Рабочая программа интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 1–4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Актуальность. Психолог и логопед, выделяя основные направления коррекционной работы (логопед - коррекция и развитие речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с нарушением интеллекта почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением интеллекта наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.

Учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

Поэтому основным содержанием логопедической и психологической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).

Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Возможность интегративного подхода упоминается в работах Дубровиной И.В., Овчаровой Р.В.и др. авторов. Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через интегрированные занятия учителя-логопеда и психолога представляет собой значимую проблему, и до настоящего времени вопросы определения педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие произвольности в познавательной, эмоционально-волевой сферах, развитие всех сторон речи у младших школьников с нарушением интеллекта, являются актуальными и сложными.

Вокруг ребенка с интеллектуальной недостаточностью должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе логопеда и психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Цели  Программы:

  • Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
  • Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и психолога.

Теоретическая значимость Программы определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях младших школьников с нарушением интеллекта.

Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и психолога.

Пояснительная записка

Определение "зоны актуального развития" учащихся, выделение эмоционально-неустойчивых детей, изучение медицинских карт учащихся дает возможность организовать группы учащихся для интегрированных занятий с учителем-логопедом и психологом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Интегрированные занятия проводятся 1 раз в четверть и строятся следующим образом:

  • с наращиванием степени сложности материала;
  • имеют тематическую направленность;
  • учащиеся информируются о цели занятия, о плане совместной работы;
  • обсуждают практическое применение полученных умений и навыков.

Этапы интегрированных занятий:

  • вход, установление контакта, проверка мотивации;
  • сообщение темы занятия, обсуждение плана совместной работы;
  • разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
  • актуализация имеющихся знаний;
  • понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
  • первичное, в расчете на самого слабого ученика;
  • системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
  • итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).

Занятия могут проводиться в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении, лежа на ковре, в произвольно выбранной позе.

Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся.

Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, коллективно, группой.

Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.

Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арттирапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, Караоке), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.

Задачи интегрированных занятий логопеда и психолога:

I. Образовательные (обучающие)

1) Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

2) Обогащение словарного запаса у учащихся с СНР, развитие вербального
интеллекта, понимания и применения грамматических правил.

3) Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.

II. Коррекционно-развивающие

1) Развитие произвольности психических процессов учащихся.

2) Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.

3) Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.

4) Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения учащихся с системным нарушением речи.

5) Развитие эйдетической памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

6) Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.

7) Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся с системным нарушением речи.

8) Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплоченности.

9) Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.

III. Воспитательные (социализация)

1) Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.

2) Воспитание звуковой культуры речи.

IV. Охранные

1) Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.

2) Снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий.

3) Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

4) Учет возрастных особенностей учащихся, актуальных потребностей, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований.

5) Стиль общения с учащимися - демократический, личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.

Эффективность цикла занятий оценивается:

1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;

2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;

3) по наблюдениям психолога и учителя- логопеда.

Тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога.

Цикл интегрированных занятий под общей темой "Маленькая страна".

№ п/п Тема Направления Класс Количество часов Срок проведения
Учитель-логопед Психолог
1 По дороге с облаками Звуки и буквы Мотивация, учебные навыки 1 1 декабрь
2 Путешествие на воздушном шаре Дифференциация звуков и букв Эмоционально-волевая сфера 2 1 ноябрь
3 Круиз по морю Настроений Лексика, грамматика, связная речь Личность и самосознание 3 1 март
4 Радуга профессий Лексика, грамматика, связная речь Я и другие 4 1 апрель

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. - М., 1999.
  4. Беличева С.А., Коробейников И.А., Кумарина Т.Ф. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.
  5. Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. - М., 1982.
  6. Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
  9. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М., 1994.
  10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 1998.
  11. И.Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999