Тип урока: урок по комплексному применению знаний и способов деятельности к изучению новой темы.
Форма учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- познакомить с историей и основными видами текстовых документов;
- формировать умения и навыки работы с информацией:
- найти в тексте необходимую информацию (определение);
- классифицировать и структурировать информацию (управление);
- сравнить информацию из разных источников (интеграция);
- исключить несущественную или неважную информацию (оценка);
- сделать вывод (создание);
- изложить информацию для аудитории (сообщение).
- Воспитательные:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков учиться самостоятельно.
- Развивающие:
- развитие аналитических качеств личности;
- формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств поиска информации;
- формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления;
- развитие ИКТ-компетентности учащихся.
Задача урока: формирование и оценка ИКТ-компетентности учащихся.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Применения новых знаний и способов действий.
- Контроль и самопроверка знаний и способов действий.
- Коррекция знаний и способов действий учащихся.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия урока.
Девизы к уроку:
- Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща. (Борис Васильев)
- Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие учащихся и настрой на
плодотворную работу на уроке.
Тема урока «Текстовые документы и текстовые
процессоры» хотя и новая сегодня, но частично
знакомая с уроков истории и русского языка.
Поэтому практически весь урок сегодня будет
возможность у вас проявить самостоятельность и
расширить объем знаний в этом вопросе.
Для дальнейшей работы на уроке класс делится на две группы по 6 человек.
II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе
Блиц-опрос «Спеши ответить» (каждой команде предлагается веер из 10 вопросов, дается 1 мин для обсуждения и затем по очереди команды отвечают на вопросы, убирая из веера озвученный вопрос другой командой. Вопросы у команд на веерах одинаковые.)
Вопросы:
- В каких сферах деятельности сегодня используют компьютер?
- Назовите то, что объединяет человеческий мозг и компьютер.
- Можно ли было получить электронное письмо в 1947 году? Почему?
- Назовите наиболее распространенные источники информации 50-х годов 20 века.
- Назовите наиболее распространенные источники информации начала 21 века.
- Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?
- Назовите наиболее используемые поисковые системы сегодня.
- Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?
- Алгоритм поиска информации в библиотеке.
- Алгоритм поиска информации в сети Интернет.
III. Этап применения новых знаний и способов действий
Задания группам (в группах учащиеся распределяют роли: одни работают с текстом и выполняют 1 задание, другие выполняют – 2 задание, третьи – 3 задание, после выполнения каждой подгруппой своего задания вместе работают над созданием итогового продукта для презентации своей темы, которая обозначена во 2 задании для групп)
1 задание: открыть файл Текст_1 «Приложение 1»
ИКТ-компетентности. | Сценарий для учащегося. | Примерные действия учащихся. |
Определение | Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1 группа: Почему наиболее ранними сферами использования текстовых документов являются литературное творчество и делопроизводство. 2 группа: Укажите отличительные черты каждого (из 4-х) вида текстовых документов. |
Работают с текстом, разбивают вопрос на части и выбирают в тексте нужную информацию. |
2 задание: открыть файл Текст_2 «Приложение 2»
1 группа: Составьте классификационную схему аппаратного обеспечения процесса подготовки текстовых документов по образцу, представленному на Схеме _1 Приложение 3.
ИКТ-компетентности |
Сценарий для учащегося |
Примерные действия учащихся |
Управление | Прочитайте текст, определите ту информацию, которая соответствует вашему заданию и закончите схему классификации | (1 группа) Работают с текстом, заполняет уже предложенную схему, дополняя её. |
2 группа: Составьте классификационную схему программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов.
ИКТ-компетентности | Сценарий для учащегося |
Примерные действия учащихся |
Управление | Прочитайте текст, определите ту информацию, которая соответствует вашему заданию и нарисуйте схему классификации | (2 группа) Работают с текстом, разрабатывает структуру схемы и заполняет её. |
3 задание: По теме, обозначенной для вашей группы во 2 задании, соберите материал в Интернете и подготовьте выступление.
ИКТ-компетентности | Сценарий для учащегося |
Примерные действия учащихся |
Доступ | используя программу поиска, найти сайты со статьями по теме вашей группы | В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термин поиска (можно пользоваться другой поисковой системой) |
Управление | оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо устройстве (или программе), обеспечивающем процесс создания текстовых документов | Выбор сайтов. На сайте, содержащем общую информацию по теме выбрать одно устройство (или программу) |
Интеграция | в отобранных статьях найти нужную информацию | В поисковой системе учащийся вводит термин поиска |
Оценка | сравнить информацию из разных статей, выделить важную информацию | Чтение текста. Отбор информации. |
Создание | разработать документ в текстовом
редакторе – конспект статьи на тему. Кратко и в то же время полно осветить вопрос по теме (группы) |
Создание текстового документа (возможна подготовка фрагментов презентации или буклета) |
Сообщение | Адаптировать информацию для выступления перед одноклассниками, выделить важные детали для представления темы перед классом | Подготовка к презентации всей темы группы и, непосредственно, сама презентация темы. |
После выполнения 2 и 3 заданий учитель по сети собирает рабочие материалы учащихся на Рабочем столе ПК учителя. Учащиеся, используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации (буклета или иного документа на свой выбор) по теме группы и готовят выступление перед классом.
IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Учитель наблюдает за работой учащихся в ходе урока и оценивает их работу следующим образом: заготовлена таблица, в которую по ходу урока учитель заносит баллы, полученные учащимися за отдельные задания.
Таблица оценки учащихся
Блиц-опрос «Спеши ответить» | 1 зад. | 2 зад. | 3 зад. | Защита | Итого баллов |
Оценка за урок | |
1. ФИ | |||||||
2. ФИ | |||||||
… |
Расшифровка промежуточных накопительных баллов:
Блиц-опрос «Спеши ответить» и 1 задание:
Правильный ответ на 1 вопрос – 0,5 балла.
2 задание: Составить классификационную схему.
Уровень |
Результат выполненных действий |
Высокий (3б) | Заполняет в соответствии с таблицей для контроля |
Средний (2б) | Допускает одно-два несовпадения |
Низкий (1б) | Заполняет с более 2-х несовпадений |
3 задание: Поиск в Интернете и обработка информации
Высокий уровень – 5 баллов
Средний – 4 балла
Низкий – 3 балла
Начисление баллов за 3 задание проводится согласно таблицы
Наблюдаемые данные | Результат работы |
Уровень |
Методы. |
Соответствие стандартам образования |
1. Качество синтаксиса | Термины поиска | Высокий | Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит название искомой информации | Знание аппаратного и программного обеспечений |
Средний | – Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем | |||
Низкий | – Не использует «И» | |||
2. Качество и уровень работы с выбранными ресурсами | Выбранные ресурсы | Высокий | Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150-170 слов в минуту | Умение быстро и осознанно читать текст |
Средний | Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120-140 слов в минуту | |||
Низкий | Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту. | |||
3. Качество полученного текста | Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка | Высокий | Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста | Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте |
Средний | В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок | |||
Низкий | Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок |
Защита работ групп:
2 балла – выступление перед классом с
соблюдением логической последовательность в
изложении материала, без речевых ошибок,
монологически грамотное.
1 балл – выступление перед классом имелись
незначительные замечания (в сравнении с ответом
на 2 балла)
1 балл – текстовая работа (либо презентация,
буклет) не имела замечаний
1 балл – работа выполнялась всей группой, а не
отдельными учащимися.
1 балл (дополнительно) – за лучшую выполненную
работу на данном уроке.
После создания презентаций учитель по сети
собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя
и через проектор демонстрирует всему классу
работы учащихся.
Самопроверка применяется при выполнении заданий
на структурирование информации, создание
статьи, поиске информации в Интернете.
Взаимопроверка применена при просмотре и
создании презентаций.
V. Этап коррекции знаний и способов действий
Учитель комментирует ошибки и недочёты
учащихся, выделяет особенно удачные работы,
оценивает как работу класса в целом, так и работу
групп и отдельных учащихся.
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и
способах действий учащихся в рамках изученной
темы.
VI. Этап подведения итогов занятия
Итоговая оценка за урок:
От 20 баллов – «5»
От 16 баллов – «4»
От 12 баллов – «3»
VII. Этап информации о домашнем задании
К следующему уроку необходимо создать аналогичный продукт по теме «История развития операционной системы Windows»
VIII. Этап рефлексии
Применяется рефлексия «Острова».
Литература:
Информатика и ИКТ: Учебник. 10 класс. Базовый уровень /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.