры, компьютеры – их имеют 75% учащихся, и пр.  Дети смотрят  множество видеофильмов. Чаще всего это приключенческие фильмы и боевики, где убийства, разрушения и насилие воспринимаются как норма. Без них фильм не интересный. Дети играют в компьютерные игры, причём в логические игры очень редко, в основном им нравятся всевозможные гонки, стрелялки. Например: «Спецназ. Огонь на поражение»,  «NHL – 2002», «Need for speed»,   «Лабиринты космоса»,  «Автогангстеры»,   «Безумный Мотоциклист»,  «Алмазные бойцы», «Подводное вторжение», «Космический реванш» и пр. В них тоже, чтобы пройти уровень, надо разрушить или убить. Для мальчишек это тоже нормально. Родители не всегда их могут проконтролировать, они заняты работой и добычей денег, благоустройством, мало общаются с детьми.

Готовясь к очередному празднику Победы, провожу беседу о войне, о ветеранах и слышу от своих второклассников следующее:

– Война – это  здорово! Вот бы я там пострелял!

– Гитлер – это крутой чувак.

– Если бы мне дали автомат, то я бы убил сначала этого, а потом ещё и ещё, да и многих бы завалил. (В это время ученик вспоминал своих родных и  указывал на своих одноклассников). А с моими бывшими учащимися набора 2002–2006 года  я вела проектную работу по теме «Члены моей семьи в годы Великой Отечественной войны» (Материалы по проекту в Приложениях 1, 2, 3). Они к событиям ВОВ относились намного серьёзнее.  Это объясняется тем, что в 2004–2006 году, когда те учащиеся были в 3-4 классах, ещё не было так развито информационное поле для наших детей, как сейчас. И существовали ещё рамки и ограничения информации  для подрастающего поколения. Так уж бурно изменяется наша жизнь.

Всё это наводит на мысль о том, что дети просто не знают, что такое война. Их учить надо. Это задача, прежде всего, учителей, а потом уже родителей и общества.

Как уже говорилось ранее,  в программном материале начальной школы материалов о ВОВ немного. Поэтому изучать эти материалы мы будем во внеклассной деятельности. Планирую провести эту работу с учащимися 3-4 классов. (У меня, к сожалению,  малокомплектные классы). Они уже достаточно повзрослели, могут работать самостоятельно. К разнообразным поручениям классного руководителя относятся добросовестно и ответственно. С ними только заниматься надо. Поддерживать, направлять, помогать.

Вовлекая своих учащихся в работу над этой программой, я хочу использовать и применить на практике их знания умения и навыки, приобретённые за два-три года обучения в школе. Умеют пользоваться сотовыми телефонами – пожалуйста – беседуем с родными, соседями про войну и делаем фотоснимки, видеосъёмку этих бесед. Здесь можно применить и цифровые фотоаппараты. Затем вставляем все материалы в компьютер, оформляем презентацию или буклет. Третьеклассники с увлечением и интересом изучали карту Мира, Европы, России на уроках окружающего мира. Значит, показать по карте места исторических событий на внеклассном мероприятии им не составит труда, наоборот, будет очень интересно. О компьютерах  я уже и не говорю. Умеют играть в компьютерные игры, знают на какие кнопки нажимать, а работе с программами Microsoft Word,  Power Point , Publisher я их научу. Навыки по работе с этими программами им пригодятся в дальнейшем.  Можно привлечь к работе над программой и старших учащихся (в моём случае – это мои бывшие выпускники).

Пояснительная записка

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека» – говорил В.Г.Белинский.

Эти известные слова Белинского не теряют своей актуальности, более того – они приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время. Сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

Воспитательная работа в школе тем  хороша, что она не имеет границ. Воспитание включает в  себя разнообразные направления:  нравственное, физическое, эстетическое, патриотическое и пр.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой  и интересной работы с учащимися начальных классов – это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Предлагаю программу патриотического воспитания в 3-4 классах на тему «В годину испытаний. Как это было» с применением мультимедийных интернет-ресурсов.  Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

Мультимедиаэто представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков и внеклассных мероприятий. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Предлагаемая программа рассчитана на один 2009–2010 учебный год.    

Этот год предшествует знаменательной дате 65-летию со дня Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне. При желании учителя можно расширить временные рамки работы по этой программе, т.к. знаменательных дат будет  ещё много.

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историческими событиями 1939–1945 г.;
  • Сформировать представление учащихся о великой отечественной войне и её героях;
  • Приобщить учащихся к проектной деятельности по поиску, переработке, оформлению и представлению информации о тех событиях;
  • Развивать стремление  к поисковой  и творческой деятельности;
  • Воспитывать  патриотизм, чувство долга и ответственности за себя, за своих товарищей, за общее дело на примерах  героизма и самоотверженности  народа, победившего фашизм.
  • Прививать негативное отношение к фашизму во всех его проявлениях.

Суть предлагаемой программы заключается в том, что не учитель подбирает и даёт учащимся информацию, а сами учащиеся ведут поиск материалов и документов, затем оформляют в форме презентаций, рефератов, буклетов и пр. и представляют свои работы. Учитель  только организовывает и корректирует деятельность детей.

Чтобы собрать интересующий нас материал, необходимо учить детей пользоваться интернетом, энциклопедиями, литературой. Большую помощь здесь, конечно же, окажут родители, старшие члены семьи. Например, родственник одного из моих учащихся ветеран Великой Отечественной войны В.В. Ларионов подарил  ему свою книгу «Со слезами на глазах»  из  документальной серии «Люди Татарстана» для передачи её в школьный музей. Материалы этой книги содержат ценный материал о жизни, труде и ратном подвиге людей, проживавших  в   деревне Чуча, расположенной в 4 км от нашего села, т.е. о наших земляках.  Этот ценный материал я планирую применять практически на каждом внеклассном мероприятии. Автору книги мы выражаем  большую благодарность и пожелание крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Кроме того,  часть учащихся будет работать с местным населением по сбору информации о жизни родного села в те далёкие годы. Пока ещё живы свидетели, мы просто обязаны выслушать их, записать их рассказы о том времени. Школьники должны усвоить и понять, что история жизни каждого человека – это часть истории нашей страны.

Разработка и внедрение в воспитательную программу практической деятельности создает условия для осуществления целенаправленного, последовательного воспитательного процесса в течение всего учебного года.

Ознакомление окружающих с собранными материалами планируется проводить  на классных часах, внеклассных занятиях и открытых  мероприятиях (каждую третью неделю месяца) с приглашением учащихся всей школы, родителей, ветеранов, тружеников тыла и их родственников. Еженедельно (среда 14.00) организовать показ художественных и документальных фильмов о событиях Великой Отечественной войны.

Для освещения работ учащихся, воспроизведения кино и фотодокументов будет применяться компьютер с мультимедийным видеопроектором и аудиокассетный магнитофон. Современные компьютерные программы воспроизведения кинофильмов  замечательны тем, что можно просматривать не только весь фильм целиком, но и выбирать нужные фрагменты. Коллекцию художественных и документальных фильмов можно скачать в интернете, купить в киосках или магазинах, можно специально заказать (как в моём случае). При наличии подключения к интернету возможно проведение классных часов в режиме on-line.

Структура открытого внеклассного мероприятия: (Приложение 1)         

В первом блоке «Информация Документы по теме» Представляются общие исторические события за изучаемый период времени. Здесь необходимо применить информацию из  таких исторических источников как: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD-диск «Победители. Солдаты свободы»,  сводки информбюро, исторические  карты, фотографии,  плакаты,  документальная хроника, музыка, фрагменты исторических фильмов, стихи и песни.

Во втором блоке «Участники войны – наши земляки» учащиеся представляют фотоматериалы, документы и информацию об участниках войны, членах своей семьи, а так же  проживавших и живущих  в нашем селе. При возможности, необходимо пригласить их на это мероприятие.

В третьем блоке «Жизнь нашего села в годы войны» звучат интервью, рассказы и воспоминания тружеников  тыла, живших в нашем селе в те годы. Используются фото и видеоматериалы, собранные учащимися. Выступают приглашённые гости.

Основные задачи программы

Основные задачи программы

Познавательные задачи: Сформировать у учащихся представление об основных сражениях ВОВ и историческом значении коренного перелома  в ходе этой войны; раскрыть  важнейшие особенности истоков победы советского народа в кровопролитных сражениях.

Развивающие задачи: развивать  познавательный интерес, внимание, память, мышление; расширять кругозор.

Воспитательные задачи: показать войну как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к родине; воспитывать чувство патриотизма.

  • Познакомить учащихся с историческими  документами и фактами событий 1939–1945 годов.
  • Учить детей собирать, оформлять и представлять  материалы по заданной теме.
  • Формировать умение рассказывать, выражать своё мнение, делать выводы слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  • Учить детей пользоваться справочниками и энциклопедиями  как в книжном, так и в электронном варианте.
  • Приучать  ребят к самостоятельной  аналитико-обобщающей деятельности.
  • Развивать умение работать с компьютерными программами:  MicrosoftWord, PowerPoint, Publisher.

Основные направления  работы

  • Познавательное,  поисковое, развивающее,  творческое.

 

Основные формы работы

  • Проектная деятельность, включающая в себя  поисковую работу, общение с людьми, запись видео-интервью.
  • Аналитическая деятельность, включающая в себя переработку, оформление и представление информации .

Дидактические принципы

  • Научность,  доступность,  достоверность фактов.
  • Сознательность  и  активность  учащихся.
  • Наглядность. Индивидуальный  подход.

Содержание программы

1 учебная четверть. 1939–1941 год.

Ознакомление с историческими  фигурами руководителей государств в те годы А.Гитлером, И.В. Сталиным.  Поиск и изучение материалов о том, как начиналась Война в 1939 году. Краткая информация о том, какие страны и в какой последовательности  были подвержены нападению Гитлеровской Германией. Материалы об отношениях Советской России и Германии. Воспоминания жителей села о жизни в предвоенные годы. Материалы о нападении на советский союз 22 июня 1941 года.  Хроника событий в первые, трудные месяцы войны. Битва за Москву.

2 четверть. 1942 год. Основные исторические сражения 1942 года.

Наблюдения за хроникой боевых действий на всех фронтах , партизанской войне на оккупированных территориях. Воспоминания участников боевых действий . Жизнь и труд народа в глубоком тылу – воспоминания односельчан, наших земляков.

3 четверть. 1943 год. Основные исторические сражения 1943 года.

Наблюдения за хроникой боевых действий на всех фронтах . Воспоминания участников боевых действий . Жизнь и труд народа в глубоком тылу – воспоминания односельчан, наших земляков. Поиск информации о подвиге, о мужестве солдат, женщин, детей. О становлении личности патриота своей страны в условиях военного времени.

4 четверть.  1944–1945 год.

Основные  исторические сражения 1944–1945  года. Наблюдения за хроникой боевых действий на всех фронтах . Воспоминания участников боевых действий. Советская Армия – Армия освободительница европейских стран от фашизма.  Варварство нацистов.  Полный разгром и капитуляция фашистской Германии. Итоги ВОВ.  День Победы.  Память.

Ожидаемые результаты к концу работы  по  программе «В годину испытаний. Как это было»

После завершения работы над программой учащиеся будут знать:

  • когда происходила вторая мировая война;
  • когда происходила Великая Отечественная война;
  • основные сражения Великой Отечественной войны;
  • кто такие фашисты и как жестоко они обращались с советским,   и другими народами;
  • о ратном подвиге воинов на полях сражений;
  • о трудовом подвиге  народа в глубоком тылу, в том числе в нашем селе;
  • имена героев войны, и в чём состоял их подвиг;
  • имена и фамилии героев, участников войны, тружеников тыла – своих земляков;
  • стихи и песни поэтов и композиторов, писавших о войне;

Безусловно, что за такой короткий период невозможно изучить всю историю Великой Отечественной войны. Но пройдя по основным датам, и сражениям, учащиеся будут знать,  как это было.  Далее они будут изучать этот материал на уроках истории более подробнее. И та информация, которую мы отразим на наших классных часах, внеклассных мероприятиях и встречах обязательно им пригодится. Изменится и отношение детей к ветеранам и труженикам тыла – бабушкам и дедушкам, которые живут рядом,  и порой нуждаются в помощи.

Перед началом работы по программе я предложу учащимся тест  «Великая Отечественная война 1941–1945 г.» (материал см. в Приложении 3)   Его же я предложу им и по завершению работы по программе «В годину испытаний. Как это было». Если при сравнении у ребят в ответах будет увеличение информации, значит,  мы проведём эту работу не зря.