Актуальность: В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Хорошо подготовленный к школе ребенок – это ребенок, который имеет высокую познавательную активность.
Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов была исследована и установлена тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей.
Содержательно-целевая линия: автором разработан материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойств предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.
Ведущие ключевые идеи:
- развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на вопрос “почему?”
- формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
- развитие доказательной речи дошкольников;
- приобщение детей к исследовательской деятельности.
Цель: предоставить ребенку возможность для исследовательской деятельности как активного метода познания.
Задачи:
1. Развитие у детей навыков экспериментирования.
2. Сформировать алгоритм действий: цели; отбор исследовательских действий; умение выполнять экспериментальные действия; делать выводы; описывать опыт, доказательно рассказывать о нём.
Методы деятельности: практические (опыты, эксперименты), наглядные (модели, схемы и т.д.), словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается умение:
- активно познавать окружающий мир,
- действовать согласно алгоритма познания,
- умение применять разные способы детского экспериментирования,
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,
- доказательно объяснять полученный результат,
- формируются предпосылки учебной деятельности.
У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями; родителей - компетентными в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования.
Перспектива развития
1.Предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира.
2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности, и. как следствие, успешно подготовить его к школе.
3. Родителям - предоставить материал для развития познавательной активности малышей.
Существуют различные подходы в определении понятия “детское экспериментирование”. В своем исследовании я придерживаюсь определения, предложенного Поддьяковым Н.Н.: “Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой”.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним.
Проанализировав работу по познавательному развитию детей в детском экспериментировании, пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Была отработана следующая система работы:
1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и родителей.
2. Создание условий для детского экспериментирования дома.
3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
4. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
5. Проведение ежедневных эвристических бесед.
6. Развитие параллельного взаимодействия в сферах:
- воспитатель — родитель;
- воспитатель — ребенок — родитель.
7.Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов.
8. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций.
9. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей:
1. Собрание “Мы – будущие исследователи”;
2. Составлены рекомендации:
- Как помочь маленькому почемучке;
- Ребенок - маленький исследователь;
- Игротека маленького исследователя;
- Техника безопасности на кухне;
- Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло;
- Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование.
Советуем родителям, что для подготовки ребенка к исследованиям вовсе не обязательно окружать его сложными технологичными штучками, дорогостоящими наборами “Юный химик”, “Юный физик”. Для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, барометр, часы.
Был разработан и осуществлен проект “Исследуем четыре стихии”, в котором также ключевая роль отведена родителям.
По итогам осуществления данной работы была проведена диагностика детей и родителей. Всего принимало участие в обследовании 73 ребенка в возрасте 5-7 лет и их родители.
1. Результаты диагностики уровня воспитания личностных качеств ребенка в экспериментальной деятельности за учебный год показали, что в течение учебного года отмечена положительная динамика в уровне воспитания личностных качеств с детьми в экспериментальной деятельности.
2.Диагностика методики “Радости и огорчения” помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. В течение года прослеживается увеличение количества детей, у которых определяются радости и огорчения познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью (с процессом на 3% и с результатом – на 13%). Количество детей, у которых радости и огорчения, связанные с самим собой и с другими людьми, уменьшилось в сумме на 16 %.
Таким образом, познавательная активность детей увеличилась.
3. Методика “Древо желаний” (В.С. Юркевич) по изучению познавательной активности детей показала, что за учебный год произошли положительные изменения – на 5% увеличилось количество детей, определяющих высокий познавательный уровень, на 9% - средний уровень. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 4%.
5. Методика “Выбор деятельности” исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Отмечены положительные изменения в количестве детей, предпочитающих детское экспериментирование из других видов деятельности.
6.Результаты исследования овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью в начале и конце учебного года показали:
Выявлены причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. познавательный интерес неустойчивый;
2. не всегда дети видят проблему;
3. малоактивны в выдвижении идей;
4. стремление к самостоятельности не выражено;
5. пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Использованы пути совершенствования:
1. изучение интересов детей;
2. работа с родителями;
3. воспитание уверенности в своих силах;
4. воспитание самостоятельности, решительности;
5. индивидуальная работа по расширению и углублению знаний;
6. воспитание трудолюбия;
7. обучение умения работать в команде.
Результаты диагностики в конце учебного года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- знания детей о неживой природе;
- психологическая готовность к школе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.
Литература
1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера, 2004
2. Иванова А. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004 - №4.
3. Куликовская И., Совгир Н., Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой . – М.: АРКТИ, 2003.
5. Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.