Цели и задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение;
- сформировать у учащихся умение и закрепить навык решения простейших уравнений.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- развивать навыки быстрого устного счета.
- развивать устную и письменную речь;
- развивать способности по применению информационных технологий в учебном процессе.
Воспитательные:
- привить интерес к изучаемому предмету, желание познать новое;
- воспитывать чувство ответственности в связи с преодолением трудностей в процессе умственной деятельности.
Тип урока: урок изучения, первичного закрепления и применения новых знаний.
Место урока в системе уроков по разделу: первый урок, из пяти отведенных по плану на тему «Уравнения» в пятом классе.
Оборудование: компьютерный класс, карточки с заданиями, карточки с оценками.
План урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- устный счет;
- объяснение нового материала;
- первичное закрепление;
- учитель показывает на доске решение более сложных уравнений;
- контроль полученных знаний;
- итог урока;
- домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение целей урока и способов деятельности.
II. Проверка домашнего задания.
№ 391 (1 столбик).
Один учащийся читает, остальные проверяют и рядом с верным ответом ставят +, с не верным ответом (зеленой ручкой).
937- (137+793)=937-137-793=7
(654+249)-254=654-254+249=689
854+(249-154)=854-154+249=949
№ 393
а) на доске записаны выражения, нужно заполнить пропуски:
(в+ ? )-89=в+179 ? 89=в+ ? ;
Устно назвать значение выражения, при в=56 (146), при в=98 (188).
г) на доске записано, нужно заполнить пропуски:
238-( ? + а)= ? -38-а=200 ? а;
Устно назвать значение выражения, при а=78 (122), при а=0 (200).
№ 367 (задача).
В треугольнике одна сторона 36 см, другая на 4 см меньше, а третья на Х см больше первой стороны. Найдите периметр треугольника. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при Х=4 и Х=8.
Устно:
Учитель: какое получили буквенное выражение для решения этой задачи?
Ученик :36+(36-4)+(36+х)
Учитель: что получится, если мы упростим это выражение?
Ученик: 104+х
Учитель: какие значения примет выражение при х=4; при х=8?
Ученик: при х=4 выражение принимает значение равное 108, при х=8 выражение принимает значение равное 112.
III. Устный счет.
Учащиеся работают за компьютерами, по окончанию работы оцениваются учителем и получают первую карточку с оценкой. На работу отводится 5 минут.
Тем, кто справился с работой быстрее, выдаются карточки с дополнительными заданиями №1.
Используя свойства сложения и вычитания, выполните действия:
(20+179) – 79 =
(308+15)– 300 =
243-(2+240) =
689 - (680+3) =
IV. Объяснение нового материала.
На доске записаны равенства: 60+30=90, 500-100=400.
Учитель: ребята, как мы можем назвать выражения, написанные на доске?
Ученик: равенства.
Учитель: А что произойдет, если мы один из компонентов заменим буквой?
Ученик: Получим равенство с буквой.
Учитель: Правильно. А равенство с буквой называется уравнением.
Посмотрите на доску:(при помощи карточки Х, закрываем на доске один из компонентов в выражении) Х+30=90. Какой компонент нам не известен?
Ученик: слагаемое.
Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое?
Ученик: Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Учитель: Посмотрите на доску: Х-100=400. Какой компонент нам не известен?
Ученик: Уменьшаемое.
Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое?
Ученик: Нужно к разности прибавить вычитаемое.
Учитель: Посмотрите на доску: 500-Х=400. Какой компонент нам не известен?
Ученик: Вычитаемое.
Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное вычитаемое?
Ученик: Нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Учитель: А теперь решим уравнение, записанное на доске, и запишем его в тетради.
170+х=210 – Уравнение
х=210-170
х=40 – Корень уравнения
Ответ: 40.
Мы с вами нашли такое значение Х, при, котором выражение обращается в верное равенство – а такое значение Х называется корнем. Мы нашли корень уравнения, и значит, мы решили это уравнение.
Итак: что такое уравнение?
Ученик: Равенство с буквой называется уравнением.
Учитель: Что значит, решить уравнение?
Ученик: Решить уравнение, значит найти все его корни.
Учитель: Что такое корень уравнения?
Ученик: Корень уравнения - это такое значение буквы, при, котором выражение обращается в верное равенство.
Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое,
Ученик: Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Учитель: Каким образом мы будем искать неизвестное уменьшаемое?
Ученик: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
Учитель: Как мы поступим для того, чтобы найти неизвестное вычитаемое?
Ученик: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Учитель: Молодцы. А теперь попробуем применить ваши знания для решения уравнений.
V. Первичное закрепление.
№ 372 (а-д)
Учащиеся решают в тетрадях самостоятельно, а затем проверяют на компьютере.
По окончании работы ребята получают вторую карточку с оценкой.
Те учащиеся, которые справились быстрее других, выдается карточка с дополнительными заданиями № 2.
Решите уравнения:
2900 + х = 3900
у + 68500 = 68550
3804 – х = 4
у – 425 = 1000
VI. Учитель показывает на доске решение более сложных уравнений.
Учитель: при решении уравнений необходимо использовать и ранее полученные знания. Например: свойства сложения и вычитания.
Учащимся предлагается разобрать более сложные уравнения.
200 + х – 50 = 300;
150 – у – 30 = 40;
35 + у + 65 = 130.
VII. Контроль полученных знаний.
Учитель: А теперь самостоятельная работа, которая покажет, насколько хорошо вы поняли тему сегодняшнего урока.
Работа выполняется на компьютере. По окончании каждый ребенок получает по третьей карточке с оценкой.
VIII. Итог урока.
Итак: что вы узнали сегодня на уроке?
Ученики:
- Равенство с буквой называется уравнением.
- Корень уравнения - это такое значение буквы, при, котором выражение обращается в верное равенство.
- Решить уравнение, значит найти все его корни.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
IX. Домашнее задание.
Учитель: Запишите задание на дом.
- На стр.62 учебника вы можете найти все определения и правила о которых мы говорили на уроке.
- № 395 (а,б,в,г)- в этом номере предлагается решить простейшие уравнения. Пример записи и все правила для решения таких уравнений вы сегодня узнали. Помните о том, что в каждом уравнение нужно записывать ответ.
- № 445 (а,б)- это более сложные уравнения, но примеры решения уравнений такого вида у вас в тетрадях тоже есть.
Урок окончен.
Учащиеся подходят к учителю и получают оценки в дневник по тем трем карточкам, которые они получили во время урока, плюс оценка за дополнительные карточки. Возможны варианты оценивания по усмотрению учителя.