Цель: развитие мыслительных операций.
Задачи:
- развивать умение ориентироваться в мире книг, соблюдать логику в процессе пересказа;
- развивать логическое мышление (аналогии, связи и отношения между понятиями), речь;
- развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, зрительную память;
- развивать у учащихся с гиперактивностью умение контролировать и регулировать своё поведение;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; сплотить коллектив на основе общности интересов.
Оборудование: подборка книг (русские
народные сказки), серия предметных картинок
«Персонажи из сказок о животных», маски
сказочных героев, таблички с названием домиков в
необычном ракурсе, картинка с изображением
гномиков, кассета с записью детских песен, медали
для победителей, пазлы для участников, карточки с
изографами, 2 серии картинок для составления
рассказа, карточки с заданиями для
самостоятельной работы, конверты с разрезными
картинками, слайды с заданиями на развитие
ассоциаций, компьютер.
Класс делится на две команды. Дети придумывают
название команд, выбирают командиров. Звучит
песня «Улыбка».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель:
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
– Сегодня у нас игровое занятие. Вы будете выполнять задания гномиков. Каждый из них считает себя очень умным и живёт в необычном домике, которому придумал зашифрованное название. Угадывая название домиков, вы узнаете задания. За правильные ответы будут даваться фишки. В конце занятия подсчитаем их и выявим победителя в личном первенстве и лучшую команду. Выполняя задания в процессе игры, вы вспомните русские народные сказки, будете развивать своё внимание, наблюдательность, память; нужно будет проявлять сдержанность и умение работать в команде.
1 домик. Конкурс «Угадайка»
Учитель.
1. Кто в лесу глухом живёт, 2. Кто любит морковку
Неуклюжий, косолапый? И прыгает ловко,
Летом ест клубнику, мёд, Портит в огороде грядки,
А зимой сосёт он лапу. Удирает без оглядки.
(Медведь) (Заяц)3. Сама – крошка, 4. Девица-красавица
Боится кошки, Зеленью славится.
Под полом живёт, На болоте живёт,
Туда всё несёт. Песни поёт.
(Мышка) (Лягушка)5. Хитрая плутовка, 6. Лесом катится клубок,
Рыжая головка. У него колючий бок.
Пушистый хвост – краса! Он охотится ночами
И называется … За жуками и мышами.
(Лиса) (Ёж)7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
Команды по очереди отгадывают загадки. Картинки с изображением животных вывешиваются на доску.
– Назовите одним словом эти сказочные
персонажи. (Животные)
– Какие русские народные сказки о животных вы
знаете?
Учитель читает песенки героев из сказок, дети называют сказку и того, кто в ней пел эту песенку.
1. По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен… (Колобок, «Колобок»)2. Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт! (Лиса, «Лиса и волк»)3. Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают … (Лиса, «Петушок – золотой гребешок»)4. Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок. (Иванушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)5. Вижу, вижу!
Не садись на пенёк!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша, «Маша и медведь»)6. Ах, братец мой Иванушка!
Тяжол камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли. (Аленушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2 домик. Конкурс «Цепочка»
Учитель. Команды получают маски сказочных персонажей, определяют сказку и инсценируют её. («Репка», «Теремок»)
3 домик. Конкурс «Зашифрованная сказка»
Учитель. Командам даются карточки, на которых сказочные персонажи изображены схематично (геометрическими фигурами). Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Физпауза
Упражнение «Кольцеброс»
4 домик. Конкурс «Изограф»
Учитель. Названия каких предметов зашифрованы на карточках?
5 домик. Конкурс «Умников»
Психолог. Рассмотрите картинки. Вместо знака вопроса дайте правильный ответ. (Самостоятельная работа по карточкам)
6 домик. Конкурс «Сказочников»
Учитель. По картинкам, на которых изображены эпизоды из волшебных сказок, составить свою сказку. А мы посмотрим, у кого из команд лучше получится. (Карточки перемешиваются. Каждый член команды берёт одну картинку и составляет предложение так, чтобы получился связный рассказ.) Вот вы и сами стали настоящими сказочниками.
Физпауза
Упражнение «Движущиеся человечки»
7 домик. Конкурс «Быстрый карандаш»
Психолог. Посмотрите внимательно на пары предметов, запомните их. Затем нарисуйте по памяти 2-й предмет из пары.
8 домик Конкурс «Запевайка»
Психолог. Мы будем исполнять песню с разной громкостью. Если моя рука поднимается вверх, значит песня поётся громко. Если рука находится в низу, то нужно петь тише.
9 домик. Конкурс «Сочиняйка»
Психолог. 3 сюжетных картинки. Нужно восстановить последовательность событий и составить рассказ по картинкам.
10 домик. Конкурс «Волшебное зеркальце»
Психолог. Участники встают в круг. Ведущий предлагает какое-либо движение каждому, а затем дети по условному сигналу показывают своё движение. Остальные должны его повторить.
Подведение итогов. Рефлексия. Вручение призов.
Учитель:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.Вот настал момент прощания.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: до свидания,
До счастливых новых встреч!