Сформированная связная речь – важнейшее
условие успешности обучения ребенка в школе,
поэтому основной задачей учителя-логопеда
является коррекция дефектов устной и письменной
речи у детей и формирование у них предпосылок
(лингвистических, психологических) к
полноценному усвоению общеобразовательной
программы по родному языку.
В 2009–2010 учебном году мною были поставлены
следующие задачи:
- Добиваться высокой эффективности каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.)
- совершенствовать формы и методы логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов устной и письменной речи учащихся;
- формировать правильное произношение, обогащать и развивать словарь, развивать грамматический строй речи, связную речь.
После обследования, проведенного с 1 по 15 сентября 2009 года, было выявлено среди учащихся начальной школы 101/72 детей, нуждающихся в логопедической помощи. Из этого количества детей были зачислены для посещения логопедического пункта 73/49 учащихся со следующими диагнозами:
Изолированный фонетический дефект |
Нарушение письменной речи, обусловленное ФФН |
Нарушение письменной речи, обусловленное НВОНР |
Нарушение письменной речи, обусловленное ОНР III уровня |
12/4 |
3/0 |
3/1 |
17/6 |
На основании проведенной диагностики было скомплектовано IV группы: 2 группы сформированы из учащихся 2-х классов, 1 группа – из учеников 3-х классов, и одна группа из детей, обучающихся в 4 классе.
В сентябре было составлено и утверждено расписание логопедических занятий.
Своевременно были оформлены документы:
- План работы на год.
- Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».
- Календарно-тематические планы логопедических занятий.
- Речевые карты на каждого ученика, занимающегося на логопедическом пункте.
- Поурочные планы работы.
- Расписание логопедических занятий.
- Журнал проведения консультаций, бесед с родителями, учителями начальных классов.
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
- Паспорт логопедического кабинета.
Диагностическая деятельность
Обследование устной речи младших школьников позволяет представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, направленную на предупреждение вторичных отклонений в письме и чтении. Хорошие результаты дает использование стандартизированной методики обследования Т.А.Фотековой, которая позволяет оценить как качественно, так и количественно (в баллах) сопоставляемые факты за текущий и прошлый год. Для каждого учащегося, посещающего логопедические занятия, составляется речевой профиль, отражающий состояние всех сторон речевой деятельности. Это помогает в конце учебного года оценить эффективность логопедического сопровождения учеников.
Для мониторинга речевого развития учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование:
- уровня фонематического восприятия;
- уровня связной речи;
- словаря детей;
- грамматической стороны речи;
- состояния звуковой стороны речи.
Итоговое обследование показало, что у большинства учащихся, посещавших логопедические занятия, повысился уровень овладения компонентами языка.
Из 12/4 зачисленных на логопункт детей, имеющих изолированный фонетический дефект, у 9/1 ребенка были поставлены и автоматизированы звуки.
В 2009-2010 учебном году было проведено 7 заседаний ШПМПК. Было продиагностировано 12 учащихся 1, 2 классов. Материалы на них были собраны и показаны на школьной комиссии. Для определения дальнейшего маршрута обучения они обследовались членами МПМПК.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями, с родителями.
В течение всего учебного года осуществлялся постоянный контакт с учителями начальной школы, с родителями учащихся.
Систематически проводились консультации для родителей детей, занимающихся на школьном логопункте. О чем свидетельствуют записи в тетради взаимосвязи учителя-логопеда с учителями, родителями.
Для них проводились теоретические и практические консультации по темам:
- «Обучение приемам работы по закреплению поставленных звуков»;
- «Оказание помощи детям с нарушениями письменной и устной речи»;
- «Успехи детей, их работа на логопедических занятиях».
17.11.09г. на базе нашей школы совместно с воспитателями, психологом, учителем-логопедом ДОУ «Солнышко» прошел малый педсовет «Преемственность и адаптация первоклассников», на котором выступила с вопросом о преемственности в работе учителей-логопедов по устранению речевых недостатков у учащихся 1 классов.
19.04.10г. с сотрудниками ДОУ принимала участие в совместном заседании, на котором рассматривался вопрос об уровне учебной, психо-физической и социальной готовности детей к обучению в школе.
Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинет учебно-методическими пособиями, дидактическими и наглядными материалами.
Согласно составленному в начале учебного года «Перспективному плану развития кабинета», проводилась работа по оснащению логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом:
- Оформление наглядных пособий по темам: «Животные жарких стран», «Фрукты», «Детеныши домашних животных».
- Оформление наглядных пособий по темам: «Грибы», «рыбы», «Обитатели океана».
- Изготовление лото «Слова-синонимы», «Слова-антонимы».
Задачи на 2010-2011 учебный год:
- Провести обследование устной речи учащихся предшкольных,1-х классов.
- Усилить совместную деятельность учителя-логопеда и учителей начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения.
- Продолжить оформление логопедического кабинета раздаточным и дидактическим материалом.
- Использовать новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.