Урок русского языка. 2-й класс. Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи,
  • развитие орфографической зоркости,
  • продолжать работу над умением пользоваться словарями,
  • развитие речи, расширение словарного запаса детей,
  • формирование интереса к родному языку и литературе,
  • воспитание прилежания и умения работать в коллективе.

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!

2. Проверка домашнего задания:

– Что такое имя прилагательное?  

(Имя прилагательное! Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты!)

– Когда слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов)

– Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое?(Белый (какой?) ландыш)

 (Обозначают признак одного предмета)

Какие слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов – Белые (какие?) ландыши))

3. Чистописание.

Правила посадки при письме (Слайд № 4)

– Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М? (Слайд №5)

«Пословица рассыпалась»: (Слайд №6)

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

(Маленькое дело лучше большого безделья.) (Слайд №7)

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Какие орфограммы вспомним, записывая эту пословицу?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)

– Что можно сказать об этих именах прилагательных?

(Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).

4. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 8)

– Сегодня мы познакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными.

И в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

Эпиграф к уроку: (Слайд №9)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (И.С.Тургенев)

5. Работа над новым материалом.

– Что такое имя существительное?

– Какая часть речи называется именем прилагательным?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большое)

– Сравните их. (Слайды №№ 10–19)

Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету:  уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

– Слова, которые имеют противоположное значение называют антонимами.

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

– По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»?

6. Физкультминутка (под музыку). (Слайд № 20)

«И вот сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

7. Наблюдения за антонимами.

7.1. Работа с учебником (стр. 130 – упр. 275) – коллективно.

7.2. Закрепление

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… тишина.

– На какой вопрос отвечает слово «тишина»? Какой частью речи является?

–  Измените это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?

Подберите антоним к слову «тихий». (Слайд № 21-22)

–  Что может быть тихим, громким? (голос, звук)

– Подберите к данным словам противоположные по смыслу. (добрый, громкий, светлый, низкий)

– Напишите по образцу в учебнике:  тихий – громкий голос.

– Выполним это задание вместе (по одному – к доске).

– Как называются слова, противоположные по смыслу? Что же такое антонимы?

(Чтение вывода на с.130 – хором.)

8. Под диктовку:

Тает рыхлый сне… .  Прошли  х…лодные деньки.

Грамматическое задание:

– Какие орфограммы? Подобрать проверочные слова.

Подчеркните главные члены предложений. Какими частями выражены?

Взаимопроверка.

9. Итог урока. (Слайд № 23)

Предметом  нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные. Обратимся к нашему толковому  словарю за разъяснением, что такое антонимы. (с. 24 – Афонина Г.Н. «Школьный толково-этимологический словарь»)

Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать говорить, потерял нашел).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

«Для всего в русском языке есть множество хороших слов»  (К.Г. Паустовский) (Слайд № 25)     

– Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

10. Домашнее задание (Слайд № 26)

  • № 276 (2 предложения), с.130.
  • Дополнительно – на карточках:
    1. Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
    2. В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
    3. Глупый осудит, а умный рассудит.
    4. От умного научишься, от глупого разучишься.
    5. Буквы кривые, да смысл прямой.

Прочитай пословицы. Выбери и выпиши две из них. Как ты их понимаешь?

Какие именно орфограммы вспомнил при работе?

11. Дополнительный материал

«Если будет увлеченье, станет радостным ученье»

«Улыбнись!»:

–  Подумай, в чём путаница?

– Ели высокие.

– А низким не хватило?

Игра «Расшифруй слово»: (Слайд № 27–29)

широкий (узкий)

твердый (мягкий)

старый (новый)

скучный (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)                 

Подсказка:

Он точный, чистый и опрятный.
Иным же словом – аккуратный.

Какая орфограмма в этом слове? (Два «к»)

Попробуйте составить слово из первых букв подобранных вами слов. (умница)

Дорогие умники и умницы! Сегодня наш словарь пополнился новым словом.

Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.