Реализация нового ФГОС в интегрированном курсе "Обучение грамоте" в УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Начальная школа XXI века», Знакомство со звуками


В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Целью и основным результатом образования в новом Стандарте является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Основная цель интегрированного курса обучения грамоте – научить первоклассников учиться. Достижение данной цели позволит продолжить формирование универсальных учебных действий при изучении предметов данной образовательной области и предметов других образовательных областей в начальной школе.

Лингвистическими задачами курса являются развитие фонематического слуха, обучение сознательному, правильному слоговому чтению. Комплект пособий для 1 класса состоит из учебника “Букварь” в 2-х частях (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.) и трех рабочих тетрадей “Прописи” (авторы Безруких М.М., Кузнецова М.И.). Авторы комплекта создают условия для формирования основных компонентов учебной деятельности.

В рамках данного курса начинается работа по формированию регулятивных (принятие и сохранение учебной задачи, выполнение учебных действий по достижению поставленной цели, а также соотнесение полученного результата с поставленной задачей), познавательных (использование знаково-символических средств, построение речевого высказывания, анализ объектов, обобщение сведений об объекте), коммуникативных (формулировать собственное мнение, принимать позицию собеседника, строить совместное взаимодействие для достижение поставленной цели) универсальных учебных действий.

Одним из основных принципов работы учащихся в процессе обучения является моделирование. Построение моделей и работа с ними дает возможность формировать у учеников учебно-познавательные мотивы деятельности, следить за составлением алгоритма деятельности и правильностью выполнения каждой операции, развивать действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки выполненного действия, высказывать и доказывать свою точку зрения. Разноуровневые задания позволяют учителю организовать дифференцированную работу с учащимися с различным уровнем речевой подготовки, выстроить оптимальную траекторию развития каждого ребенка.

Опыт работы по формированию универсальных учебных действий в рамках преподавания курса “Обучение грамоте” представлен в рамках урока “Знакомство со звуками [п], [п,]. Буквы П, п”.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

  • образовательные: формирование представлений о букве П, совершенствование каллиграфических и читательских умений,
  • развивающие: развитие логических операций, развитие умения мыслить,
  • воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Оборудование:

  • учебник с. 113-115, тетрадь с. 13-14,
  • письменные принадлежности,
  • пластилин, проволока, шнуровка,
  • карточки с заданиями,
  • картинки-иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи:

-У нас сейчас урок обучения грамоте. А что мы делаем на уроках? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

3. Знакомство со звуками [п], [п,].

- Посмотрите на доску. (печка/печь, пушка, пчела, полка)

Какое задание можно выполнить? (найти сходство и отличие)

- Что можно сказать? (они состоят из 5 звуков, 2 слога)

- Какое слово может быть лишним? (пчела – она живая, печь – не 5 звуков)

- Что можно сказать об этих предметах?

- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема?

- Сравните первые звуки. Произнесите их.

Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)

- Какие у нас звуки? (согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду,

глухой – не слышим его в ушах

в слове “печка” – мягкий, в слове “пушка” – твердый)

4. Называние слов со звуками [п], [п,]. (картинки – приложение 1)

А только ли в начале слова могут встречаться звуки [п], [п,]?

Чтобы ответить на вопрос, мы будем работать в группах.

Каждая группа будет среди окружающих нас предметов находить определенные слова и прикреплять их на доску.

Первая группа – слова, которые начинаются со звука [п]

  • Вторая группа – слова, которые начинаются со звука [п,]
  • Третья группа – слова, в которых звук [п] находится в середине слова
  • Четвертая группа – слова, в которых звук [п,] находится в середине слова
  • Пятая группа – слова, в которых звук [п] находится на конце слова
  • Шестая группа – слова, в которых звук [п,] находится на конце слова

Группы закончили работать. Согласны с ними?

4. Зрительный образ печатной буквы П, п.

А я тоже нашла картинки. Куда мне их поместить?

А что у меня изображено? (буква П)

На что она похожа?

Буква П – дверной проем,
Не пройти туда вдвоем.

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.

Буква - это знак, символ. Буквы мы...читаем и пишем.

5. Практическая работа. Чтение слогов.

Интересно, что же сможем прочитать.

Возьмите карточки № 1. Прочитайте, что нужно сделать.

Карточка № 1 (приложение 2)

Прочитай слоги.

Подчеркни слоги с мягким звуком “п,зеленым карандашом, а слоги с твердым звуком “п” синим карандашом.

ПЯ – ПО – ПУ – ПИ – ПЕ – ПЫ

ПА – ПЭ – ПЮ – ПЁ – ПО – ПЯ

Проверка: девочки читают все слоги, где буква П обозначает звук [п,]

мальчики читают все слоги, где буква П обозначает звук [п]

6. Физминутка для глаз.

7. Зрительный образ письменной буквы П, п. Письмо букв.

Читая слоги, какие буквы вы видели? (печатные)

А какие еще буквы бывают? Дополните таблицу.

Образ заглавной буквы П.

Сравните печатную и письменную буквы.

Одновременно:

А) Чтобы лучше запомнить букву, давайте ее попытаемся изобразить с помощью пластилина и проволоки, ракушек (работа группы учащихся)

Покажите, что у вас получилось.

Б) - Из каких элементов состоит заглавная буква П?

Возьмите карточку № 2. Обведите буквы, в которых есть элементы буквы П + самопроверка

Карточка № 2 (приложение 2)

В заглавных буквах найди и обведи красным карандашом элементы, которые тебе понадобятся при написании заглавной буквы П.

Г, Т, Б, Я, И, Й, Н, У

Письмо заглавной буквы П.

Откройте прописи с.13. Письмо буквы в воздухе. Обведите элементы заглавной буквы П 3 раза.

Примите правильную позу для письма, не забудьте о наклоне тетради.

Пропишите первую и вторую строчки.

А зачем нужна заглавная буква П?

(начало предложения, имена, клички, географические названия)

Образ строчной буквы П.

- Можно ли заглавную письменную букву П перевести в строчную? (нет)

Почему? (разное количество элементов)

Одновременно:

А) - Из каких элементов состоит строчная буква П?

Возьмите карточку № 3. Обведите буквы, в которых есть элементы буквы П +самопроверка

Карточка № 3 (приложение 2)

В строчных буквах найди и обведи красным карандашом элементы, которые тебе понадобятся при написании строчной буквы п.

г, р, У, н, ю, т

Б) изобразите с помощью шнуровки, ракушек строчную букву(работа группы учащихся)

Письмо строчной буквы П.

Переверните страничку прописей. Письмо буквы в воздухе. Обведите элементы строчной буквы П 3 раза. Пропишите первую и вторую строчки.

8. Пальчиковая гимнастика

9. Чтение слов с буквой П.

Мы писали, а теперь будем опять читать.

Проверим, сможем ли мы прочитать слова с буквой П.

Откроем наши учебники на стр. 113. Пространственная ориентация

Найдите слова. Как они расположены? (5 столбиков по 3 слова или 3 строчки по 5 слов)

Прочитайте слова полушепотом.

А) Прочитайте слова последнего столбика.

Что у них общего? (состоят из 5 букв, заканчиваются на –лка)

Чем они отличаются? (первым звуком, первой гласной)

Б) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

В) Найдите и прочитайте слова, которые связаны отношением “один-много” (лапа-лапы)

Подходит ли к этому отношению пара пила-пилка? Почему? (нет, разное лексическое значение, отношение “большое-маленькое”)

Подберите пару к каждому слову. (пила – пилы; пилка-пилки)

Г) А как еще можно изменить значение слова? (...)

Давайте выполним задание, предложенное внизу страницы. Что вы заметили?

(изменяя в слове одну букву, мы изменяем его значение: борт-порт-пост-мост)

Д) Вы меняли одну букву и менялся смысл слова, а я поменяю местами все буквы. потоп

Изменилось ли значение слова? (нет)

Такие слова называются полиндромами или словами-перевертышами

Найдите еще одно такое слово в учебнике. (топот)

Может кто-нибудь сам знает такое слово? (дед, мим, казак, наган)

10. Итог урока. Устная рефлексия.

- Мы сегодня с вами хорошо поработали;

Что мы делали?

(рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)

Каких результатов достигли? (научились писать букву П, читать слова с буквой П)

11. Педагогическая и психологическая диагностика (приложение 2)

Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока.

Выполните задание НА ВЫБОР:

А) найдите букву П в узоре

Б) найдите букву П в узорах, полученных путем наложения

В) вставьте необходимую заглавную или строчную букву П:

(...)роба (...)ера

(...)ёс (...)олкан

(...)о(...)угай (...)етя

Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить.

Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.