Технология создания и обработки компьютерных тестов средствами MS Excel

Разделы: Информатика


Одной из важных составляющих образовательного процесса является контроль знаний и умений учащихся. С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. А внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс привело к созданию компьютерных тестов.

Компьютерное тестирование является аналогом обычного тестирования, но дает ряд преимуществ. Оно значительно экономит время, затрачиваемое преподавателем на проверку работ учащихся, обеспечивает беспристрастность при выставлении оценки. Имеет понятный интерфейс.

Программа MS Excel является удобным средством для создания компьютерных тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки.

Возможности MS Excel не ограничиваются созданием расчетных таблиц и сложных графиков. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции. Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики и других учебных дисциплин, но и ученики, имеющие базовые знания по Excel.

Например, в рамках изучения темы "Компьютерное моделирование" можно предложить учащимся создать модель "учителя проверяющего", т.е. создать компьютерный тест с помощью программы MS Excel, который берет на себя часть функций учителя, а именно - контроль знаний учащихся.

В Приложении 1 приведена подробная методическая разработка процесса создания компьютерного теста с выбором правильного ответа из раскрывающегося списка средствами программы MS Excel.

Компьютерный тест содержит три вкладки "Вопросы", "Результаты" и "Инструкции".

На вкладке "Инструкции" учащийся может ознакомиться с правилами работы с данным электронным тестом.

На вкладке "Вопросы" учащийся дает ответы на поставленные вопросы. Вариант ответа на вопрос выбирается из раскрывающегося списка. У ученика есть возможность до подведения итогов теста еще раз проверить свои ответы на все вопросы теста и, при необходимости, внести нужные исправления.

Результат теста невозможно посмотреть до того момента, пока не даны ответы на все вопросы. Если досрочно перейти на вкладку "Результаты", программа выдаст соответствующее предупреждение.

После того, как все ответы даны, ученик может ознакомиться с результатом тестирования. На вкладке "Результаты" ученику будет выставлена оценка за тест, указано на какие вопросы были даны неверные ответы (возможность самоанализа), подсчитано общее количество правильных и ошибочных ответов. С помощью диаграммы можно увидеть соотношение верных и неверных ответов на вопросы теста.

В Приложении 2 размещен готовый компьютерный тест, создание которого рассмотрено в Приложении1.

В Приложении 3 и Приложении 4 размещены компьютерные тесты по различным предметам, созданные учащимися.