Цель: показать уч-ся, что у каждого народа есть своя народная и композиторская музыка.
Задачи:
- Воспитательная - воспитывать у уч-ся чувство толерантности, уважения к национальной культуре разных народов
- Образовательная - познакомить уч-ся с музыкальной культурой народов, входящих в СНГ
- Развивающая - развивать вокально-хоровые навыки
На уроке используется : мультимедийный проектор для демонстрации презентации, фортепиано для аккомпанирования музыкальных произведений
Дети одеты в национальные костюмы разных народов.
Исполнение песни Л. Компанейца "Нас много на шаре земном"
Слайды № 1,2,3,4, 5
Учащийся №1.
Россия - родина моя, люблю тебя моя страна!
Широка ты, родная Россия
Глубоки над тобой небеса.
И под ветром шумят вековые
В разноцветном убранстве леса.
Сколько силы в бескрайнем просторе
Как могуча народов семья,
И от моря гремит и до моря
Легендарная слава твоя.
Исполнение р.н.п. "Светит месяц" дети аккомпанируют на русских музыкальных инструментах: ложки, бубны, трещотки
Слайд № 6
Учащийся № 2
Как не любить твоих, Украина
Россыпей звезд и прозрачных криниц,
Червонных зарниц и калин придолинных,
Песен лесных соловья!
Моя Украина,
Ты край мой былинный,
Отчизна, любовь моя!
Наиболее характерные черты украинских народных песен - распевность, выразительность, мелодичность. Украинские песни многоголосны. Есть у украинского народа песни трудовые и шуточные, есть и зажигательные танцы, наиболее популярны "Гопак" и "Казачок".
Исполнение уч-ся укр.н.п. "Веснянка"
Слайд № 7
Учащийся № 3.
Цвети, мой Минск, под небом журавлиным
В лучах звезды высокой, золотой
Тебе, мой Минск, останусь верным сыном,
В беде и в счастье я с тобой.
Богат и разнообразен белорусский фольклор (народное творчество). Неподдельным весельем проникнуты плясовые песни, которые являются неотъемлимой частью белорусского народного творчества. В быту песни пелись обычно без сопровождения, инструментальная музыка чаще звучала как аккомпанемент к танцам. Наиболее распространенные инструменты - цимбалы, разнообразные гармоники.
Исполнение бел. н. п. "Бульба"
Слайд № 8-13
Учащийся № 4. Музыка кавказских народов ярка, эмоциональна, разнообразна, своими корнями она уходит в далекое прошлое.
Музыкальная культура азербайджанского народа развивалась на основе устной традиции, которую передавали из поколения в поколение народные музыканты ашуги. Ашуг - это и поэт, и композитор, и исполнитель: он сочиняет слова и мелодию песни, поет ее, пританцовывая, аккомпанируя себе на струнном инструменте - сазе.
Народная память сохранила имя легендарного ашуга Кер-оглы, певца-воина, защитника народа. Оружием Кер-оглы в борьбе за добро и справедливость был не только меч, но и песня. Имя Кер- оглы мы можем встретить и у народов Средней Азии, это говорит о том, об общих мотивах народного творчества.
Ашут Саят-Нова, годы жизни 1712-1795 - автор многих дошедших до нашего времени песен, которые он сочинял на азербайджанском, армянском и грузинском языках. В своих песнях он воспевал дружбу народов, выступал против чужеземных захватчиков, против феодалов.
Искусство ашугов подвергалось гонениям со стороны царского правительства и местных властей. Азербайджанские ашуги поют на очень высоких нотах, расцвечивая песню сложнейшими ритмическими рисунками и украшениями. Интересны народные танцы, среди которых есть медленные, плавные и подвижные, со сложными ритмами. Очень популярен танец "Узундара".Во многих театрах были поставлены балеты азербайджанского композитора Кара Караева "Семь красавиц", "Тропою грома". Очень любят в Азербайджане петь и слушать народную песню "Лейла". Лейла - это имя девушки. В песне поется о том, какая она красивая, стройная, легкая. Исполняется песня в традиции пения древних ашугов под аккомпанемент трио народных инструментов: кемачи, тара и нагора. А мы очень полюбили песни азербайджанского композитора Гусейнли "Цыплята".
Исполнение песни Г.Гусейнли "Цыплята"
Учащийся № 5. Армянское творчество, как и азербайджанское, очень древнее. Исторические события накладывали отпечаток на быт и нравы армянского народа. Среди известных на Кавказе песенных жанров есть жанр - песня харибов-скитальцев, изгнанных со своих земель. В этих сочинениях звучат отголоски тяжелого прошлого армян, отражаются мысли о свободе и независимости.
Армянская песня по природе своей, как и азербайджанская, одноголосна. Особенно красивы лирические песни, многие из которых связаны с танцами.
Сочинители и исполнители народной песни в Армении называют гусанами, исполнители на народном инструменте зурне - зурчанами. Это про них писал армянский поэт Ованес Туманян в поэме "Ануш":
: Вот бурная пляска утихла, и вдруг
Для новой забавы расчистили круг,
И песню борьбы заиграла зурна:
На зурне играют обычно на открытом воздухе. В Армении есть и свои талантливые композиторы. Всему миру известно имя Арама Ильича Хачатуряна, автора балетов "Гаяне", "Спартак".
Слушание "Танец с саблями" А.Хачатуряна
Учащийся № 6. В отличие от азербайджанской и армянской одноголосной песни грузинская с древних времен развивалась как многоголосная. Но хоровая музыка звучала либо только в мужском исполнении, либо только в женском, смешанных хоров не было. Чаще всего в Грузии поют на три голоса. Основную мелодию ведет не верхний голос, а средний. Певцы как бы соревнуются друг с другом в исполнительском мастерстве, в умении развивать и украшать мелодию.
Пение в Грузии часто сопровождается аккомпанементом. Из инструментов, кроме знакомой нам зурны очень популярен трехструнный щипковый пандури. О нем есть упоминание в стихах Лермонтова, который очень любил и знал грузинскую музыку:
И вот средь общего молчанья
Чингура стройное брянцанье
И звуки песни раздались,
И звуки те лились, лились,
Как слезы, мерно друг за другом: ("Демон")
В XIX веке грузинские музыкальные деятели в содружестве с передовыми русскими композиторами начинают собирать и изучать народные песни. В 1863 году Милей Балакирев писал Римского-Корсакову: "Лето я пробыл на Кавказе. Записал много грузинских народных песен. Характер их: печаль, идеальность, легкость, грация, иногда сила". Известна у нас грузинская народная песня "Сулико".
Исполнение груз. н.п. "Сулико"
Учащийся № 7. Узбекский и таджикский народы обладают богатым музыкальным наследием. Они вели оседлый образ жизни. Народных певцов в Таджикистане называют хафизами. Родоначальник узбекской поэзии - музыкант, художник Алишер Навои писал:
Протяжно запоет она,
Вселенную сведет с ума,
И плачут все когда она поет,
И за живое музыка берет.
В музыкальном наследии народов Средней Азии много песен, отражавших тяжелую жизнь под гнетом феодалов, баев, мулл. Узбекская и таджикская музыка в прошлом не имела нотной записи, она развивалась только как музыка устной традиции. Профессиональное искусство - опера, симфоническая музыка, хоровое пение отсутствовали совершенно. Песня звучала одноголосно.
Исполнение узбекского танца.
Слайд № 16-17
VIII.Учащийся № 8. Музыка молдавского народа очень солнечная, задорная, потому что народ живет на юге. У него замечательные, зажигательные танцы. Мне очень нравится песня о смуглянке-молдованке.
Слушание "Молдовеняска"
IX.Учащийся № 9. Развитие музыкальной культуры Прибалтики шло трудными путями. Латышские народные песни отражают трудовую жизнь и быт народа. Во многих из них звучит протест против угнетения человека, ненависть к иноземным поработителям. Напевы латышских песен можно разделить на две группы: речитативные и напевные. К группе речитативных принадлежит большая часть трудовых и обрядовых песен. Они просты, с небольшим диапазоном. Лирические и хороводные песни относятся к группе напевных. Песни эти звучали в сольном и хоровом исполнении.
Латышские песни никогда не начинаются с затакта, что обусловлено законами языка, в котором ударение приходится на первый слог.
В Латвии развиты инструментальная музыка, танцевальное искусство.
Но самое яркое проявление национального творчества - это хоровое песни. Здесь поют все: и дети, и взрослые, регулярно проводятся певческие праздники, в которых принимают участие огромное количество певцов.
Учащийся № 10. Литовская народная песня уходит своими корнями в далекую древность. И хотя собрание народных песен в Литве началось только в XIX веке, исследователи по разным признакам определяют возраст некоторых песен свыше 1000 лет. Литовский народ бережно сохранил трудовые и обрядовые песни. В Литве тоже высоко развита хоровая культура. Широко распространено в Литве детское хоровое пение. Песня отражает особенности латышского народа: трудолюбие, организованность, бодрость, умение находить радость в труде. С давних времен в Эстонии бытовала инструментальная музыка. Очень любят эстонцы щипковый инструмент каннеле (типа русских гуслей). С конца XVIII века в народный быт вошла скрипка. Развито в Эстонии и танцевальное искусство. Но самым ярким выражением национальной черты эстонцев является, как у литовцев и у латышей хоровое пение.
Старинные эстонские песни - руны похожи на русские былины. Трудовые и обрядовые песни сопровождали все крестьянские работы. Эстонский народ как литовский и латышский обладает высокой хоровой культурой.
X.Учащийся № 11. О древнем искусстве киргизов, казахов и туркмен - народов, которые вели кочевой образ жизни - известно меньше. Но и здесь искусство талантливых народных певцов - акынов и ырчи - было высоко развито. Эти певцы обладали способностью слагать свои песни на любую тему, в народе про них говорили: "Что видит, то и поет". Они также как и украинские кобзари в своих песнях защищали народ от угнетения. Акыны аккомпанировали себе на комузе и домбре, туркменские певцы бахши - на дутаре. У узбеков и таджиков бытуют одинаковые инструменты: струнно-смычковый гиджак, щипковые инструменты дутар и рубаб, духовой сурнай, ударный чанг и дойра. Очень распространена музыка, основанная только на ритме.
Узбекская и таджикская музыка в прошлом не имела нотной записи, она развивалась только как музыка устной традиции. Но записывать ритм музыканты умели. Профессионально искусство - опера, симфоническая музыка, хоровое пение отсутствовали совершенно.
О древнем искусстве киргизов, казахов и туркмен - народов, которые вели кочевой образ жизни - известно меньше.
Киргизские, казахские и туркменские народные песни - одноголосные, импровизированные, пелись либо в сопровождении народных инструментов, либо без сопровождения. Танцев у этих народов не было.
Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Какую песню мы с Вами знаем о родном крае?
Дети - "Наш край"
Исполнение песни "Наш край" Д. Кабалевского
Вывод:
Учащийся № 1. У каждого человека есть своя родина.
Учащийся № 2. Она начинается на пороге твоего дома.
Учащийся № 3. Она огромна и прекрасна.
Учащийся № 4. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил.
Учащийся № 5. И у каждого она одна, как мама.
Учитель: Ребята, мы сегодня послушали много разной национальной музыки, И Вы сами в конце урока сделали вывод: Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Настоящий гражданин любит свою Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Учащийся № 12.
Народы как одна семья
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна
Привет тебе и слава
Непобедимая страна
Российская держава.
Учащийся № 13. Из сегодняшнего урока я понял, что Родина - это все: и прежде всего язык, природа, древняя история страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное труд, творческий, созидательный труд, труд во имя своей страны, своего народа. Мне хотелось бы спеть самую главную песню нашей страны гимн России.
Исполнение "Гимна России".
Для проверки, как дети усвоили некоторый материал, можно дать задание "Кроссворд".