Классный час "Путешествие по Третьяковской галерее"

Разделы: Классное руководство


Эпиграф: (Приложение. Слайд 1)

Цели:

  • Развитие кругозора обучающихся
  • Формирование интересов и духовных потребностей обучающихся
  • Формирование нравственной культуры обучающихся
  • Воспитание чувства прекрасного

Структура классного часа:

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Собирательская деятельность П.М.Третьякова
  3. Творчество В.И. Сурикова
  4. Передача галереи в дар Москве
  5. «Третьяковка» без Третьякова
  6. Третьяковская галерея в наши дни
  7. Заключительное слово ведущего

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выставка репродукций известных художников.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Вступительное слово ведущего (Приложение. Слайды 2,3)

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее шедевры, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней. (Приложение. Слайд 4)

Перед теми, кто проходит по залам галереи, открываются страницы жизни нашего народа, образы людей прошлого и настоящего и многочисленные пейзажи.
Люди ласково называют галерею «Третьяковкой», это слово привычно и понятно многим людям. И сегодня на классном часе у нас есть замечательная возможность пройти по залам Третьяковской галереи, познакомиться с некоторыми из шедевров, хотя и заочно,  и с создателями этих шедевров – замечательными художниками. Возможно, сегодня для некоторых из вас это будет первым знакомством с русской живописью.
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Николая Густовича Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Григорьевича Худякова. С этого времени П.М.Третьяков твёрдо решил  собирать работы своих современников. (Приложение. Слайды 5, 6)

Поскольку одной из актуальных тем 60-х годов  XIX века было бесправное положение женщины в русском обществе, то это поистине злободневное явление легло в основу картины "Искушение".
… Мрачная подвальная комната. Здесь в бедности, живёт красивая девушка и её старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встаёт с кровати за тёмной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но на заработанные честным трудом гроши невозможно прокормить себя и больную мать.
И вот пяльцы заброшены, перед бедняжкой встает проблема  выбора дальнейшего пути. 

Старуха – сводня уже тут как тут,  она протягивает юной героине дорогой браслет. В глубине картины в дверном окошке  маячит бородатое лицо искусителя. Если девушка согласится, то он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача.
На лице девушки, в её движениях испуг и отчаянье…

Незамысловато обозначенный конфликт усиливается прямолинейной аллегорией: на переднем плане полотна изображена кошка, которая готовится схватить  мышь, беспечно прогуливающуюся под комодом. Эта сценка словно указывает на предрешенность выбора девушки.

Следующая картина Василия Григорьевича Худякова  "Стычка с финляндскими контрабандистами".   На картине изображен реальный сюжет о столкновении отряда таможенной  стражи с группой контрабандистов.
О дальнейшей собирательской деятельности Павла Михайловича Третьякова  расскажет             

II. Собирательская деятельность П.М.Третьякова

Уже в начале своей деятельности коллекционера, Третьяков чётко сформулировал цель, которая вдохновляла его на протяжении всей жизни, – создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись,  –  писал он, – не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Эту мысль Третьяков высказывал в ту пору, когда в петербургский Эрмитаж допускались лишь люди, одетые в мундиры и фраки, а названия картин, висевших в залах, были написаны только по-французски. Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи. Свою галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус.

Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. К концу 1860-х годов П.М.Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников, артистов, учёных.  Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. (Приложение. Слайды 7-17)
Поэт Николай Алексеевич Некрасов тяжело болел.  Он знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял, он называл «Последние песни». В них он прощался с читателями, с жизнью. До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни – с поэзией. Произведение Крамского, конечно, больше, чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал её «Некрасов в период «Последних песен». (Приложение. Слайд 18)
Портрет М.П. Мусоргского написан Репиным за десять дней до смерти композитора. Художник деликатно  изображает смертельно больного человека. Он не прячет следы тяжелой болезни,  но лишь сглаживает рельеф морщин и припухлостей лица, снимает грубый физиологический  аспект в изображении. (Приложение. Слайд 19)
Человек предстаёт словно на фоне неба, взгляд его направлен вдаль и вверх, в лице – строгая  и  уже нездешняя отрешенность.

Никто из портретистов второй половины ХIХ века не сумел показать  трагический уход человека из жизни с такой глубиной и правдивостью.
П.М.Третьяков очень любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В его собрании появляются картины Ивана Ивановича Шишкина, Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана, Фёдора Александровича Васильева, Алексея Кондратьевича Саврасова. (Приложение. Слайды 20-28)

(Приложение. Слайды 29-34)

Про картины Василия Григорьевича Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания. (Приложение. Слайд 35)

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им вытащить сани на пригорок.

Перов назвал картину «Тройка». Сколько горечи и боли в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут – тройка измученных детей.
К названию картины – «Тройка» – Перов приписал : «Ученики мастеровые везут воду», потому что в ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли учениками.

Ведущий.  Павел Михайлович не пропускал ни одной значительной выставки, где мог увидеть интересные для собрания произведения. Подчас выставки демонстрировали уже купленные им картины, которые отбирались в мастерских художников до их открытия.
Павел Михайлович имел безошибочное "чутье" в выборе картин.
Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Рубинштейна и М.П. Мусоргского – сменились для Третьякова  радостью, когда на 9-й передвижной выставке появилась картина  В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881).  Мощный талант 33-летнего художника привлекал Третьякова.

III. Творчество В.И. Сурикова

(Приложение. Слайд 36)

Василий Иванович Суриков родился в январе 1848 года в городе Красноярске, происходил из семьи потомственных казаков, пришедших в Сибирь в середине XVI века с отрядами Ермака. В одиннадцать лет Суриков остался без отца. Его мать, умная и строгая, с её мастерством рукодельницы, врождённым вкусом и чувством колорита, неотразимо влияла на складывающийся характер.
Он гордился своими предками, до конца жизни сохранял привязанность к сибирскому краю. Приезжал туда после окончания Академии художеств и один, и с молодой женой, и с подрастающими дочерьми.
Когда ему было 22 года, то есть в 1870 году он поступил в Академию художеств. После окончания Академии, в 1875 году, он становится «вольным» художником . Для исполнения заказа весной 1877 года Суриков переезжает в Москву, и отныне вся его жизнь будет неотделима от древней российской столицы.
В творческом отношении жизнь Сурикова сложилась счастливо. Ему никогда не приходилось исполнять какие-либо картины или портреты по заказам. Творчество его всегда было свободно и подчинено только собственным влечениям. Каждая следующая картина становилась продолжением предыдущей. (Приложение. Слайд 37)
Картина «Утро стрелецкой казни» написана в 1881 году. На  картине изображена Красная площадь, заполненная многолюдной  толпой. Справа верхом на коне – государь Петр  Алексеевич с небольшой группой сподвижников.
Реформатор Петр и его соратники показаны на фоне кремлевской стены  со строгими, четко очерченными башнями. Вдоль стены выстроены преображенцы. 
Личность человека, вставшего на пути перемен, неизбежно перемалывает колесо истории, и Суриков с его даром монументалиста и исторического живописца осознавал неумолимость и бескомпромиссность исторических судеб мира.
После картины «Утро стрелецкой казни» Суриков погрузился в трагедию петровского любимца, его верного сподвижника А.Д. Меншикова.

(Приложение. Слайд 38)

После смерти Петра I в результате придворных интриг «полудержавный властелин» оказался низвергнутым с вершин власти. В окружении детей, в тесной избе, занесённой сибирскими снегами, коротает Меншиков свои дни. Власть, богатство и слава остались в прошлом. Но сила воли, несломленный характер, готовность активно жить и действовать Меншикову не изменили. Художник воссоздаёт не просто обстоятельства одного мгновенья, но трагедию человеческой жизни в картине «Меншиков в Берёзове», написанной в 1883 году.
Но воображение Сурикова продолжали занимать события грандиозных народных драм. Центральной картиной, в полную мощь выразившей талант и художественные возможности Сурикова, стала «Боярыня Морозова». К ней художник готовился долго и тщательно. Эскизы, сотни рисунков, этюдов были этапами работы над этим грандиозным полотном.

(Приложение. Слайд 39)

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона, начатых в 1655 году,  выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом  Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня  Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Своеобразную трилогию составляют картины Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», в которых новизна художественного языка выразилась в монументальной форме станковой картины. После «Боярыни Морозовой» Суриков создаёт ещё четыре крупных произведения – «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1907).
Из названных картин «Снежный городок» стоит особняком. Её нельзя в полную меру причислить к историческим произведениям. Она единственная, обращенная к реалиям современного сибирского быта. В ней изображена удалая народная игра, бытовавшая в Сибири с далёких времён. Это единственное полотно, где нет трагических коллизий, где смеются все лица, звучно и открыто горят все краски.

(Приложение. Слайд 40)

Художник считал, что картина была для него возвращением к жизни и творчеству, потому что вскоре после окончания «Боярыни Морозовой» умерла жена художника. Эту личную трагедию он переживал остро и глубоко. Уехав с двумя дочерьми на год на родину в Красноярск, он там, среди близких ему людей, любимой природы и повседневного быта медленно возвращался к жизни. «Снежный городок» стал своеобразным исцелением художника.

Ведущий. Собрание Третьякова постоянно пополнялось. Приобретаемые картины   Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы.
1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.

IV. Передача галереи в дар Москве

Летом 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший  брат Павла Михайловича. К этому времени Галерея была уже хорошо  известна в Москве. Согласно завещанию Сергея Михайловича, его собрание произведений иностранных  и русских  художников вошло в состав коллекции П.М. Третьякова.

Сергей Михайлович имел небольшую, но ценную коллекцию произведений  русских художников, часть из которых еще при его жизни экспонировалась  в Галерее Павла Михайловича. Не желая соперничать с братом, Сергей  Михайлович сосредоточился на собирании работ иностранных мастеров. 

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Вскоре на заседании Московской городской думы дар братьев Третьяковых был официально принят.

Галерея перешла в собственность города, а П.М. Третьяков был  утвержден ее пожизненным попечителем.

Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу.  В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения (Павел Михайлович был вынужден закрыть ее в 1891 году из-за происходивших краж произведений). Дар П.М. Третьякова имел широкий  общественный резонанс.  Третьяков в  декабре 1896 года был признан почетным гражданином Москвы.

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни.
Много сил, времени и энергии требовали также  и торгово-промышленные дела, и  участие во многих обществах, и  благотворительность.

Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий.

Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухи-Маклая, о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Очень переживал он и болезнь жены, которую разбил паралич. В ноябре 1898 года Третьяков отравился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо.
16 декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался.

V.  «Третьяковка» без Третьякова

После кончины П.М.Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела.
Московская городская дума в июне 1899 года  утвердила «Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», по которому музей должен был возглавить коллегиальный орган – Совет Галереи. 

В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства Игорь Эммануилович Грабарь. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев. В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников.  Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и обмерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию.  Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская. Изменение экспозиции и научное изучение собрания нашли отражение в новом каталоге, изданном в 1917 году под редакцией Игоря Эммануиловича Грабаря.

Реформы в Галерее, особенно перевеска картин, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Раздавались голоса протеста против изменения экспозиции, составленной еще самим Павлом Михайловичем Третьяковым. Но передовая художественная общественность поддержала Грабаря и одобрила его усилия сделать Галерею крупнейшим современным художественным музеем.

VI. Третьяковская галерея в наши дни

(Приложение. Слайды 41-42)

В 1986 году было образовано Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея". Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке – в Замоскворечье. Сегодня Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке – это большой музейный комплекс. В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI – начала XX века.     Особой частью экспозиции является "Сокровищница", где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII – начале  XX века.    Многие из экспонатов – не только удивительные по качеству произведения искусства, но и свидетельства событий далекого прошлого, реликвии и памятники, выражающие эстетические воззрения русского народа.

(Приложение. Слайды 43-44)

Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением. Но даже в этих щадящих условиях хрупкость техник и материалов делает невозможным постоянное пребывание графических работ в экспозиции. Чтобы показать все обширное собрание графики, разработана система проведения регулярных сменных экспозиций-выставок.
В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус. Здесь расположен конференц-зал для научных симпозиумов и пресс-конференций. Особый вход ведет в зал лектория, рассчитанный на проведение лекций с демонстрацией слайдов и видеофильмов.

(Приложение. Слайды 45-46)

Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века. Чтобы показать искусство XX века с возможной полнотой, отвечающей масштабу и уровню собрания музея,  было принято решение  разделить  экспозицию на два корпуса и в здании Галереи, расположенном на  Крымском Валу, создать обобщающую экспозицию искусства XX века. (Приложение. Слайды 47-48)
16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М.Третьякова,  на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства XX века.

Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений.

VIII. Заключительное слово ведущего

Сегодня мы познакомились с видным деятелем русской культуры, московским коллекционером – Павлом Михайловичем Третьяковым. С юных лет он страстно увлекался живописью. Третьяков-коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями в области литературы, живописи, театра и музыки. Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительными. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход русского искусства.
Хочется надеяться, что этот классный час не прошёл для вас бесследно, и при первой возможности вы захотите посетить «Третьяковку», помня о её создателе – Павле Михайловиче  Третьякове.

Используемая литература:

  1. В.М. Володарский «Государственная Третьяковская галерея», Издательство «Аврора», Ленинград, 1989.
  2. В.Порудоминский «Первая Третьяковка», М., «Детская литература», 1979.
  3. Н.Н.Ватолина «Прогулка по Третьяковской галерее», М., «Советский художник», 1983.
  4. Диск «Третьяковская галерея».