Образовательная программа школьного англо-говорящего театра "Reflection" ("Отражение")

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. Ш.А. Амонашвили писал в своей знаменитой книге «Как живёте, дети?» о своём опыте раннего включения театра в школьную жизнь и о том, как «духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».

«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» – писал П.Ф. Келлерман.

По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Оно сосредотачивает в единой целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной одаренной личности.

Театр есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя.

Организация англо-говорящего театрального кружка в школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Данная программа служит целью помочь заинтересованным учителям английского языка в организации подобного театра в своём учебном заведении.

Следует отметить, что данная программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, изменять и дополнять теоретические и практические занятия по своему усмотрению с учётом психолого-педагогических характеристик своего творческого коллектива.

Данная дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей.

Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения и инструментом актуализации и расширения знаний, полученных на школьных уроках английского языка.

Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребёнку тот самый значимый жизненный опыт.

В основу программы положен опыт воспитания ребёнка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребёнка и уровень психофизического развития.

Целями программы являются обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников через:

  • создание образовательной среды для получения коммуникативных навыков с использованием английского языка как международного;
  • актуализацию в речи учащихся лексико-грамматического материала, полученного на уроках английского языка и занятиях англо-говорящего театрального кружка;
  • расширение кругозора детей за счёт знакомства с культурой стран изучаемого языка;
  • развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;
  • раскрытие их индивидуальных творческих способностей;
  • развитие интереса к литературе вообще и к литературе стран изучаемого языка в частности;
  • активизацию личностного и социального развития школьников средствами театрального искусства в условиях разновозрастного детского коллектива.

Задачи программы: 

  1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитание и развитие в ребёнке внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актёра.
  3. Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку различных разножанровых спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актёрского тренинга.

Условия реализации программы 

Программа предназначена для детей 7-11 лет. Продолжительность её реализации – четыре года.

Основные занятия проводятся в группах по 10-12 человек. Программа предусматривает работу в малых группах и индивидуальную, а также совмещённые занятия. Это обусловлено особенностями театрального искусства, предполагающего как отдельную отработку разных ролей и диалогов, так и сводные репетиции спектаклей.

На сводных занятиях возможно объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  1. педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
    • педагогика сотрудничества;
  2. педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
    • групповые технологии;
    • технологии индивидуального обучения;
  3. педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
    • игровые технологии;
    • проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы:

  • теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные);
  • показательные выступления на всевозможных праздниках, конкурсах и фестивалях английского языка различных уровней.

I год обучения

Подготовительная группа 

Цели и задачи:

  • создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью на английском языке;
  • формирование начального словаря для использования его при постановках театральных сценок и миниспектаклей на английском языке;
  • привитие элементарных навыков устной речи на английском языке (понимание и говорение);
  • способствовать приобретению детьми лингвистических знаний во всех аспектах изучения языка;
  • дать первоначальные знания по актерскому мастерству, культуре речи;
  • научить партнерскому взаимодействию на сцене;
  • заложить основы сплоченного детского коллектива.

II год обучения

Цели второго года обучения:

  • вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков, направленных на реализацию коллективного творческого дела – постановка мини-спектаклей на английском языке;
  • показ сценической постановки.

Задачи второго года обучения:

  • закреплять и развивать на практике знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;
  • сформировать навыки поведения на сцене;
  • научить приемам освобождения от мышечных зажимов на сцене;
  • развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;
  • воспитывать чувства ответственности за общее дело;
  • углублять и расширять словарный запас кружковцев, совершенствовать и качественно накапливать их грамматические навыки.

III год обучения

Цель третьего года обучения:

  • актуализация английской речи детей посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.

Задачи третьего года обучения:

  • совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
  • сформировать навыки импровизационного общения на заданную тему;
  • формировать опыт эмоционального и сознательного отношения к слову как к главному средству сценического действия;
  • способствовать снятию психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению ребёнка;
  • создать условия ребёнку для получения им эмоционального опыта существования на сцене.

IV год обучения 

Цель четвертого года обучения:

  • более глубокое изучение английского языка посредством создания англоязычной среды в театрализованной деятельности.

Задачи четвертого года обучения:

  • создание и показ сценических постановок на английском языке для использования знаний, приобретённых на уроках английского языка и на занятиях театрального англоязычного кружка в постановках спектаклей;
  • поддерживать и развивать интерес к сценическому искусству.

Учебно-тематические планы I-IV-го года обучения приведены в Приложении.

Список литературы:

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М., 1998
  3. Андрианова-Голицина И.А.«Я познаю мир» Детская энциклопедия: Театр.- М.: «Астрель», 2000.
  4. Друпп В.В. Dramatic activities in Language Learning - материалы открытого педагогического университета «1 сентября», раздел «Преподавание иностранных языков»
  5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  6. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000.
  7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
  8. Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, № 6.
  9. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979.
  10. Муратова О.В. Углубление мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка через деятельность театрального кружка - материалы открытого педагогического университета «1 сентября», раздел «Преподавание иностранных языков»
  11. Нахимовский А.М. Театральное действо от «А» до «Я»: Пособие для классных руководителей. – М.: «Аркти», 2000.
  12. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. – М., 1976.
  13. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
  14. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  15. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991.
  16. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: «Искусство», 1980.
  17. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  18. Энциклопедический словарь юного зрителя под общ. ред. Минина Т.П., Татар Г.В. - М.: «Педагогика», 1990.