Актуальность. Психолог и логопед, выделяя основные направления коррекционной работы (логопед - коррекция и развитие речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.
Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с нарушением интеллекта почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением интеллекта наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.
Учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.
Поэтому основным содержанием логопедической и психологической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).
Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Возможность интегративного подхода упоминается в работах Дубровиной И.В., Овчаровой Р.В.и др. авторов. Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через интегрированные занятия учителя-логопеда и психолога представляет собой значимую проблему, и до настоящего времени вопросы определения педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие произвольности в познавательной, эмоционально-волевой сферах, развитие всех сторон речи у младших школьников с нарушением интеллекта, являются актуальными и сложными.
Вокруг ребенка с интеллектуальной недостаточностью должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе логопеда и психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Цели Программы:
Активизация и развитие познавательной,
речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные
на личностное развитие ребенка в обучении,
поведении, в отношениях с другими людьми.
Теоретическая значимость Программы определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях младших школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и психолога.
Пояснительная записка
Определение "зоны актуального развития" учащихся, выделение эмоционально-неустойчивых детей, изучение медицинских карт учащихся дает возможность организовать группы учащихся для интегрированных занятий с учителем-логопедом и психологом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Интегрированные занятия проводятся 1 раз в четверть и строятся следующим образом:
- с наращиванием степени сложности материала;
- имеют тематическую направленность;
- учащиеся информируются о цели занятия, о плане совместной работы;
- обсуждают практическое применение полученных умений и навыков.
Этапы интегрированных занятий:
- вход, установление контакта, проверка мотивации;
- сообщение темы занятия, обсуждение плана совместной работы;
- разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
- актуализация имеющихся знаний;
- понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
- первичное, в расчете на самого слабого ученика;
- системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
- итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).
Занятия могут проводиться в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении, лежа на ковре, в произвольно выбранной позе.
Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся.
Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, коллективно, группой.
Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.
Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арттирапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, Караоке), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.
Задачи интегрированных занятий логопеда и психолога:
I. Образовательные (обучающие)
1) Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
2) Обогащение словарного запаса у учащихся с
СНР, развитие вербального
интеллекта, понимания и применения
грамматических правил.
3) Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.
II. Коррекционно-развивающие
1) Развитие произвольности психических процессов учащихся.
2) Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
3) Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
4) Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения учащихся с системным нарушением речи.
5) Развитие эйдетической памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
6) Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
7) Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся с системным нарушением речи.
8) Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплоченности.
9) Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.
III. Воспитательные (социализация)
1) Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
2) Воспитание звуковой культуры речи.
IV. Охранные
1) Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
2) Снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
3) Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
4) Учет возрастных особенностей учащихся, актуальных потребностей, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований.
5) Стиль общения с учащимися - демократический, личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.
Эффективность цикла занятий оценивается:
1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;
2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;
3) по наблюдениям психолога и учителя- логопеда.
Тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога.
Цикл интегрированных занятий под общей темой "Маленькая страна".
№ п/п | Тема | Направления | Класс | Количество часов | Срок проведения | |
Учитель-логопед | Психолог | |||||
1 | По дороге с облаками | Звуки и буквы | Мотивация, учебные навыки | 1 | 1 | декабрь |
2 | Путешествие на воздушном шаре | Дифференциация звуков и букв | Эмоционально-волевая сфера | 2 | 1 | ноябрь |
3 | Круиз по морю Настроений | Лексика, грамматика, связная речь | Личность и самосознание | 3 | 1 | март |
4 | Радуга профессий | Лексика, грамматика, связная речь | Я и другие | 4 | 1 | апрель |
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. - М., 1999.
- Беличева С.А., Коробейников И.А., Кумарина Т.Ф. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.
- Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. - М., 1982.
- Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М., 1994.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 1998.
- И.Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999