Открытый урок по теме "Уравнение"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • ввести понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение;
  • сформировать у учащихся умение и закрепить навык решения простейших уравнений.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • развивать навыки быстрого устного счета.
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать способности по применению информационных технологий в учебном процессе.

Воспитательные:

  • привить интерес к изучаемому предмету, желание познать новое;
  • воспитывать чувство ответственности в связи с преодолением трудностей в процессе умственной деятельности.

Тип урока: урок изучения, первичного закрепления и применения новых знаний.

Место урока в системе уроков по разделу: первый урок, из пяти отведенных по плану на тему «Уравнения» в пятом классе.

Оборудование: компьютерный класс, карточки с заданиями, карточки с оценками.

План урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • устный счет;
  • объяснение нового материала;
  • первичное закрепление;
  • учитель показывает на доске решение более сложных уравнений;
  • контроль полученных знаний;
  • итог урока;
  • домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение целей урока и способов деятельности.

II. Проверка домашнего задания.

№ 391 (1 столбик).

Один учащийся читает, остальные проверяют и рядом с верным ответом ставят +, с не верным ответом (зеленой ручкой).

937- (137+793)=937-137-793=7
(654+249)-254=654-254+249=689
854+(249-154)=854-154+249=949

№ 393

а) на доске записаны выражения, нужно заполнить пропуски:

(в+ ? )-89=в+179 ? 89=в+ ? ;

Устно назвать значение выражения, при в=56 (146), при в=98 (188).

г) на доске записано, нужно заполнить пропуски:

238-( ? + а)= ? -38-а=200 ? а;

Устно назвать значение выражения, при а=78 (122), при а=0 (200).

№ 367 (задача).

В треугольнике одна сторона 36 см, другая на 4 см меньше, а третья на Х см больше первой стороны. Найдите периметр треугольника. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при Х=4 и Х=8.

Устно:

Учитель: какое получили буквенное выражение для решения этой задачи?

Ученик :36+(36-4)+(36+х)

Учитель: что получится, если мы упростим это выражение?

Ученик: 104+х

Учитель: какие значения примет выражение при х=4; при х=8?

Ученик: при х=4 выражение принимает значение равное 108, при х=8 выражение принимает значение равное 112.

III. Устный счет.

Приложение 1

Учащиеся работают за компьютерами, по окончанию работы оцениваются учителем и получают первую карточку с оценкой. На работу отводится 5 минут.

Тем, кто справился с работой быстрее, выдаются карточки с дополнительными заданиями №1.

Используя свойства сложения и вычитания, выполните действия:

(20+179) – 79 =
(308+15)– 300 =
243-(2+240) =
689 - (680+3) =

IV. Объяснение нового материала.

На доске записаны равенства: 60+30=90, 500-100=400.

Учитель: ребята, как мы можем назвать выражения, написанные на доске?

Ученик: равенства.

Учитель: А что произойдет, если мы один из компонентов заменим буквой?

Ученик: Получим равенство с буквой.

Учитель: Правильно. А равенство с буквой называется уравнением.

Посмотрите на доску:(при помощи карточки Х, закрываем на доске один из компонентов в выражении) Х+30=90. Какой компонент нам не известен?

Ученик: слагаемое.

Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое?

Ученик: Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Учитель: Посмотрите на доску: Х-100=400. Какой компонент нам не известен?

Ученик: Уменьшаемое.

Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое?

Ученик: Нужно к разности прибавить вычитаемое.

Учитель: Посмотрите на доску: 500-Х=400. Какой компонент нам не известен?

Ученик: Вычитаемое.

Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное вычитаемое?

Ученик: Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Учитель: А теперь решим уравнение, записанное на доске, и запишем его в тетради.

170+х=210 – Уравнение
х=210-170
х=40 – Корень уравнения
Ответ: 40.

Мы с вами нашли такое значение Х, при, котором выражение обращается в верное равенство – а такое значение Х называется корнем. Мы нашли корень уравнения, и значит, мы решили это уравнение.

Итак: что такое уравнение?

Ученик: Равенство с буквой называется уравнением.

Учитель: Что значит, решить уравнение?

Ученик: Решить уравнение, значит найти все его корни.

Учитель: Что такое корень уравнения?

Ученик: Корень уравнения - это такое значение буквы, при, котором выражение обращается в верное равенство.

Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое,

Ученик: Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Учитель: Каким образом мы будем искать неизвестное уменьшаемое?

Ученик: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Учитель: Как мы поступим для того, чтобы найти неизвестное вычитаемое?

Ученик: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Учитель: Молодцы. А теперь попробуем применить ваши знания для решения уравнений.

V. Первичное закрепление.

№ 372 (а-д)

Учащиеся решают в тетрадях самостоятельно, а затем проверяют на компьютере.

Приложение 2

По окончании работы ребята получают вторую карточку с оценкой.

Те учащиеся, которые справились быстрее других, выдается карточка с дополнительными заданиями № 2.

Решите уравнения:

2900 + х = 3900
у + 68500 = 68550
3804 – х = 4
у – 425 = 1000

VI. Учитель показывает на доске решение более сложных уравнений.

Учитель: при решении уравнений необходимо использовать и ранее полученные знания. Например: свойства сложения и вычитания.

Учащимся предлагается разобрать более сложные уравнения.

200 + х – 50 = 300;
150 – у – 30 = 40;
35 + у + 65 = 130.

VII. Контроль полученных знаний.

Учитель: А теперь самостоятельная работа, которая покажет, насколько хорошо вы поняли тему сегодняшнего урока.

Работа выполняется на компьютере. По окончании каждый ребенок получает по третьей карточке с оценкой.

Приложение 3

VIII. Итог урока.

Итак: что вы узнали сегодня на уроке?

Ученики:

  • Равенство с буквой называется уравнением.
  • Корень уравнения - это такое значение буквы, при, котором выражение обращается в верное равенство.
  • Решить уравнение, значит найти все его корни.
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

IX. Домашнее задание.

Учитель: Запишите задание на дом.

  • На стр.62 учебника вы можете найти все определения и правила о которых мы говорили на уроке.
  • № 395 (а,б,в,г)- в этом номере предлагается решить простейшие уравнения. Пример записи и все правила для решения таких уравнений вы сегодня узнали. Помните о том, что в каждом уравнение нужно записывать ответ.
  • № 445 (а,б)- это более сложные уравнения, но примеры решения уравнений такого вида у вас в тетрадях тоже есть.

Урок окончен.

Учащиеся подходят к учителю и получают оценки в дневник по тем трем карточкам, которые они получили во время урока, плюс оценка за дополнительные карточки. Возможны варианты оценивания по усмотрению учителя.