Чтобы заинтересовать детей изучением физики, я ставлю перед ними задачи, требующие творческого поиска физических явлений, законов не где-нибудь, а в нашей родной школе. Подсказываю темы задач "Физика в школьной столовой", "Физика в мастерских", и т.д. Затем провожу урок - творческий отчет, на котором каждый ученик может проявить свои творческие способности, сформулировав и решив физическую задачу о родной школе.
В ходе урока учащиеся повторяют физические явления и законы, происходящие непосредственно вокруг них - в школе. Это вызывает интерес к предмету, повышает мотивацию к обучению, воспитывает патриотизм и познавательную активность. На уроке могут быть использованы фотографии учеников, презентации и видеофрагменты. Все задачи, составленные учащимися (авторами) могут быть объединены в единый сборник задач "Физика в нашей школе".
Цели урока: формирование познавательного интереса к физике, выявление знаний и умений учащихся, обобщение и закрепление знаний и умений, которые приобрели учащиеся, воспитание патриотизма, познавательной активности учащихся.
"Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства".
Бенджамин Дизраэли
Слайд №1.
Учитель:
Каждый день мы с вами приходим в школу. Кажется, что в ней вам уже все известно. Давайте посмотрим на школу как ученые-физики и ответим на вопросы:
Укажите, где в нашей школе происходят:
а) световые явления;
б) тепловые явления;
в) магнитные явления;
г) электрические явления;
д) механические явления;
е) звуковые явления.
(Ученики приводят примеры. Их ответы дополняются слайдами № 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Приведите примеры встречающихся в школе тел, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии.
(Ученики приводят примеры. Их ответы дополняются слайдом № 8).
Учитель:
К этому уроку вы получили задание составить и решить задачи о нашей школе. Многие из вас отлично справились с этим заданием. Давайте начнем с "Физики в школьной столовой".
Слайд № 9.
Ученик 1. (читает свою задачу и показывает решение на доске)
Какое количество теплоты понадобилось для приготовления чая в школьной столовой в кастрюле из нержавеющей стали массой 6 кг. Воду объемом 50 л нагревали от 200С до кипения.
Дано: m1 = 6 кг с1 = 500 Дж/кг * 0С m2 = 50 кг с2 = 4200 Дж/кг * 0С t1= 20 0C t2 = 100 0C __________________ Q - ? |
Решение: 1) Нагревание кастрюли: Q1 = с1* m1* (t2 - t1) = 500 Дж/кг * 0С * 6 кг * (100 0C - 20 0C) = 240 000 Дж; 2) Нагревание воды: Q2 = с2 * m2* (t2 - t1) = 4200 Дж/кг * 0С * 50 кг * (100 0C - 20 0C) = 16 800 000 Дж; 3) Всего: Q = Q1 + Q2 Q = 240 000 Дж + 16 800 000 Дж = 17 040 000 Дж. Ответ: 17, 040 МДж |
Учитель:
А теперь рассмотрим задачи по теме "Физика в классе".
Слайд №10.
Ученик 2. (читает свою задачу и показывает решение на доске).
Ученический стул массой 4 кг опирается на четыре круглые шайбы радиусом 8 мм. Определите давление стула на пол. Как изменится это давление, если на стул сядет ученица массой 43 кг; ученик массой 73 кг?
Дано: m = 4 кг R = 8 мм m1 = 43 кг m2 = 73 кг p - ? p1 - ? p2 - ? |
С.И. 0,008 м |
Решение: p = F/S 1) Находим силу давления: F = m * g = 4 кг * 10 Н/кг = 40 Н; 2) Находим площадь опоры: S = 4 * ? * R2 = 4* 3, 14 * 0,0082 м2 = 0, 0008 м2; 3) Давление стула на пол: p = 40 Н/ 0,0008 м2 = 50 000 Па = 50 кПа. 4) Если на стул сядет ученица: p1 = F1/S, где F1= (m + m1) * g = (4 кг + 43 кг) * 10 Н/кг = 470 Н; p1 = 470 Н / 0,008 м2 = 587 500 Па = 587, 5 кПа. 5) Если на стул сядет ученик: p2 = F2/S, где F2 = (m + m2) * g = (4 кг + 73 кг) * 10 Н/кг = 770 Н, p2 = 770 Н / 0, 0008 м2 = 962 500 Па = 962, 5 кПа. Ответ: 50 кПа; 587, 5 кПа; 962, 5 кПа. |
Слайд 11.
Ученик 3. (читает свою задачу и показывает решение).
С какой силой воздух давит на поверхность школьной парты длиной 120 см, шириной 60 см. если атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.?
Дано: а = 120 см в = 60 см p = 760 мм рт. ст. F - ? |
С.И. 1,2 м 0,6 м 101 300 Па |
Решение: p = F/S, отсюда следует, что F = p * S. 1) Находим площадь парты: S = а * в = 1,2 м * 0,6 м = 0, 72 м2. 2) Сила давления: F = 101 300 Па * 0, 72 м2 = 72 936 Н = 72, 936 кН. Ответ: 72, 936 кН |
Учитель: Кое-кто из вас составил и решил задачу по теме "Физика на школьной лестнице".
Слайд 12.
Ученик 4. (читает свою задачу и показывает решение).
На сколько изменилась потенциальная энергия ученицы массой 47 кг, если она поднялась по лестнице на высоту 5 м?
Дано: m = 47кг h = 5 м E п - ? |
Решение: E п = Eп 2 - Eп 1; Пусть начальная потенциальная энергия девочки Eп 1= 0, тогда E п = Eп 2; E п2 = m * g * h; E п = 47 кг * 10 Н/кг * 5 м = 2 350 Дж. Ответ: энергия увеличилась на 2 350 Дж |
Учитель: Следующий ученик составил и решил задачу по теме "Физика на празднике Последнего звонка".
Слайд 13.
Ученик 5. (читает свою задачу и показывает ее решение)
Груз какой массы могут поднять в воздухе 25 воздушных шаров, если масса оболочки шара равна 1 г? Шары заполнены гелием плотностью 0, 18 кг/ м3, плотность воздуха 1, 3 кг/м3. Объем одного шара 0,005 м3.
Дано: V = 0, 005 м3 m1 = 1 г в = 1, 3 кг/м3. г = 0, 18 кг/ м3 N = 25 m - ? |
С.И. 0, 001 кг |
Решение: 1) На каждый шар и содержащийся в нем гелий действует сила тяжести: Fтяж = m1* g + г * g * V = 0, 001 кг * 10 Н/кг + 0, 18 кг/ м3 * 10 Н/кг * 0, 005 м3 = 0, 019 Н. 2) На 25 шаров действует сила тяжести: Fтяж = 25 * 0, 019 Н = 0, 475 Н 3) Чтобы груз поднимался в воздухе, необходимо, чтобы Fтяж < Fвыт. Выталкивающая сила, действующая на шары, равна: Fвыт = 25 * в * g * V = 25 * 1, 3 кг/м3 * 10 Н/кг * 0, 005 м3 = 1, 625 Н 4) Вес поднимаемого груза не может превысить Р = Fвыт - Fтяж = 1, 625 Н - 0, 475 Н = 1, 15 Н. 5) Масса груза m = Fтяж/g = 1, 15 Н/ 10 Н/кг = 0, 115 кг = 115 г. Ответ: 115 г. |
Учитель: Вот и закончились поиски физических явлений и законов нашей школе. Я благодарю всех своих помощников - консультантов за их старательную подготовку и интересные задачи. Надеюсь, дорогие друзья, вам было интересно работать на уроке, и вы узнали много нового.