Технология личностно ориентированного образования на уроках окружающего мира. Урок-практикум "Мир глазами эколога"

Разделы: Начальная школа


Современный урок, “переживший” за 300 лет развития различные этапы, продолжает функционировать и развиваться. Урок всегда имеет резервы его совершенствования, это открытая система.

Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно организовывать ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы.

Какие бы реформы не происходили в школе, урок остается главной составляющей учебного процесса. Не меняется и задача учителя - грамотно и эффективно организовать деятельность учащихся на занятиях. Сегодня есть множество педагогических средств и примеров для решения этой задачи.

Современных урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, государства.

На таком уроке на первом месте - организация самостоятельной деятельности детей, в котором учитель выступает в роли организатора, консультанта.

Предметом совместной работы учителя и ученика на уроке является учебная деятельность. Суть ее в овладении учеником обобщенным способом действия.

Учебная деятельность - это как бы модель исследовательской деятельности, направленная на самоизменение ученика.

На развитие детей младшего школьного возраста существенно влияют формы организации их учебной деятельности. Наиболее эффективным в этом плане оказываются такие формы организации как коллективная поисковая деятельность, групповое сотрудничество детей при решении учебных задач, партнерское взаимообучение и взаимоконтроль.

Важным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности. Это предполагает формирование готовности к диалогу, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

В системе развивающего обучения типы уроков определяются этапами решения учебной задачи.

Урок, представленный мною, является уроком анализа и решением учебной задачи и жизненной ситуации путем нахождения способа действия.

Цель: нахождение способа действия, фиксирование поиска в виде таблицы.

Урок с измененными способами организации

Урок с использованием групповой работы. Мир вокруг нас (3 класс).

Мир глазами эколога. Урок-практикум.

Задачи:

  • продолжить формировать целостное представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний.

Урок: комбинированный, личностно-развивающий.

Методы: наглядный, поисковый, словесный, творческий, метод сотрудничества.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, юные экологи!

Сегодня мы будем решать серьезные проблемы. Наблюдать, анализировать, рассуждать.

- Ребята, прочитайте тему урока.

Урок-практикум “Мы экологи”

У. Почему практикум?

Д. Мы будем выполнять практические работы. У. Что такое экология?

Д. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. У. Чем занимаются экологи?

Д. Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними.

У. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке? Д. Экологические проблемы и экологические ситуации. У. Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой?

Выявить причины возникновения экологических ситуаций.

Каковы последствия этих ситуаций.

Как бороться с ними.

У. Это главные задачи, которые стоят перед нами на уроке, (открывается запись на доске).

2. Постановка проблемы.

У. Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы...

Как вы думаете, почему это происходило?

Д. Дождь был кислотный, т. к. произошло загрязнение атмосферы выхлопными газами, вредными химическими парами от различных фабрик и заводов.

3. Работа со схемами.

У. Давайте составим цепь загрязнения:

Земля

кислотный дождь загрязнение атмосферы

гибель

растений и животных.

У. Назовите причины такого дождя.

Каковы его последствия?

Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось?

3. Работа в группах. На экране слайд № 1.

1 гр. Океан - нефтяное пятно -..., -..., -...

2 гр. Лес - пожар - ..., - ..., - ...

З гр. Вода - химические вещества - ..., .

4 гр. Земля - нефтепродукты - ..., -..., -... 5 гр. Воздух - вредные газы -..., -..., -...

У. Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку, (лежат на столах).

Деятельность человека Последствия Меры по восстановлению

Океан - нефтяное пятно - танкер — авария.

Лес - пожар, неосторожность с огнём.

Вода - химические вещества - сброс химических веществ заводами и фабриками.

Земля - нефтепродукты - обернулась цистерна с нефтью.

Воздух - вредные газы - выброс химическими предприятиями.

Погибают животные и растения.

Гибнут растения и животные.

Отравляется всё живое.

На отравленной земле ничего не растёт.

Отравление людей; болезни дыхательных путей; гибель людей.

Не допускать аварий; быстро очистить поверхность воды; применять суда - “губки”.

Осторожное обращение с огнём; знать правила поведения в лесу.

Не допускать сброс химических веществ в воду; строить очистные сооружения.

Собрать разлившуюся нефть; не допускать аварии.

Не допускать аварий; ставить очистители воздуха.

Ответы детей (по одному человеку от группы).

У. Итак, уважаемые экологи, что вы предлагаете сделать, чтобы избежать таких экологических последствий? Д. Мы сделали вывод:

Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе.

Это потеря здоровья людьми.

Уничтожаются природные сообщества.

Растрачиваются материальные средства.

У. Есть у русского народа такая пословица: “Как аукнется, так и откликнется”. Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Природа и люди неразрывно связаны между собой. И если по вине людей происходят экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей.

У. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: “Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим”.

- Объясните эти слова.

Д. Ответы детей.

У. Контрольный этап.

На экране экологические ситуации.

Выберите тот вариант самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе.

1-я ситуация

Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

- Помогите ребятам решить спор.

2-я ситуация

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал.-

- Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя?

3-я ситуация

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? - спросила бабушка.

Пчёл прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и что-то рассказала ему. Олег выбросил прутик, удивлённо пожал плечами.

А я этого не знал.

Что рассказала ему бабушка?

4-я ситуация

Телеграмма.

“Мы — первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают.

Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень”.

Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму?

Какую помощь можете оказать?

Самопроверка по слайду №6

Ответы к ситуациям

Сон-траву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте.

Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет. До полного разложения консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета - 200 лет.

Пыльца и нектар - любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений.

Это очень красивые растения. Поэтому веточки их ломают для букетов. Но ведь жизнь букета не долговечна. Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке - что станет с природой?

У. Давайте вспомним золотое правило экологической этики:

“Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе”

Давайте помнить об этом всегда.

Д/з: Прочитайте дома стихотворение С.В. Михалкова “Прогулка”. Подумайте о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия. Можете свои ответы выразить в рисунках.