Организация учебно-воспитательной деятельности в группе продленного дня

Разделы: Внеклассная работа


Продленный день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представляемых режимом моментов.

Прибывание ребенка в школьной группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.

Основные задачи ГПД: объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, развивающие и оздоровительные процессы.

Режим работы группы продленного дня обязательно включает в себя прогулку на свежем воздухе, самоподготовку, развивающие и оздоравливающие мероприятия (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение праздников, викторин).

Для организации досуга в наличии есть спортивный и музыкальный залы, оборудованная детская площадка.

Мероприятия, проводимые в режиме группы продленного дня создают большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни, воспитывают чувство коллективизма, способствуют созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

Организация работы группы продленного дня основана на сочетании обязательных и свободно избираемых самими учащимися видов и форм деятельности.

Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач. По своему содержанию эта деятельность многогранна. Она включает интелектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую.

Среди форм организации воспитательного процесса в практике широко используются мероприятия. Они могут быть простыми и сложными. Среди сложных в организационном плане особо выделяют праздники, соревнования, конкурсы. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность.

Однако ряд мероприятий проводится в простых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, викторины. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.

Одной из форм активного отдыха детей является прогулка. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе её идет интенсивное обогощение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром, путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателями.

Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде.

Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интелектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Организуя работу учащихся в группе продленного дня, я понимаю, что главное создать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заланий. В процессе организации самоподготовки я учитываю следующие факторы: уровень подготовленности учащихся по данному предмету, индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и склонностей. В своей деятельности я реализую принцип личностно - ориентированного подхода к учащимся. Самоподготовку в группе начинаю чаще всего со знакомства с содержанием задания, выясняю возможные затруднения, совместно обсуждаем, что потребуется для выполнения задания. Заранее предусматриваю, чем будут заниматься дети, которые раньше других заканчивают выполнение заданий, как будут проводиться итоги самоподготовки, а также возможности направления связи самоподготовки с последующими видами деятельности.

Особое место в моей работе занимают мероприятия досугового направления, при проведении которых перед детьми открывается мир художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, природы, социальных отношений.

В группе продятся беседы, викторины, экскурсии.

Беседа-игра "Космонавтом хочешь стать - надо много-много знать", викторина "По дорогам сказок", тренинг безопасного поведения "Я умею выбирать", игра-соревнование "Как вести себя при сигнале: "Внимание всем!"", занятие-презентация "Веселые герои книг Н. Носова"

Дети занимаются в кружке "Оригами". Я взяла этот кружок, потому что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, чтения, инностранного языка.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, нарезание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, они учатся общаться с бумагой, угадывать ее качество. Во время занятий оригами развивается мелкая моторика пальцев.

Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцев. Оригами дает для этого огромный простор мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас "однорукие": мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой. А занятия оригами гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, квадрат, сторона, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

Поэтому я решила познакомить детей с этой страной. Эта страна с самобытной культурой. В быту японцы сохраняют много отличительных от Европы черт. В Японских домах мало мебели, пол покрыт циновками, на полу сидят, когда обедают, на полу спят, постелив матрацы. Своеобразно и японское искусство. Славятся японцы умением сотавлять букеты цветов.

Знакомство с этой страной проходило по следующем направлениям: природа Японии, праздники Японии, национальная одежда, боевые искусства, чайная церемония.

Дети готовили доклады, презентации, разгадывали японские головоломки - судоку, отвечали на вопросы тестов.

На занятиях кружка дети познакомились с историей появления и развития оригами, с разновидностями бумаги, с известными мастерами-оригамистами, легендами об оригами, с традиционным и модульным оригами.

Особый интерес у детей вызвало модульное оригами. Дети с большим удовольствием делали поделки из модулей: лебедь, корабль удачи.

Свою работу я старалась организовать так, чтобы детям было интересно, чтобы дети оставались детьми - веселыми, непосредственными, всем - всем интересующимися, чтобы у них горели глаза.

Список литературы.

  1. "Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 1". Н.А.Касаткина. Издательство "Волгоград: Учитель", 2007.
  2. "Занимательные материалы. Начальная школа". Сухин И.Г. М. ВАКО, 2004. (Мастерская учителя).
  3. "Новые занимательные материалы, 1-4 классы". Сухин И.Г. М. ВАКО, 2007. (Мастерская учителя).
  4. "Интегрированные уроки, 4 класс". М. ВАКО, 2008. (Мастерская учителя).
  5. "Оригами для всех, 333 волшебных фигурки любой сложности". Издательский Дом "Владис", М. Издательский Дом "Ринол Классик", 2008.
  6. "Азбука оригами". М "Эксмо", СПб.: Домино,2007.
  7. "Японские числовые головоломки". В. Надеждина. Минск- Харвест, 2007.
  8. "Судоку самурайские". В. Надеждина. Минск- Харвест, 2007.
  9. "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы". М. ВАКО, 2004.
  10. http://stranamasterov.ru/technik/bunny