Пояснительная записка.
Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. Ш.А. Амонашвили писал в своей знаменитой книге «Как живёте, дети?» о своём опыте раннего включения театра в школьную жизнь и о том, как «духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».
«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» – писал П.Ф. Келлерман.
По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Оно сосредотачивает в единой целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной одаренной личности.
Театр есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя.
Организация англо-говорящего театрального кружка в школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Данная программа служит целью помочь заинтересованным учителям английского языка в организации подобного театра в своём учебном заведении.
Следует отметить, что данная программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, изменять и дополнять теоретические и практические занятия по своему усмотрению с учётом психолого-педагогических характеристик своего творческого коллектива.
Данная дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей.
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения и инструментом актуализации и расширения знаний, полученных на школьных уроках английского языка.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребёнку тот самый значимый жизненный опыт.
В основу программы положен опыт воспитания ребёнка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребёнка и уровень психофизического развития.
Целями программы являются обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников через:
- создание образовательной среды для получения коммуникативных навыков с использованием английского языка как международного;
- актуализацию в речи учащихся лексико-грамматического материала, полученного на уроках английского языка и занятиях англо-говорящего театрального кружка;
- расширение кругозора детей за счёт знакомства с культурой стран изучаемого языка;
- развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;
- раскрытие их индивидуальных творческих способностей;
- развитие интереса к литературе вообще и к литературе стран изучаемого языка в частности;
- активизацию личностного и социального развития школьников средствами театрального искусства в условиях разновозрастного детского коллектива.
Задачи программы:
- Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
- Воспитание и развитие в ребёнке внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актёра.
- Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности.
- Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку различных разножанровых спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актёрского тренинга.
Условия реализации программы
Программа предназначена для детей 7-11 лет. Продолжительность её реализации – четыре года.
Основные занятия проводятся в группах по 10-12 человек. Программа предусматривает работу в малых группах и индивидуальную, а также совмещённые занятия. Это обусловлено особенностями театрального искусства, предполагающего как отдельную отработку разных ролей и диалогов, так и сводные репетиции спектаклей.
На сводных занятиях возможно объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
- педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
- групповые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы:
- теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные);
- показательные выступления на всевозможных праздниках, конкурсах и фестивалях английского языка различных уровней.
I год обучения
Подготовительная группа
Цели и задачи:
- создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью на английском языке;
- формирование начального словаря для использования его при постановках театральных сценок и миниспектаклей на английском языке;
- привитие элементарных навыков устной речи на английском языке (понимание и говорение);
- способствовать приобретению детьми лингвистических знаний во всех аспектах изучения языка;
- дать первоначальные знания по актерскому мастерству, культуре речи;
- научить партнерскому взаимодействию на сцене;
- заложить основы сплоченного детского коллектива.
II год обучения
Цели второго года обучения:
- вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков, направленных на реализацию коллективного творческого дела – постановка мини-спектаклей на английском языке;
- показ сценической постановки.
Задачи второго года обучения:
- закреплять и развивать на практике знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;
- сформировать навыки поведения на сцене;
- научить приемам освобождения от мышечных зажимов на сцене;
- развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;
- воспитывать чувства ответственности за общее дело;
- углублять и расширять словарный запас кружковцев, совершенствовать и качественно накапливать их грамматические навыки.
III год обучения
Цель третьего года обучения:
- актуализация английской речи детей посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.
Задачи третьего года обучения:
- совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
- сформировать навыки импровизационного общения на заданную тему;
- формировать опыт эмоционального и сознательного отношения к слову как к главному средству сценического действия;
- способствовать снятию психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению ребёнка;
- создать условия ребёнку для получения им эмоционального опыта существования на сцене.
IV год обучения
Цель четвертого года обучения:
- более глубокое изучение английского языка посредством создания англоязычной среды в театрализованной деятельности.
Задачи четвертого года обучения:
- создание и показ сценических постановок на английском языке для использования знаний, приобретённых на уроках английского языка и на занятиях театрального англоязычного кружка в постановках спектаклей;
- поддерживать и развивать интерес к сценическому искусству.
Учебно-тематические планы I-IV-го года обучения приведены в Приложении.
Список литературы:
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М., 1998
- Андрианова-Голицина И.А.«Я познаю мир» Детская энциклопедия: Театр.- М.: «Астрель», 2000.
- Друпп В.В. Dramatic activities in Language Learning - материалы открытого педагогического университета «1 сентября», раздел «Преподавание иностранных языков»
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, № 6.
- Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979.
- Муратова О.В. Углубление мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка через деятельность театрального кружка - материалы открытого педагогического университета «1 сентября», раздел «Преподавание иностранных языков»
- Нахимовский А.М. Театральное действо от «А» до «Я»: Пособие для классных руководителей. – М.: «Аркти», 2000.
- Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. – М., 1976.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: «Искусство», 1980.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Энциклопедический словарь юного зрителя под общ. ред. Минина Т.П., Татар Г.В. - М.: «Педагогика», 1990.